Решение от 4.10.2010 г. право на досроч. труд. пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 октября 2010 года п. Волово

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Медведева В.И.,

при секретаре Куделиной Н.В.,

с участием истицы Старухиной С.Н.,

представителя ответчика Кочетовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Старухиной Светланы Николаевны к УПФР (ГУ) в Воловском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и о назначении досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику,

у с т а н о в и л:

Старухина С.Н. обратилась в суд с иском к УПФР (ГУ) в Воловском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости и о назначении досрочной трудовой пенсии как педагогическому работнику, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами.

Дата обезличена. года она в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Дата обезличена. решением комиссии Номер обезличен пенсионного органа ей было отказано в назначении указанной пенсии поскольку в её специальный стаж не были включены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена. по Дата обезличена. и с Дата обезличена. по Дата обезличена

В обоснование своей позиции ответчик сослался на то, что к данному периоду не могут быть применены Правила № 516 о порядке исчисления льготного стажа, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года, исключающие возможность зачета в специальный стаж отпусков по уходу за детьми.

Вместе с тем, в указанное время действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала включение отпусков по уходу за детьми до исполнения ими трех лет, что давало женщинам право на получение льготной пенсии.

По мнению истицы, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком должен быть, бесспорно, включен в её педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, потому что на спорный период времени, а так же на момент ухода в отпуск по уходу за ребенком должно распространяться действие статьи 167 КЗоТ РСФСР, которая по своей юридической силе более высокая, чем любой иной нормативный акт, т.к. правоотношения наступили до вступления в силу нового трудового кодекса.

Истица считает, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии её специальный стаж составлял ... лет ... дней.

По указанным выше основаниям истица просила суд признать незаконным решение УПФ (ГУ) РФ в Воловском районе от
Дата обезличена. Номер обезличен; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику; обязать УПФ (ГУ) РФ в Воловском районе назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику с момента её первичного обращения в УПФ (ГУ) РФ в Воловском районе, т.е. с Дата обезличена г., включив в её специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена. по Дата обезличена. и с Дата обезличена. по Дата обезличена.

В судебном заседании Старухина С.Н. на удовлетворении иска настаивала в полном объеме заявленных требований.

Представитель ответчика (по доверенности ФИО2) исковые требования Старухиной С.Н. не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в частности, потому, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ правовом и социальном государстве, обеспечиваются совокупностью федеральных законов и других нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченными органами для их реализации.

В целях реформирования пенсионного обеспечения приняты два основных федеральных закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», регулирующих отношения в сфере социального обеспечения застрахованных лиц и их пенсионного обеспечения при наступлении страхового случая.

Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004 г. № 2-П (далее - Постановление от 29.01.2004 г.) установил, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 г.) «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)».

С учетом конституционно-правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2002 г., может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. пенсионного законодательства - Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 20.11.1990).

Таким образом, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального Закона от 17.12.2001 г., органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление стажа на соответствующих видах работ по оптимальному варианту: в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Постановление от 29.10.2002.Г.), соответствующими списками и правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, либо на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение, в частности, педагогических работников, регулировалось постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.99 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 г. № 79) «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (далее - Постановление от 22.09.1999 г.).

При вынесении решения об отказе в назначении досрочной пенсии Старухиной С.Н. УПФР в Воловском районе руководствовалось следующим.

Назначение трудовых пенсий независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, осуществляется в соответствии с п./п. 19 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ. Данная норма аналогична ст. 80 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 № 340-1, действовавшего до 01.01.2002 г., то есть до начала реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Ни в актах законодательства СССР, к которым суд может обратиться исходя из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, ни в актах действующего пенсионного законодательства РФ не предусмотрено включение времени отпуска по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 02.09.1981 № 865 «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» для работающих матерей был введен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, который засчитывается в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с указанием на то, что данный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также стаж работы по специальности, однако им не предусмотрено включение его в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.

Согласно ч.5 статьи 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии на льготных условиях).

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусматривает включение отпусков по уходу за ребенком в страховой стаж, но не предусматривает его включение в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.

