Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 октября 2010 года г. Богородицк
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Санкиной Т.Р.
при секретаре Ворониной Ю.В.,
с участием истца Наумова С.В.
представителя ответчика УПФР в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Боруновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-984-2010 по
иску Наумова Сергея Викторовича к Управлению пенсионного фонда Российской федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, признании права на досрочное назначение пенсии, и обязании назначить досрочную трудовую пенсию,
у с т а н о в и л:
Истец Наумов С.В. обратился в суд с иском к ответчику, указывая, что Дата обезличенаг. родился в д. ФИО3 ... .... С 1983г. по настоящее время проживал в г. Богородицке Тульской области, т. е. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
С 04.07.1994г. он работал на участке «Богородицкий» Управления рекультивации земель, расположенном в д. ... ..., электрослесарем (слесарем) дежурным и по ремонту оборудования 5 разряда, а так же механиком участка. Затем эта организация была переименована в АООТ по добыче и переработке угля «Тулауголь» и в ОАО по добыче и переработке угля «Тулауголь». На указанном предприятии он проработал до 31.10.2001г.
Его льготный стаж по списку №2 составил 7 лет 3 месяца 27 дней, а страховой стаж по состоянию на 26.07.2010г. – 33 года 6 месяцев.
В связи с тем, что он проработал на работах с тяжелыми условиями труда 7 лет 3 месяца 27 дней и имеет страховой стаж более 25 лет он имеет право на назначение трудовой пенсии по достижении возраста 58 лет (п.2 ч.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»).
С 04.07.1994г. по 31.01.1998г. (3 полных года) он постоянно работал на территории зоны проживания с правом на отселение, и имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину 1 год.
С 26.04.1986г. по настоящее время т. е. на протяжении 24 лет он продолжает проживать на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем так же приобрел право на снижение возраста выхода на пенсию ( всего на 6 лет с 26.04.1986г. по настоящее время).
26.07.2010г. по достижении возраста 54 лет он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии, однако решением от 29.07.2010г. в назначении такой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием права, с указанием, что он имеет право на назначение трудовой пенсии со снижением возраста на 3 года, т. е. в возрасте 55 лет.
Указанное решение он считает незаконным.
В соответствии с изложенным, просил суд:
Решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области №419 от 29.037.2010г. об отказе в установлении ему, Наумову С.В., трудовой пенсии по старости, признать незаконным.
Признать за ним, Наумовым С.В., право на установление пенсии – назначение пенсии по старости с 26.07.2010г.
Обязать ответчика назначить ему, Наумову С.В., с 26.07.2010г. трудовую пенсию по старости.
В настоящем судебном заседании истец Наумов С.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что трудовая пенсия по старости на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за работу и проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, должна быть ему назначена с 26.07.2010г., т. е. со дня, возникновения у него права на такую пенсию, а равно со дня его обращения к ответчику с заявлением о назначении такой пенсии. Пояснил, что на указанную дату он достиг возраста 54 лет, у него имелось более 25 лет страхового стажа и 7 лет 3 месяца 28 дней стажа работы с тяжелыми условиями труда, в связи с чем и по эти основаниям возраст выхода на пенсию должен быть ему уменьшен еще на 2 года, что ответчиком не оспаривается.
При этом просил суд:
Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении трудовой пенсии по старости, ему, Наумову Сергею Викторовичу, на льготных основаниях, с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения.
Признать за ним, Наумовым Сергеем Викторовичем Дата обезличенаг. рождения, право на назначение пенсии на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить ему, Наумову Сергею Викторовичу Дата обезличенаг. рождения, трудовую пенсию по старости на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения, с 26.07.2010г., т. е. со дня его обращения за назначением такой пенсии.
в зоне с льготныс социально-экономическим статусом мне выдано Удастоверение серия Номер обезличен от Дата обезличена года, в коПредставитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Борунова Н.В. возражала против удовлетворения всех исковых требований Наумова С.В., просила в удовлетворении иска отказать, и пояснила, что в своем Определении от 11.07.2006 № 403-О Конституционный Суд Российской Федерации определил, что Положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Тем не менее, право на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию предоставлено только гражданам, которые относятся одновременно к двум и более категориям в соответствии со ст. 30-37 Закона от 15.05.1991г. и ст. 11,12 и 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Истец не относится к категориям граждан, которым установлена пенсия на льготных основаниях, предусмотренных ст. 11,12 и 14 Закона от 20.11.1990г.
