РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2010 года г. Богородицк
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Рязанцева А.Б.,
при секретаре Подшибякиной М.Е.,
с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Шутовой О.В.,
представителя ответчика администрации МО Богородицкий район по доверенности Булавиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Богородицкий район муниципальному учреждению здравоохранения «Краснобуйцевская участковая больница» о понуждении проведения комплекса мер пожарной безопасности,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением по изложенным основаниям указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой совместно с отделом государственного пожарного надзора Богородицкого района произведено пожарно-техническое обследование (проверка) территории и помещений муниципального учреждения здравоохранения «Краснобуйцевская участковая больница».
В соответствии с п.16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 года, в зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
Здания общественного административно-бытового назначения (вне зависимости от площади и этажности), отнесены к зданиям, которые в обязательном порядке должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
Отсутствие автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей препятствует своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, а также своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в зоне действия пожара, взрыва и последствий террористического акта.
Таким образом, в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью людей, проходящих лечение в МУЗ «Краснобуйцевская участковая больница», а также работников учреждения и в целях исполнения ППБ 01-03 автоматическая пожарная сигнализация – система оповещения людей в случае пожара, должны быть установлены в обязательном порядке.
Однако до настоящего времени сестринское отделение муниципального учреждения здравоохранения «Краснобуйцевская участковая больница» не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией с выводом на пульт пожарной охраны и системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).
В соответствии с п. 16 и 17 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
В зданиях и сооружениях с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к категории маломобильных (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), должно быть обеспечено своевременное получение доступной и качественной информации о пожаре, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре.
Обслуживающий персонал таких организаций должен пройти специальное обучение по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных, по программам, согласованным с ГПС.
Во исполнение указанных требований правил пожарной безопасности провести практическую тренировку по эвакуации. С обслуживающим персоналом дополнительно провести обучение пожарной безопасности, в том числе по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных.
Согласно п. 96 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.
Во исполнение п. 96 ППБ 01-03 необходимо провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
В соответствии с пунктами 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.
В нарушение п. 57 ППБ 01-03 о надлежащей эксплуатации и контроле технического состояния электрических сетей замер сопротивления изоляции электропроводки не произведен, участки электропроводки не прошедшие испытания замера сопротивления не заменены.
В силу п. 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.
Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.
Состояние огнезащитной обработки (пропитки) должно проверяться не реже двух раз в год.
Во исполнений указанных требований необходимо провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений муниципального учреждения здравоохранения «Краснобуйцевская участковая больница».
Во исполнение п. 53 ППБ 01-03 необходимо исключить применение горючих материалов для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации.
В соответствии с п. 108 ППБ 01-03 огнетушители, установленные в котельной и гараже МУЗ «Краснобуйцевская участковая больница» необходимо перезарядить или заменить на новые.
Согласно п. 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью).
Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны.
Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием.
Во исполнение п. 89 ППБ 01-03 необходимо проверить пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу с составлением акта.
Произвести ремонт пожарного гидранта, обеспечив требуемую водоотдачу.
Правила пожарной безопасности в РФ устанавливают требования, обязательные для применения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Нарушение требований Правил пожарной безопасности в РФ могут привести к необратимым последствиям, а именно повлечь за собой человеческие жертвы, в том числе, обучающихся в школе детей, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий для получения дошкольного образования, безопасного для жизни и здоровья детей.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» обязанность по обеспечению пожарной безопасности в организации возлагается на его руководителя.
Так, в частности, согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных;
обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).
Более того, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу п. 12 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Кроме того, в соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с уставом муниципального учреждения здравоохранения «Краснобуйцевская участковая больница» его учредителем является администрация муниципального образования Богородицкий район.
На основании изложенного прокурор просит суд обязать МУЗ «Краснобуйцевская участковая больница» и администрацию МО Богородицкий район Тульской области исполнить комплекс мер пожарной безопасности.
В судебном заседании заместитель Богородицкого межрайонного прокурора ШутоваО.В. заявленные требования поддержала в полном объеме пояснив, что не проведение мероприятий по пожарной безопасности препятствует своевременному предотвращению воздействием на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит по угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.
Представитель ответчика администрации МО Богородицкий район по доверенности Булавина О.В. просила вынести решение в соответствии с законом, пояснив, что на устранение указанных недостатков требуются денежные средства, которые в бюджете района не заложены.
Представитель МУЗ «Краснобуйцевская участковая больница» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений не представил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, находит заявление Богородицкого межрайонного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 12 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Кроме того, в соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с уставом муниципального учреждения здравоохранения «Краснобуйцевская участковая больница» его учредителем является администрация муниципального образования Богородицкий район (п. 1.1 Устава Муниципального учреждения здравоохранения «Краснобуйцевская участковая больница», утвержденного Постановлением главы администрации муниципального образования Богородицкий район №616 от 21.07.2006г.).
Имущество учреждения является собственность муниципального образования Богородицкий район. (п. 3.1 Устава).
На основании изложенного и учитывая, что имеющиеся в МУЗ «Краснобуйцевская участковая больница» нарушения требований Правил пожарной безопасности в РФ могут привести к необратимым последствиям, а именно повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий для получения лечения, безопасного для жизни и здоровья больных, суд находит заявление Богородицкого межрайонного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Богородицкий район муниципальному учреждению здравоохранения «Краснобуйцевская участковая больница» о понуждении проведения комплекса мер пожарной безопасности, удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Краснобуйцевская участковая больница» и администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области исполнить в полном объеме комплекс мер пожарной безопасности:
обеспечить сестринское отделение больницы своевременным получением доступной и качественной информации о пожаре, включающей дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию, подключенную к системе оповещения людей о пожаре;
провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией;
проложить провода и кабели соединительных линий СОУЭ в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов для обеспечения функционирования СОУЭ в течении времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания;
провести практическую тренировку по эвакуации с обслуживающим персоналом и дополнительно провести обучение пожарной безопасности, в том числе по проведению эвакуации лиц, относящихся к категории маломобильных;
применить для отделки, облицовки и окраски стен и потолков на путях эвакуации негорючие материалы;
провести обработку огнезащитным составом деревянных конструкций чердачных помещений муниципального учреждения здравоохранения «Краснобуйцевская участковая больница»;
проверить пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу с составлением акта;
своевременно перезарядить или заменить на новые, огнетушители в котельной и гараже;
провести замер сопротивления изоляции электропроводки, участки электропроводки не прошедшие испытания замера сопротивления заменить;
произвести ремонт пожарного гидранта, обеспечив требуемую водоотдачу.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд.
Судья А.Б.Рязанцев.
Решение вступило в законную силу 2 июля 2010 года.