Дело № 2-311/12г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Богородск
Богородский городской суд Нижегородской области в составе:
Судьи А.А. Новожиловой,
с участием:
истца пом. прокурора Тараканова Д.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чумановой Т.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Нижегородской области о возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в <адрес> районный суд <адрес> с иском к Правительству Нижегородской области о возложении обязанности устранить нарушения, указывая, что в ходе проведенной проверки выявлено, что в <адрес> районе расположены Х бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников, не отвечающих требованиям ветеринарно – санитарным нормам.
Истец просит обязать Правительство Нижегородской области включить скотомогильники в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области и принять меры по его надлежащему содержанию в соответствии с требованиями ветеринарно – санитарным норм <данные изъяты>
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дело передано по подсудности в Богородский городской суд <данные изъяты>
В обосновании иска указано, что проведенной Богородской городской прокуратурой проверкой установлено, что в настоящее время в <адрес> районе расположены Х бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников:
1. Сибиреязвенный скотомогильник №
2. Сибиреязвенный скотомогильник №
3. Сибиреязвенный скотомогильник №;
4. Сибиреязвенный скотомогильник №
5. Сибиреязвенный скотомогильник №
6. Сибиреязвенный скотомогильник №
7. Сибиреязвенный скотомогильник №
8. Сибиреязвенный скотомогильник №
9. Сибиреязвенный скотомогильник №;
10. Сибиреязвенный скотомогильник №
11. Сибиреязвенный скотомогильник №
12. Сибиреязвенный скотомогильник №
13. Сибиреязвенный скотомогильник №
14. Сибиреязвенный скотомогильник №
15. Сибиреязвенный скотомогильник №
16. Сибиреязвенный скотомогильник №;
17. Сибиреязвенный скотомогильник №
18. Сибиреязвенный скотомогильник №
В ходе инспекционного обследования данных скотомогильников установлено, что все скотомогильники не огорожены глухими заборами высотой не менее Х-х метров, отсутствуют траншеи с устройством вала из вынутого грунта, что является нарушением п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 (далее – Ветеринарно-санитарных правил).
Указанные нарушения зафиксированы в соответствующих актах инспекционного обследования скотомогильников от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Нахождение на территории <адрес> района указанных бесхозяйных скотомогильников, не соответствующих требованиям действующего законодательства представляет собой угрозу распространения сибирской язвы, может негативно повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Определением Богородского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявлявшего самостоятельных требований – комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области <данные изъяты>администрация Богородского района Нижегородской области <данные изъяты>
В последствии истец Богородский городской прокурор изменил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, в которых просит обязать Правительство Нижегородской области принять в собственность субъекта Российской Федерации Нижегородской области, указанный выше перечень объектов. Обязать Правительство Нижегородской области принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и организации приведения названных сибиреязвенных скотомогильников в соответствие с ветеринарно – санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов путем возведения огораживающего глухого забора высотой не менее Х-х метров, исключающего случайный доступ людей и животных, с внутренней стороны забора по всему периметру оборудовать траншею глубиной Х – Х м и шириной не менее Х м с устройством вала из вынутого грунта <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца пом. прокурора Тараканов Д.А. поддержал измененные исковые требования и настаивает на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика Правительство Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом судебным извещением <данные изъяты> в письменном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствии представителя Правительства Нижегородской области, в исковых требованиях просили отказать в полном объеме по доводам, указанным в письменных возражениях <данные изъяты>
Третье лицо представитель комитета государственного Ветеринарного надзора Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом судебным извещением <данные изъяты> В письменных возражениях просили рассмотреть дело в отсутствии представителя, исковые требования прокурора считают незаконными и необоснованными <данные изъяты>
Третье лицо представитель министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, представитель администрации Богородского района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом судебным извещением <данные изъяты> В письменном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствии представителя <данные изъяты>
Третье лицо представитель администрации Богородского района Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом судебным извещением (<данные изъяты> В письменном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствии представителя, решение оставляют на усмотрение суда <данные изъяты>
Суд, заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В силу ст. 72. Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В силу подпункта 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного владения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» п. 2 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
На основании изложенных норм вопросы создания и использования скотомогильника законом возлагаются на их собственников, которым может являться субъект РФ.