Законом от 15.05.1991г. не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37, т. е. одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, право на снижение пенсионного возраста Наумов С.В. приобретет по достижении возраста 55 лет, поскольку у него имеется 7 лет 3 месяца 27 дней стажа работы с тяжелыми условиями труда и более 25 лет страхового стажа, однако отсутствует период проживания (работы) на территории зоны проживания с правом на отселение требуемой продолжительности. Таким образом, пенсионный возраст истца должен быть снижен на 2 года за работу с тяжелыми условиями труда и на 3 года за проживание (работу) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а всего на 5 лет.
Полагает, что назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста на 4 года повлечет за собой излишнее расходование средств федерального бюджета.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
Согласно п.п.2 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г, № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, следующим лицам: мужчинам, по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет и 6 месяцев, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случаях, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего ФИО7, на 1год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы, мужчинам.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что на день обращения за назначением пенсии, а равно на день достижения Наумовым С.В. возраста 54 лет он имел стаж работы на соответствующих видах работ (с тяжелыми условиями труда) 7 лет 3 месяца и 28 дней, и 32 лет 11 месяца 03 дня страхового стажа.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно статьи 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В пункте 8 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статьи 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
В пункте 7 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Согласно примечанию к ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина – определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.
Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства по делу, Наумов С.В. с Дата обезличенаг. по настоящее время зарегистрирован и проживает в ... д. ... ..., что подтверждается паспортом Наумова С.В. Номер обезличен копия которого имеется в материалах дела, справкой, выданной ООО «Жилищник» Дата обезличенаг., и не оспаривается. С Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. истец работал в Управлении рекультивации земель ПО «Тулауголь» (впоследствии АООТ по добыче и переработке угля «Тулауголь» и ОАО по добыче и переработке угля «Тулауголь»), что подтверждается копией трудовой книжки Наумова С.В., имеющейся в материалах дела, а так же льготной справкой ОАО по добыче и переработке угля «Тулауголь» Управление рекультивации земель Номер обезличен от Дата обезличенаг., копия которой имеется в материалах дела. Указанные периоды ответчиком не оспаривались.
В материалах дела имеется сообщение администрации МО Богородицкий район Номер обезличен от Дата обезличенаг., согласно которому Управление рекультивации земель (Богородицкий участок) проводило работы по рекультивации земель на ... с. ... Период эксплуатации с Дата обезличенаг. по 2002г.
С 26.04.1986г. распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года №237-р территория населенного пункта с. ... ... ..., а так же ... и д. ... ... была включена в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 5-15 Ки/ кв.км. и в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесены к зоне проживания с правом на отселение, территория населенного пункта г. Богородицк Тульской области включена в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/ кв.км. и в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
С 01.02.1998г. и по настоящее время Постановлением Правительства РФ №1582 от 18.12.1997г., вышеуказанные населенные пункты включены в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/ кв.км. и в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Указанные обстоятельства, равно как и то, что истец на протяжении 3 полных лет работал на территории зоны проживания с правом на отселение и на протяжении более чем 20 полных лет на момент обращения к ответчику за назначением пенсии проживал и работал на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, ответчиком не оспаривались.
С 26.04.1986г. по настоящее время истец проживал на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (г. Богородицк), и в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, за указанный период, он имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину 1 год, и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а всего на 3 года, с учетом положений ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
С Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. истец работал в зоне проживания с правом на отселение, ... ...) и в силу положений п. 7 ст. 13, ст. 33, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, он имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 3 года работы в зоне проживания с правом на отселение, т. е. еще на 1 год, а всего на 4 года.
Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, 26.07.2010г. истец обратился в УПФР в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении ему пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением №419 от 29.07.2010г., по итогам рассмотрения указанного заявления истца по вопросу назначения пенсии со снижением пенсионного возраста выхода на пенсию на 4 года, за работу и проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, отказывая ему в назначении пенсии со снижением возраста выхода на пенсию по этим основаниям на 4 года, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области исходило из того, что у истца по представленным документам отсутствует право на назначение пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на 4 года, с указанием, что заявитель имеет право на назначение трудовой пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года, т. е. в возрасте 55 лет. При этом ответчик указал, что ФИО5 на дату обращения за назначением пенсии имеет 7 лет 3 месяца 28 дней стажа на видах работ с тяжелыми условиями труда, и страховой стаж 32 года 11 месяцев 03 дня.
Таким образом только по этим основаниям приобрел право на снижение возраста выхода на пенсию за работу с тяжелыми условиями труда, на 2 года, что не оспаривается.
С ранее указанными доводами УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области суд согласиться не может, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года №8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
По смыслу Определения от 11.07.2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
При суммировании величин уменьшения возраста истца по состоянию на дату достижения им возраста 54 лет, а равно день его обращения на назначением пенсии, т. е. на 26.07.2010г., общая их величина составляет 4 года.