Учитывая изложенное, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, проходивший до 06.10.1992.

Данную позицию КС РФ изложил и в определении от 21.02.2008 № 93-O-О: «Предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство Российской Федерации исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.

Включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов, - притом что такие периоды, в том числе отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, учитываются в страховом стаже, - относится к полномочиям законодателя и Правительства Российской Федерации».

УПФР в Воловском районе является государственным учреждением, и соблюдение предписаний федерального законодательства для его работников является обязательным и неукоснительным.

Таким образом, в льготный страховой стаж Старухиной С.Н. правомерно не включены периоды с Дата обезличена по Дата обезличена и с Дата обезличена по Дата обезличенаг.г. (отпуск по уходу за ребенком до трех лет).

Требования истицы обязать УПФР в Воловском районе назначить пенсию с даты первоначального обращения за ней нарушает нормы п. 1, 2 ст. 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением определенных случаев, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Признание права за Старухиной на досрочное назначение трудовой пенсии по старости может наступить лишь с момента вступления решения суда в законную силу, если таковое будет вынесено в ее пользу, поскольку включение судом спорных периодов работы истицы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является обстоятельством, с наличием которого нормы пенсионного законодательства Российской Федерации связывают возникновение правоотношения по поводу льготного пенсионного обеспечения.

Включение периодов работы, не предусмотренных действующим законодательством РФ, в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, фактически является установлением юридического факта, с установлением которого для истицы наступают определенные правовые последствия - возникает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из копии трудовой книжки Старухиной С.Н. следует, что с Дата обезличена по Дата обезличена. она работала в должности ..., с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена - в должности ....

В соответствии с выписками из приказов директора МОУ «... Номер обезличен» от Дата обезличена. Номер обезличен и от Дата обезличена Номер обезличен с Дата обезличена по Дата обезличена Старухина С.Н. находилась в декретном отпуске.

В соответствии с приобщенными к материалам дела копиями решения об отказе в установлении пенсии от Дата обезличена и приложения к нему Старухиной С.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата обезличена отказано, с мотивировкой о том, что «нормами действующего пенсионного законодательства в части пенсионного обеспечения педагогических работников включение в педагогический стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребёнком от 1,5 до 3-х лет (с Дата обезличена по Дата обезличена и с Дата обезличена по Дата обезличена) не предусмотрено.

Требования истицы о включении в льготный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с Дата обезличена. по Дата обезличена. и с Дата обезличена. по Дата обезличена.), по мнению суда, обоснованы и подлежат удовлетворению.

В период возникновения правоотношений, т.е. в момент ухода Старухиной С.Н. в отпуск по уходу за ребенком (Дата обезличена.), действовал Кодекс законов о труде РСФСР, статья 167 которого предусматривала, что отпуск по уходу за ребёнком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

В соответствии с п. 15 Постановлением Пленума ВС РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникающих в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, в период нахождения Старухиной С.Н. в отпуске по уходу за ребёнком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Проанализировав изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что недопустимо распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством прав.

Доводы ответчика о том, что право на досрочную пенсию, если и будет установлено судом, то возникнет лишь с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит не состоятельными, поскольку в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией за исключением определенных случаев, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Отказ в назначении трудовой пенсии органом пенсионного обеспечения определенным случаем суд признать не может, поскольку отказано в назначении пенсии может быть любому гражданину по любому основанию, что лишает лицо своевременного назначения трудовой пенсии, право на которую возникает у него с момента выработки специального трудового стажа.

Проанализировав все изложенные выше обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Старухиной С.Н. основаны на законе и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

исковые требования Старухиной Светланы Николаевны удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Воловском районе от Дата обезличена Номер обезличен.

Признать за Старухиной Светланой Николаевной право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому
работнику, обязав УПФР (ГУ) РФ в Воловском районе Тульской области назначить ей эту пенсию с момента её первичного обращения с заявлением к ответчику, то есть с Дата обезличена г., включив в её специальный стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена г. по Дата обезличена. и с Дата обезличена. по Дата обезличена.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение 10 суток со дня принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Богородицкий районный суд.

Председательствующий