по иску Летавиной И. к УФРС по Нижегородской области о признании действий недействительными



Гражданское дело № 2 - 1245/11

Р Е Ш Е Н И Е                                                                                             

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                     г. Богородск

Богородский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Столяровой Т.С.,

с участием представителя истца Летавиной И.О. - Гордова Д.В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области Григорьевой О.А., представителя Администрации Доскинского сельсовета Богородского района Нижегородской области - Благочиннова В.В., представителя Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата»
Ракитиной Е.В.,

при секретаре Зининой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Летавиной И.. к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел, Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области о признании действий незаконными,

установил:

Летавина И.О. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел, Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области о признании действий незаконными.

В обосновании иска указав, что ее представителем Гордовым Д.В., действующим на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел было подано заявление о внесении изменений в ЕГРП на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер . Изменения вносились в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства». Выдача документов для регистрирующего органа была назначена на ДД.ММ.ГГГГ. Однако в тот же день ее представитель Гордов Д.В. получил приостановление от ДД.ММ.ГГГГ на основании того, что якобы не представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации. Считает, что для проведения регистрации внесения изменений в ЕГРП ей в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для совершения указанного действия, а приостановление, сделанное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородским отделом нарушает ее права. В настоящее время собственник земельного участка, не являющийся членом, дачного некоммерческого объединения граждан, вправе изменить виз разрешенного использования земельного участка «для крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства» на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Такое решение органа местного самоуправления было ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ были проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка. Решение было принято положительное. На основании представленных выше документов ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области было издано распоряжение об изменении вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства». ДД.ММ.ГГГГ в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Нижегородской области» были произведены изменения касающиеся вида разрешенного использования и получены новые кадастровые паспорта. Просит признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел незаконными и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел осуществить регистрацию «внесения изменений в ЕГРП» касающихся вида разрешенного использования земельного участка находящегося по адресу <адрес>, кадастровый с «для сельскохозяйственного использования» на, «для дачного строительства» <данные изъяты>

Определением Богородского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» <данные изъяты>

Определением Богородского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего ответчика привлечено Правительство Нижегородской области <данные изъяты>

Определением Богородского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Доскинская сельская администрация Богородского района Нижегородской области и Администрация Богородского района Нижегородской области <данные изъяты>

Истец Летавина И.О. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дне и времени судебного рассмотрения, доказательств уважительности причин неявки суду не сообщила.