В силу норм ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года с учетом периодов проживания и работы в различных зонах радиоактивного загрязнения, законодательно установлено, что максимальное снижение пенсионного возраста не может превышать 5 лет.
Кроме того, на момент обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии, а равно на момент достижения им возраста 54- лет, у него имелся необходимый специальный и страховой стаж, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, справкой филиала ОАО по добыче и переработке угля «Тулауголь» Управления рекультивации земель №86 от 01.12.2003г., копия которой имеется в материалах дела, и не оспаривается.
Исходя из положений приведенных выше норм права, а также с учетом вышеуказанных периодов проживания (работы) Наумова С.В. в различных зонах радиоактивного загрязнения он имеет право на снижение пенсионного возраста по этим основаниям на 4 года, таким образом, право выхода на пенсию Наумов С.В. приобрел по достижении им возраста 54 лет, т. е. с 26.07.2010г.
Как следует из данных паспорта истца Номер обезличен Номер обезличен, копия которого имеется в материалах дела, Наумов Сергей Викторович родился в д. ФИО3 ... ... Дата обезличенаг., следовательно возраста 54 лет истец достиг Дата обезличенаг.
В соответствии с п.1 и 2 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В соответствии с п.4 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии), определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях:
1) трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;
2) трудовая пенсия по инвалидности (часть трудовой пенсии по инвалидности) - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Анализ указанной нормы данного Закона позволяет суду сделать вывод о том, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, то есть носит заявительный характер.
Учитывая, что Наумов С.В. право выхода на пенсию приобрел по достижении возраста 54 лет, то есть с 26.07.2010 года, и того же числа обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 33 и 34 Закона РФ № 1244-1, суд, в силу ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года, суд приходит к выводу о том, что Наумову С.В. трудовая пенсия по старости должна быть назначена с 26 июля 2010г., то есть с момента его обращения к ответчику за назначением такой пенсии.
Суд находит ссылки и доводы представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о том, что право на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию предоставлено только тем гражданам, которые относятся одновременно к двум и более категориям в соответствии со статьями 30-37 Закона №1244-1 от 15.05.1991 года и статьями 11,12 и 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (льготы по снижению пенсионного возраста в связи со специальным стажем, работой на Крайнем Севере, льготы для женщин, родивших пять и более детей, инвалидам Отечественной Войны и.т.п.) и, что назначение пенсии Наумову С.В. с уменьшением возраста на 4 года будет незаконным и повлечет за собой излишнее расходование средств федерального бюджета, на восстановление которых источники финансирования не определены – необоснованными, несостоятельными и не относимыми к спорному правоотношению, поскольку в соответствии с п. 3.3 Определения от 11.07.2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации, положения части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которыми к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, направлены на повышенную социальную защиту указанных категорий граждан и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы: отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, к той или иной категории предопределяет лишь вид и объем возмещения вреда и мер социальной поддержки, но не лишает права получить их в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья (имущества) или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.
Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.
Следовательно, доводы представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о том, что Наумов С.В. не имеет права на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию со ссылками на иное специальное законодательство, предусматривающее суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию и указание на то, что удовлетворение исковых требований Наумова С.В. повлечет расходование средств федерального бюджета – не являются и не могут быть основаниями для лишения предусмотренного вышеуказанными положениями законодательства права Наумова С.В. на получение возмещения вреда и мер социальной поддержки в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья или испытанному риску вследствие проживания на радиоактивно зараженной территории, в том числе право на назначение пенсии на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года с учетом периодов проживания и работы на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам РФ гарантируется возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Определении от 11.07.2006г. №403-О, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В связи с изложенным суд считает возможным признать за Наумовым Сергеем Викторовичем Дата обезличенаг. рождения, право на назначение пенсии на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 лет, определив дату назначения пенсии Наумову С.В. с 26.07.2010г., т. е. со дня его обращения за назначением такой пенсии.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Наумова Сергея Викторовича к Управлению пенсионного фонда Российской федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, признании права на досрочное назначение пенсии, и обязании назначить досрочную трудовую пенсию, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении трудовой пенсии по старости Наумову Сергею Викторовичу, на льготных основаниях, с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения.
Признать за Наумовым Сергеем Викторовичем Дата обезличенаг. рождения, право на назначение пенсии на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить Наумову Сергею Викторовичу Дата обезличенаг. рождения трудовую пенсию по старости на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения, с Дата обезличенаг., т. е. со дня его обращения за назначением такой пенсии.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд, через Богородицкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Санкина Т.Р.
Решение не вступило в законную силу.