РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2010 года Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Санкиной Т.Р.
при секретаре Ворониной Ю.В.
с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Кутрина В.В. ответчика индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кузнецова В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1273-2010 по заявлению прокурора Привокзального района г. Тулы в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Кузнецову Владимиру Михайловичу о запрещении деятельности газонаполнительной станции, участка транспортирования особо опасных веществ, станции газозаправочной (автомобильной) №7 ИП Кузнецов, создающих угрозу причинения вреда,
установил:
Прокурор привокзального района г. Тулы обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, к ответчику, указывая, что прокуратурой Привокзального района г. Тулы по заданию прокуратуры Тульской области проведена проверка законности деятельности газозаправочной станции, расположенной по адресу: примерно в <адрес>.
В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель глава КФХ Кузнецов В.М. обязан осуществлять свою деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов на основании лицензии от 15 июня 2007 года (место осуществления лицензируемого вида деятельности <адрес>) и свидетельства «О внесение в единственный государственный реестр индивидуальных предпринимателей записей о крестьянском фермерском хозяйстве» за основным государственным номером 304715007600012.
Данная лицензия выдана индивидуальному предпринимателю Кузнецову Владимиру Михайловичу № Федеральной службой по экологическому, технологическому и автономному надзору 15 июня 2007 года на основании решения лицензирующего органа от 15 июня 2007 года № приказа 103. Срок действия лицензии до 15 июня 2012 года.
АГЗС (автогазозаправочная станция) ИП главы КФХ Кузнецова В.М. располагается по вышеуказанному адресу согласно договору аренды земельного участка № от 05.03. 2008г., заключенному на основании постановления главы администрации г. Тулы № от 13.02.2008 года с ООО «Энергоальянс», и соглашению о переходе прав и обязанностей по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированному Управлением Федеральной регистрационной службы по Тульской области.
Согласно «Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. №599, деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов и эксплуатации взрывоопасных производственных объектов осуществляется на основании лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Пунктом 1 ст. 9 ФЗ от 08.08.2001 года (в редакции от 27.07.2010 года) «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
- полное и сокращенное наименование юридического лица, место его нахождения,
- адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель и т.д.
В соответствии с п.5 ст. 9 ФЗ от 08.08.2001 года (в редакции от 27.07.2010 года) «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.
Однако, как установлено в ходе проверки данные требования законодательства ИП главой КФХ Кузнецовым В.М. не соблюдаются.
В заявлении ИП главы КФХ Кузнецова В.М от 21.05.2007 года на имя начальника Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тульской области ФИО3 о выдаче лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов указана АГЗС по адресу: <адрес>.
ИП глава КФХ Кузнецов В.М. в управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тульской области по вопросу изменения адреса мест осуществления эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, на момент проверки также не обращался.
Таким образом, деятельность АГЗС по адресу: <адрес>, примерно в 170 м. от <адрес>, ИП главой КФХ Кузнецовым В.М. осуществляется без лицензии (разрешения).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что разрешения на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта после окончания строительства у ИП главы КФХ Кузнецова не имеется, договор страхования по состоянию на 05.08.2010 года ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среды при аварии на опасном производственном объекте, в управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тульской области не имеется. На момент проверки не исследовано техническое состояния надежности и функционирования необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами.
В тоже время по состоянию на 04.08.2010 года АГСЗ по адресу: <адрес> осуществляет деятельность в качестве газозаправочной станции автотранспортных средств. (Акт проверки от 04.08.2010г.).
Таким образом, разрешение на осуществление лицензируемого вида деятельности на эксплуатацию АГЗС по адресу: <адрес>, примерно в 170 м. от <адрес> ИП главе КФХ Кузнецову В.М. не выдавалась, что представляет угрозу жизни и здоровью работников и жителей города, может привести к возможному взрыву газа и чрезвычайным ситуациям с человеческими жертвами.
На основании изложенного просил суд:
Запретить деятельность АГЗС, принадлежащей индивидуальному предпринимателю главе КФХ Кузнецову Владимиру Михайловичу, расположенной по адресу: примерно в 170 м. от <адрес>, создающей угрозу причинения вреда.
В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Кутрин В.В. полностью поддержал заявленные прокурором Привокзального района г. Тулы требования к ответчику, в интересах неопределенного круга лиц, по изложенным основаниям, указывая, что сложившаяся ситуация является недопустимой, поскольку дальнейшее не исполнение требований законодательства при эксплуатации автомобильной газозаправочной станции, реализующей для граждан в розницу вид автомобильного топлива - газ, представляет опасность (угрозу) причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц или интересов Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований.