Представитель ответчика Правительства Нижегородской области Горячкина Т.А., действующая на основании доверенности <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, представила возражения на иск, из которых следует, что согласно положениям гражданского законодательства, лицо, гражданское право которого нарушено (оспорено), вправе осуществить судебную защиту нарушенного (оспоренного) права способом, названным в статье 12 ГК РФ, либо иным способом, предусмотренным законом. При этом указанное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенного (оспариваемого) права. Одним из способов защиты гражданских прав является оспаривание в судебном порядке актов, решений, действий и бездействия государственного органа. По правилу статьи 13 ГК РФ основанием для признания судом решения государственного органа недействительным является как его несоответствие закону или иным правовым актам, так и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. В развитие указанного положения статья 258 ГПК РФ с учетом разъяснений пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусматривает, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, а решения или действия государственного органа незаконным является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими гражданских прав и охраняемых законом интересов заинтересованного лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При отсутствии хотя бы одного из названных оснований, в судебной защите заявителю отказывается. По общему правилу, правом на обращение в суд в силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ). Принцип судебной защиты предполагает восстановление действительного права или законного интереса заявителей. Несуществующее право либо противоправный (неправовой) интерес заявителей судебной защите не подлежат. В этом случае, полагаем, что заявителю должно быть откачано в удовлетворении заявленных требований, но причине отсутствия такого основания судебной защиты как нарушение действительного права и (или) законного интереса. По мнению Правительства Нижегородской области, наличие такого основания к судебной защите как нарушение действительных прав и законных интересов заявителя Летавиной И.О. оспариваемый ей отказ регистрирующего органа, по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменений в сведения о земельном участке, касающиеся вида его разрешенного использования, не имеется. По имеющейся информации,      земельный участок, являющийся собственностью заявителя, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом разрешенное использование указанного земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - «для сельскохозяйственного использования». Таким образом, за заявителем по смыслу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государством признано право собственности на участок сельскохозяйственных угодий. В силу общих правил ст. ст. ст. 77, 79, 81 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья; земли занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями,     предназначенными для обеспечения зашиты земель от негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. При этом сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Принципы приоритета в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий установлены взаконодательстве об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Так в силу положений п. 1, 3 ст. 1, ст. 6, 8 Федерального закона     от     24     июля     2002     года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», казанный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земельсельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве обшей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения идр. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципах: сохранении целевого использования земельных участков; преимущественного права субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением продажи с публичных торгов. Принцип сохранения целевого использования земельных участков сопряжен правомпринудительного изъятия и прекращения прав на земельный участок из составаземель сельскохозяйственного назначения в случае использования такого земельного участка не по назначению, что приводит к его порче и иному ухудшению качественных характеристик. Принцип преимущественного права субъектаРФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образовании на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже по цене, за которуюон продается, реализуется в том, что продавец земельного участка из земельсельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участокс указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, доистечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Законом Нижегородской области от 27 декабря 2007 года № 195-3 «Об осуществлении оборота      земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области» в статьях 4, 10, 11, 12 установлено, что Правительство Нижегородской области является органом государственной власти, обеспечивающим принцип сохранения целевого использования земельных участковсельскохозяйственного назначения и осуществляющим государственное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Правительство Нижегородской области имеет преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. При этом при продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения с публичных торгов Правительство Нижегородской области в случае отсутствия покупателя такого земельного участка, обязано выкупить такой земельный участок. При обычной продаже земельного участка, если Правительство Нижегородской области откажется от своего преимущественного права покупки либо не уведомит в письменной форме продавца земельного участка о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения продавца, продавец земельного участка вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу на условиях, указанных в извещении, но не ниже указанной в извещении цены. Однако, в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действие этого закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот упомянутых земельных участков осуществляется по общим правилам ЗК РФ. Таким образом, оборот сельскохозяйственных угодий ограничен специальными положениями законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, целью которых является сохранение площадей (фонда) сельскохозяйственных угодий как основы сельскохозяйственного производства. Гарантией сохранности фонда сельскохозяйственных угодий является преимущественное право высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации на выкуп в государственную собственность отчуждаемого частным владельцем земельного участка сельскохозяйственных угодий с целью последующего эффективного и рационального использования сельскохозяйственных угодий. Между тем, изменение разрешенного использования земельного участка с вида «для сельскохозяйственного использования» на вид «для дачного строительства» приводит к формальному выводу указанного земельного участка из режима специального правового регулирования оборота сельскохозяйственных угодий, поскольку как уже было указано ранее, законодательство об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на земельные участки, предоставленные для дачного строительства. Поэтому такое изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения возможно лишь при условии предварительного выполнения тех правовых ограничений, которые установлены законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения. А в связи с тем, что государственное регулирование в сфере оборота земель сельскохозяйственною назначения осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, изменение вида разрешенного использовании должно согласовано собственникомземельною участка с высшим исполнительным органом власти субъекта РФ. Однако вопрос об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка с Правительством Нижегородской области не согласовывался. Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешению использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначении, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначении. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок, проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства урегулировано статьей 81 ЗК РФ. Согласно указанной норме права земли сельскохозяйственного назначения дляведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются только гражданам и их объединениям. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, Федеральным законом о садоводческих, огороднических идачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ). Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Федеральный закон № 66-ФЗ) предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель (формируется из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном в ст. 80 ЗК РФ, с учетом схемы зонирования территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3). Кроме того, анализ ст. ст. 13 и 14 Федерального закона № 66-ФЗ указывает на то, что садоводческая организация возникает по инициативе (отводится территория) органа местного самоуправления на основе регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков, то есть определяет потребность в садовых участках на территории района орган местного самоуправления. О необходимости учета потребностей, в дачных участках указывает так же что согласно ст. 33 ЗК РФ законами субъектов РФ устанавливаются предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения дачного хозяйства, то есть законодатель ограничивает размер земельных участков, которые могут находиться в граждан, имеющих целевое назначение «для дачного строительства». Законом Нижегородской области от 14.07.2003 № 58-3 «О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области» максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для дачного строительства - до 0,25 гектара. В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона № 66-ФЗ при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления (п. 3 указанной статьи). В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одними из основных принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты являются: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил планировке территории. Территориальное планирование, как следует из ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. На территории Нижегородской области действует Закон Нижегородской области от 08.04.2008 № 37-3 «Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области» (далее - Закон № 37-3), который устанавливает цель, направления и задачи политики пространственного развития территории Нижегородской области; состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования; состав и порядок подготовки, согласования, утверждения схемы территориального планирования Нижегородской области, регулирует деятельность по планировке территорий Нижегородской области, а также реализацию иных полномочий в сфере градостроительной деятельности, отнесенных к ведению Нижегородской области Градостроительнымкодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 37-3 подготовка и утверждение документов территориального планирования области относятся к исключительной компетенции Правительства Нижегородской области. Согласно пп. 1 п. 8 ст. 13 Закона № 37-3 на схеме границ территорий и земель устанавливаются утверждаемые в составе схемы территориального плакирования Нижегородской области существующие и планируемые к изменению границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель сельскохозяйственногоназначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, границы территорий объектов культурного наследия регионального значения. В целях обеспечения устойчивого развития области постановлением Правительства Нижегородской области от 29.04.2010 № 254 утверждена Схема территориального планирования Нижегородской области. В ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Схемой территориального планирования Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29.04.2010 года № 254 не предусмотрено дачное строительство на указанной территории. Изложенное позволяет сделать вывод, что законодательство не допускает стихийного возникновения дачных участков и одного желания собственников земельного участка недостаточно для превращения земельных участков в дачные. В связи с чем, интерес, в защиту которого заявитель обратился с заявленными требованиями, является неправовым интересом, направленным на формальный вывод спорных земельных участков из под правового режима ограничений, установленных законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Такой интерес не подлежит судебной защите. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территории, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории. В соответствии с ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земель указывается в градостроительном регламенте. Частью 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границам особых экономических зон. Использование земельных участком, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии е федеральными законами (ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ). Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитальною строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ). Федеральный закон, который бы определял уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местною самоуправление, полномочный определять использование таких земельных участков, а также порядок принятия решения об изменении одною вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время отсутствуют. Пункт 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 91-ФЗ«О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» не может являться данной нормой, поскольку в нем установлены полномочия глав местных администраций на изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования до принятия правил землепользования и застройки, а не до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенною использования земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Соответственно, главы местных администраций не наделены полномочиями на принятие решений по изменению вида разрешенного использования земельных участков относящимся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, глава местного самоуправления Доскинского сельсовета Богородского района не вправе был принимать решение об изменении вида разрешенного использования в отношении земельных участков относящимся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения. Исходя из изложенного, условия, предусмотренные ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ для признания решения Управления Росреества по Нижегородской области незаконным отсутствуют. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется. В связи с изложенным, полагаем заявление Летавиной И.О. не подлежащим удовлетворению. Просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Правительства Нижегородской области. Суду доверяет, отводов не имеет <данные изъяты>

