Дело № 2-410/11г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Богородск
Судья Богородского городского суда Нижегородской области А.А. Новожилова,
С участием:
- представителя истца Летавиной И.О. - Гордова Д.В.,
- представителя ответчика Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области - Ивановой Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тугарской Н.В.,
рассмотрев гражданское дело по иску Летавиной И.О. к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел, Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Летавина И.О. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел, Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области о признании действий незаконными.
В обосновании искового заявления указала, что ее представителем Гордовым Д.В., действующим на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел было подано заявление о внесении изменений в ЕГРП на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №. Изменения вносились в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства». Выдача документов для регистрирующего органа была назначена на ДД.ММ.ГГГГ. Однако в этот день ее представитель Гордов Д.В. получил приостановление №,№ от ДД.ММ.ГГГГ на основании, что якобы не представлены документы необходимые для проведения государственной регистрации. Считает, что для проведения регистрации внесения изменений в ЕГРП ей в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для совершения указанного действия, а приостановление, сделанное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородским отделом нарушает ее права. В настоящее время собственник земельного участка, не являющийся членом, дачного некоммерческого объединения граждан, вправе изменить виз разрешенного использования земельного участка «для крестьянского (фермерского) хозяйства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства» на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Такое решение органа местного самоуправления было ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ были проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка. Решение было принято положительное. На основании представленных выше документов ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации Доскинского сельсовета Богородского муниципального района <адрес> было издано распоряжение № об изменении вида разрешенного использования с «для сельскохозяйственного использования» на, «для дачного строительства». ДД.ММ.ГГГГ в ФГУ «Земельная кадастровая палата по Нижегородской области» были произведены изменения касающиеся вида разрешенного использования и получены новые кадастровые паспорта. В связи с изложенным просит признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Богородский отдел незаконными и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел осуществить регистрацию «внесения изменений в ЕГРП» касающихся вида разрешенного использования земельного участка находящегося по адресу <адрес>, кадастровый № с «для сельскохозяйственного использования» на, «для дачного строительства» <данные изъяты>
Определением Богородского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» <данные изъяты>
Истец Летавина И.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена <данные изъяты>
Представитель третьего лица Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом <данные изъяты>. В письменном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствии представителя <данные изъяты>
При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца Летавиной И.О. - Гордов Д.В., действующий на основании доверенности <данные изъяты> в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивает по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УФСГР Кадастра и картографии по Нижегородской области Иванова Н.Г., действующая на основании доверенности <данные изъяты> в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ УФСГР Кадастра и картографии по <адрес> была приостановлена государственная регистрации внесения изменений в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с тем, что не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, указанные в абз. 10 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122 - ФЗ от 21.07.1997 года. Летавина И.О. представила на государственную регистрацию кадастровый паспорт спорного земельного участка, согласно которому вышеуказанный земельный участок сменил вид разрешенное использование с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства». В соответствии со ст. 7 ЗК РФ, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, ст. 36 ГК РФ изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. В отношении иных сельскохозяйственных земель изменение вида разрешенного использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом. Летавина И.О. на государственную регистрацию документы, подтверждающие изменение категории земель не представила.
В судебном заседании установлено следующее:
Истица Летавина И.О., является собственником земельного участка, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, общей площадью обезличенно кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ на имя Летавиной И.О. выдано свидетельство серии № о государственной регистрации права на земельный участок, категория земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, общей площадью обезличенно кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы местного самоуправления <адрес> сельсовета <адрес> С.М.Н. рассмотрено обращение Л.Е.А. о проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка. По результатам рассмотрения обращения принято решение о назначении публичного слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, площадью обезличенно кв.м. на ДД.ММ.ГГГГ в здании <адрес> сельсовета по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ с участием Главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, площадью обезличенно кв.м. с кадастровым номером № с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства». По результатам слушаний составлен протокол, из которого следует, что было принято решение, разрешить смену вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> сторона, площадью обезличенно кв.м. с кадастровым номером № с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства» <данные изъяты>
Из заключения Главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, площадью обезличенно кв.м. возможно <данные изъяты>
Распоряжением Главы администрации <адрес> сельсовета Богородского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» был изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью обезличенно кв.м. с кадастровым номером № с «для сельскохозяйственного использования» на «для дачного строительства». Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка, представив документы, необходимые для осуществления такого учета.
Решением ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении земельного участка истицы осуществлен учет изменения вида разрешенного использования.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ №, правообладателем земельного участка, площадью обезличенно кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, вид разрешенное использование: для дачного строительства является Л.Е.А. <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ УФСГР Кадастра и картографии по Нижегородской области Богородским отделом государственная регистрация внесений в ЕГРП приостановлена на основании того, что не были представлены необходимые документы для проведения государственной регистрации, предусмотренные ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122 - ФЗ от 21.07.1997 года. В соответствии со ст. 7 ЗК РФ, ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, ст. 36 ГК РФ изменение вида разрешенного использования земельного участка относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного использования, возможно только по изменения категории земель. Спорный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и предназначен для сельскохозяйственного производства <данные изъяты>
Суд, исследовав представленные материалы, приходит к следующему:
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии с п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами (п. 7).
В соответствии со ст. 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» № 191-ФЗ от 29.12.2004 года вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 1 января 2012 года: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка, площадью обезличенно кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, произошло на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
В соответствии со ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122 - ФЗ от 21.07.1997 года, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Из приведенной выше нормы следует, что при изменении сведений подраздела I Единого государственного реестра в части изменения сведений о разрешенном использовании земельного участка не имеется оснований для проведения государственной регистрации прав либо для отказа в проведении государственной регистрации прав. В случае, если такие сведения не были внесены в ходе информационного воздействия, такие сведения могут быть внесены в ЕГРП на основании заявления правообладателя спорного земельного участка в порядке ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122 - ФЗ от 21.07.1997 года.
В соответствии с п.1 ст. 19Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (принят ГД ФС РФ 17.06.1997))государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Распоряжение главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры, установленной действующим законодательством., поэтому доводы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о том, что данное решение принято органом, не имеющим соответствующей компетенции, на законе не основано.
В настоящее время в отношении земельного участка истицы, осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, а именно разрешенным использованием земельного участка является «для дачного строительства».
Доводы ответчика о том, что ФГУ «ЗКП» не проводит правовой экспертизы при принятии решения об учете изменений, не свидетельствует о том, что данное решение является незаконным.
Как установлено судом, данное решение принято в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 122-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» и никем не оспаривается.
Основные направления использования сельскохозяйственных земель гражданами перечислены в статье 78 ЗК РФ - ведение фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводство и огородничество.
Согласно ст. 81 ЗК РФ - земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами для дачного строительства, и перевод для этих целей земли в иную категорию, законом не предусмотрено, следовательно требование ответчика о представлении документов, подтверждающих изменение категории земли являются незаконными.
Учитывая изложенное, суд считает, что доводы представителя Россреестра, в том числе и довод об отсутствии электронного обмена данными, предусмотренного ст. 18 ФЗ от 21.12.2009г. № 334-ФЗ. не могут послужить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что действия УФСГР Кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел являются незаконными, а требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 196 -198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Летавиной И.О. к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел, Управлению Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области о признании действий незаконными, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области -Богородский отдел- от ДД.ММ.ГГГГ №,№ о приостановлении в государственной регистрации внесении изменений в ЕГРП земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес> кадастровый номер №.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Богородский отдел осуществить внесение изменений в ЕГРП вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу <адрес> кадастровый номер № на «дачное строительство».
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд с подачей жалобы в Богородский городской суд в течение 10 дневного срока с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А. Новожилова