Ответчик ИП глава КФХ Кузнецов В.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного требования, пояснив, что у него имеется лицензия на осуществление указанного вида деятельности, а именно на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, в частности автомобильной газозаправочной станции. АГЗС, расположенная в 170 м. от <адрес> принадлежит ему. Вся техническая документация на указанную АГЗС имеется. АГЗС внесена в реестр опасных производственных объектов, и зарегистрирована в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, о чем выдано свидетельство.
Таким образом, все требования действующего законодательства относительно эксплуатации указанной АГЗС им выполнены в полном объеме, кроме того, его деятельность застрахована.
Полагает, что в лицензии указано не единственное место осуществления лицензируемого вида деятельности – эксплуатации взрывоопасных производственных объектов - <адрес>, как указал прокурор, а его почтовый адрес.
Пояснил, кроме того, что принадлежащая ему АГЗС, расположенная в 170 м. от <адрес> не является капитальным строением, в связи с чем не требует государственной регистрации его права собственности на указанное имущество, и разрешения на ввод ее в эксплуатацию.
Представитель 3-го лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приокское управление Ростехнадзора), в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с указанием, что требования прокурора Привокзального района г. Тулы поддерживает.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя 3-го лица, по основаниям, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из показаний свидетеля ФИО5 он является начальником отдела по котлонадзору, надзору за тепловыми установками и сетями и газовому надзору Управления Ростехнадзора. Лицензия на осуществление эксплуатации взрывоопасных производственных объектов ИП главе КФХ Кузнецову В.М. действительно выдавалась сроком действия до 15.06.2012г, однако место осуществления лицензируемого вида деятельности в данной лицензии указано только одно – расположенное по адресу: <адрес>, никакие иные объекты в перечне мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии не указаны. ИП глава КФХ Кузнецов В.М. с таким заявлением в Управление Ростехнадзора не обращался. В настоящее время составлен акт о вводе в эксплуатацию АГЗС № по <адрес>, однако разрешение на эксплуатацию АГЗС не получено, право собственности на опасный производственный объект за Кузнецовым В.М. не зарегистрировано. Для лицензирования деятельности на указанном объекте необходимо свидетельство о праве собственности на АГЗС и разрешение на ввод его в эксплуатацию. Без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и свидетельства о праве собственности на него, внести изменения в лицензию в части, касающейся месторасположения объектов, на которых производится лицензируемая деятельность, невозможно.
Пояснил, что ответчик путает понятие «лицензия» и «свидетельство о регистрации опасных производственных объектов». Само по себе включение АГЗС № по <адрес> в перечень опасных производственных объектов ИП главы КФХ Кузнецова В.М., являющийся приложением к свидетельству о регистрации таких объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, не может подменять собой лицензию, и само по себе не порождает право осуществлять на данном объекте лицензируемую деятельность по эксплуатации взрывоопасных (в настоящее время в связи с изменением законодательства взрывопожароопасных) производственных объектов без внесения изменений в ранее выданную лицензию, либо переоформления указанной лицензии.
Пояснил, что опасным производственным объектом являются не составные части АГЗС, а в соответствии с положениями действующего законодательства, вся площадка в целом. Требования законодательства при эксплуатации АГЗС по <адрес> Кузнецовым В.М. соблюдены не в полной мере.
Как следует из показаний свидетеля ФИО6, он является начальником технического отдела федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приокское управление). ИП Кузнецову В.М. 15.06.2007г. была выдана лицензия на осуществление эксплуатации взрывоопасных производственных объектов. Эта лицензия действительна до 15.06.2012г., несмотря на то, что с 2008г. указанная деятельность стала именоваться как эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, в связи с чем по этим основаниям в ранее выданную лицензию внесение изменений невозможно. Данная лицензия действует только на тот объект, который в ней указан. АГЗС № по <адрес> была внесена в реестр опасных производственных объектов уже после получения ИП Кузнецовым В.М. лицензии. С заявлением о переоформлении лицензии Кузнецов В.М. не обращался. Для того, что бы на деятельность на данном объекте была выдана лицензия необходимо разрешение на ввод АГЗС в эксплуатацию, право собственности на указанный объект, зарегистрированное надлежащим образом. Все газонаполнительные объекты эксплуатируются на площадке. Опасным производственным объектом в соответствии с требованиями действующего законодательства является площадка в целом, т.е. комплекс всех сооружений.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что автомобильная газозаправочная станция №, расположенная в 170 м. от <адрес> принадлежит ИП главе КФХ Кузнецову В.П., и эксплуатируется с 2008г. до настоящего времени.