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца Летавиной И.О. - Гордов Д.В., в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивал, доводы иска поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области Григорьева О.А., действующая на основании доверенности <данные изъяты>, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, считает действия Управления Росреестра законными. Летавина обратилась с отдельным заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, представила на государственную регистрацию кадастровый паспорт спорного земельного участка, согласно которому вышеуказанный земельный участок сменил вид разрешенное использование с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства». Была проведена правовая экспертиза представленных документов, было принято решение об отказе в регистрации. ст. 4 ФЗ № 191 «О введении градостроительного кодекса» не применима, поскольку данная норма применяется для земельных участков, для которых разработаны правила землеустройства и застройки. Правительство Нижегородской области обладает определенными полномочиями в отношении земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, ст. 36 ГК РФ изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. В отношении иных сельскохозяйственных земель изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом. Летавина И.О. на государственную регистрацию документы, подтверждающие изменение категории земель не представила. Существует определенная процедура перевода земель из одной категории в другую и она не была соблюдена. В данном случае происходит формальный вывод земель "для сельхозназначения" в земли "для дачного строительства". Данные земли обладают определенным правовым режимом и особой охраной, соответственно нарушаются права третьих лиц, а именно Правительства РФ. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Администрации Доскинского сельсовета Богородского района Нижегородской области - Благочиннов В.В., действующий на основании доверенности <данные изъяты> в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Уставом у администрации Доскинского сельсовета имеются полномочия для проведения публичных слушаний. Считает, что нарушений при переводе земель не допущено. Вопрос о проведении слушаний по данному вопросу согласовывался с администрацией Богородского района Нижегородской области, ни каких возражений не поступило. Действующее законодательство предоставляет право сельской администрации переводить земли из одной категории в другую. Полномочия администрации Доскинского сельсовета Богородского района Нижегородской области прописаны в ст.15 п. 2 Устава.

Представителя Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» Ракитина Е.В., действующая на основании доверенности <данные изъяты>, в судебном заседании пояснила, что в отношении спорного участка учет изменений произошел ДД.ММ.ГГГГ на основании необходимых представленных документов, а именно ст. 22 ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости" предусматривает перечень необходимых документов для осуществления кадастровых изменений объекта недвижимости, в данном случае изменения вида разрешенного использования земельного участка. Рассмотрев представленный комплект документов учреждением не были выявлены нарушения, оснований для приостановления либо отказа в совершении указанных действий не было обнаружено. Было принято решение об изменении учета земли в части учета земли разрешенного использования. Правовая экспертиза учреждением не осуществляется. Все действия произведены в соответствии с действующим законодательством.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что Летавина И.О., является собственником земельного участка, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, общей площадью обезличенно кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ на имя Летавиной И.О. выдано свидетельство серии о государственной регистрации права на земельный участок, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, общей площадью обезличенно кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы местного самоуправления Доскинского сельсовета Богородского района Нижегородской области С.М.Н. рассмотрено обращение Л.Е.А. о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка. По результатам рассмотрения обращения принято решение о назначении публичного слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, площадью обезличенно кв.м. на ДД.ММ.ГГГГ в здании Доскинского сельсовета по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ с участием Главы администрации Доскинского сельсовета Богородского района Нижегородской области проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, площадью обезличенно кв.м. с кадастровым номером с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства». По результатам слушаний составлен протокол, из которого следует, что было принято решение, разрешить смену вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, д. Бурцево, юго-восточная сторона, площадью обезличенно кв.м. с кадастровым номером с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства» <данные изъяты>