Последовательность действий по постановке на учет объектов недвижимого имущества установлена положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестно либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа государственной власти.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права государственной собственности на эту вещь.
Проведенной Богородский городской прокуратурой проверкой установлено, что в настоящее время в <адрес> районе расположены Х бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников в соответствии с указанным выше перечнем.
В ходе инспекционного обследования данных скотомогильников установлено, что все скотомогильники не огорожены глухими заборами высотой не менее Хх метров, отсутствуют траншеи с устройством вала из вынутого грунта, что является нарушением п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 (далее – Ветеринарно-санитарных правил).
Указанные нарушения зафиксированы в соответствующих актах инспекционного обследования скотомогильников от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Нахождение на территории <адрес> района указанных бесхозяйных скотомогильников, не соответствующих требованиям действующего законодательства представляет собой угрозу распространения сибирской язвы, может негативно повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.5,6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации « и ч.2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочия в сфере обеспечения санитарно эпидемиологическом благополучии населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно эпидемиологическом благополучии населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В субъекте Российской Федерации – в Нижегородской области – Правительство Нижегородской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти области. Который разрабатывает о осуществляет меры по обеспечению комплексного социально – экономического развития Нижегородской области, участвует в проведении единой государственной политики в сферах финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, а также культуры, физической культуры и спорта.
В силу положений ст. 1 Закона Нижегородской области «О правительстве Нижегородской области» Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области, коллегиальным органом и обладает правами юридического лица.
Согласно ст. 16 указанного Закона, Правительство Нижегородской области принимает и реализует областные целевые программы в области охраны окружающей среды, разрабатывает и реализует областные целевые программы по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, областные целевые программы охраны атмосферного воздуха, разрабатывает, утверждает и реализует областные целевые программы по использованию и охране объектов или их частей, расположенных на территории области; осуществляет региональный государственный экологический надзор ( в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности; осуществляет в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира, природопользования и землепользования иные полномочия, установленные федеральными законами, законами области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти предусмотренными Конституцией Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд находит, что исковые требования Богородского городского прокурора подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Богородского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Нижегородской области о возложении обязанности устранить нарушения, удовлетворить.
Обязать Правительство Нижегородской области принять в собственность субъекта Российской Федерации Нижегородской области, следующие сибиреязвенные скотомогильники:
1. Сибиреязвенный скотомогильник №
2. Сибиреязвенный скотомогильник №
3. Сибиреязвенный скотомогильник №
4. Сибиреязвенный скотомогильник №
5. Сибиреязвенный скотомогильник №
6. Сибиреязвенный скотомогильник №
7. Сибиреязвенный скотомогильник №
8. Сибиреязвенный скотомогильник №
9. Сибиреязвенный скотомогильник №;
10. Сибиреязвенный скотомогильник №
11. Сибиреязвенный скотомогильник №;
12. Сибиреязвенный скотомогильник №;
13. Сибиреязвенный скотомогильник №
14. Сибиреязвенный скотомогильник №
15. Сибиреязвенный скотомогильник №
16. Сибиреязвенный скотомогильник №
17. Сибиреязвенный скотомогильник №;
18. Сибиреязвенный скотомогильник №
Обязать Правительство Нижегородской области принять меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и организации приведения названных сибиреязвенных скотомогильников в соответствие с ветеринарно – санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов путем возведения огораживающего глухого забора высотой не менее Х-х метров, исключающего случайный доступ людей и животных, с внутренней стороны забора по всему периметру оборудовать траншею глубиной Х – Х м и шириной не менее Х м с устройством вала из вынутого грунта.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Нижегородского областного суда с подачей апелляционной жалобы в Богородский суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный судья: А.А. Новожилова.