Из заключения Главы администрации Доскинского сельсовета Богородского района Нижегородской области следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, площадью обезличенно кв.м. возможно <данные изъяты>

Распоряжением Главы администрации Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» был изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью обезличенно кв.м. с кадастровым номером с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства». Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Летавина И.О. обратилась в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, представив документы, необходимые для осуществления такого учета.

Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка Летавиной И.О. осуществлен учет изменения вида разрешенного использования.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ , правообладателем земельного участка, площадью обезличенно кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , вид разрешенное использование: для дачного строительства является Л.Е.А. <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ УФСГР Кадастра и картографии по Нижегородской области Богородским отделом государственная регистрация внесений в ЕГРП приостановлена на основании того, что не были представлены необходимые документы для проведения государственной регистрации, предусмотренные ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122 - ФЗ от 21.07.1997 года. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, ст. 36 ГК РФ изменение вида разрешенного использования земельного участка относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного использования, возможно только по изменения категории земель. Спорный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и предназначен для сельскохозяйственного производства <данные изъяты>

В уставе Доскинского сельсовета Богородского района Нижегородской области содержатся полномочия органа местного самоуправления, к которым относятся: формами непосредственного осуществления населением сельсовета местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются публичные слушания (п. 9 ст. 6); на публичные слушания должны выносится проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территории и проекты межевания территорий, а также вопрос предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства и т.д. (п. 2 ст. 15) <данные изъяты>

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

В соответствии с п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами (п. 7).

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» № 191-ФЗ от 29.12.2004 года вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до ДД.ММ.ГГГГ: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

До принятия правил землепользования и застройки, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодиям в составе сельскохозяйственного назначения, осуществляется решением органа местного самоуправления в учетом результатов публичных торгов.

В уставе Доскинского сельсовета Богородского района Нижегородской области указано, что администрация наделена полномочиями по изменению вида разрешенного использования земельного участка, путем соблюдения необходимой процедуры - проведение публичных слушаний.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка, площадью обезличенно кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , произошло на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.

В соответствии со ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122 - ФЗ от 21.07.1997 года, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Из приведенной выше нормы следует, что при изменении сведений подраздела I Единого государственного реестра в части изменения сведений о разрешенном использовании земельного участка не имеется оснований для проведения государственной регистрации прав либо для отказа в проведении государственной регистрации прав. В случае, если такие сведения не были внесены в ходе информационного воздействия, такие сведения могут быть внесены в ЕГРП на основании заявления правообладателя спорного земельного участка в порядке ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122 - ФЗ от 21.07.1997 года.

В соответствии с п.1 ст. 19Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 17.06.1997)) государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.

Распоряжение главы администрации Доскинского сельсовета Богородского муниципального района Нижегородской области принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры, установленной действующим законодательством., поэтому доводы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о том, что данное решение принято органом, не имеющим соответствующих полномочий, на законе не основано.

В настоящее время в отношении земельного участка Летавиной И.О., осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, а именно разрешенным использованием земельного участка является «для дачного строительства».

Доводы ответчика о том, что ФГУ «ЗКП» не проводит правовой экспертизы при принятии решения об учете изменений, не свидетельствует о том, что данное решение является незаконным.

Как установлено судом, данное решение принято в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 122-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и никем не оспаривается.

Основные направления использования сельскохозяйственных земель гражданами, указаны в статье 78 ЗК РФ - ведение фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводство и огородничество.

Согласно ст. 81 ЗК РФ - земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами для дачного строительства, и перевод для этих целей земли в иную категорию, законом не предусмотрено, следовательно требование ответчика о представлении документов, подтверждающих изменение категории земли являются незаконными.

Учитывая изложенное, суд считает, что доводы представителя Управления Росреестра Нижегородской области не могут послужить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу, что действия Управления Россреестра по Нижегородской области Богородский отдел являются незаконными, а требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Летавиной И.О. к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел, Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области о признании действий незаконными, удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области - Богородский отдел от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении в государственной регистрации внесении изменений в ЕГРП земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу <адрес> кадастровый номер .

Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел осуществить внесение изменений в ЕГРП вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу <адрес> кадастровый номер на «дачное строительство».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Богородский городской суд в течение 10 -ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Федеральный судья:                            Т.С. Столярова

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья:                   Т.С. Столярова