АГЗС представляет собой заасфальтированную площадку с расположенной на ней заправочной колонкой, операторной, противопожарным щитом, ящиком с песком, соединенную подземным и надземным газопроводом с резервуарами с топливом.
В материалах дела имеется копия заключения Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому размещение АГЗС предусматривается в сложившейся коммунально-складской зоне. Запроектированы следующие здания и сооружения: здание операторской, раздаточные колонки СУГ (2 шт.), защитный навес, подземные резервуары хранения СУГ (2х10кв.м.), площадка для АЦ, противопожарный щит и ящик с пеком, площадка для мусоросборника, противопожарные резервуары для хранения воды.
Как следует из кадастрового плана земельного участка участок находящийся примерно в 170 м. по направлению на юго-запад от ориентира индивидуальный жилой дом, расположенного за пределами участка (адрес ориентира <адрес>, выделялся для строительства газозаправочной станции.
В материалах дела имеется копия градостроительного плана указанного земельного участка, утвержденного постановлением Главы администрации г. Тулы 06.12.2006г. Градостроительный план изготовлен по заявке ООО ТК «Энергоальянс».
Постановлением главы администрации г. Тула от 11.06.2008г. №2172, в связи с заявлениями ООО ТК «Энергоальянс» и ИП Кузнецова В.М. о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тула, ООО ТК «Энергоальянс» и ИП «Кузнецову В.М. было разрешено заключить соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора (перенайме) по договору аренды земельного участка № от 05.03.2008г. от ООО ТК «Энергоальянс» к ИП Кузнецову В.М.
Копия указанного договора № от ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок площадью 1816 кв.м. по <адрес> (примерно в 170 метрах по направлению на юго-запад от ориентира индивидуальный жилой дом, №), имеется в материалах дела.
Копия соглашения от 03.07.2008г. о переходе прав и обязанностей по данному договору аренды земельного участка, так же имеется в материалах дела. Соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Тульской области.
Разрешение на строительство указанной автогазозаправочной станции ИП Кузнецову В.М. администрацией г. Тулы было дано 20.08.2008г. (копия указанного разрешения № имеется в материалах дела).
В материалах дела имеется копия лицензии № серия АВ №, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ИП Кузнецову Владимиру Михайловичу на осуществление деятельности: эксплуатация взрывоопасных производственных объектов. В качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности указано: <адрес>, иных наименований мест осуществления деятельности не указано. Лицензия выдана ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно свидетельству о регистрации опасных производственных объектов № от ДД.ММ.ГГГГ, (серия №), указанное свидетельство выдано Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тульской области, ИП главе КФХ Кузнецову В.М., в том, что опасные производственные объекты, эксплуатируемые им, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов. Указанные объекты подлежат перерегистрации до ДД.ММ.ГГГГ В приложении к данному свидетельству о регистрации имеется перечень опасных производственных объектов ИП главы КФХ Кузнецова В.М., в числе которых указана станция газозаправочная (автомобильная) № регистрационный № №
В соответствии с сообщением Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от 05.08.2010г., копия которого имеется в материалах дела, проект АГЗС №, принадлежащей ИП главе КФХ Кузнецову В.М. в <адрес>, разработан: Общестроительная часть ООО «ЦентрСтройПроект», внешнее электроснабжение – ООО «Электросетьпроект-М», технологическая часть ООО «ТеплоГазПроект». Заключение Экспертизы промышленной безопасности рег. №. Сообщение о начале строительства вышеуказанного объекта в отдел КН ТУС и ГН не поступало, контроль за его качеством не проводился. Объект в установленном порядке в промышленную эксплуатацию не принимался.
Согласно сообщению Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ, лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов № № (КС) от 15.06.2007г. была выдана ИП Кузнецову В.М. на основании представленных им документов в соответствии с Федеральным законом №ФЗ-128 от 08.08.2001г. «О лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов», только на ОПО, расположенный по адресу: <адрес>. На эксплуатацию какого-либо другого ОПО лицензия не выдавалась.
В заявлении о предоставлении лицензии от 02.04.2007г. копия которого имеется в материалах дела, ИП глава КФХ Кузнецов В.М. указал, что просит предоставить лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов на которых: получаются, используются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества, твердофазные и жидкофазные вещества, способные к спонтанному разложению со взрывом; используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07МПА или при температуре нагрева воды более 115 С. Объекты осуществления лицензируемого вида деятельности: станция газонаполнительная <адрес>; АГЗС № <адрес>.
Свидетельства о государственной регистрации АГЗС по <адрес>, а равно заявления о включении указанной АГЗС в перечень объектов осуществления лицензируемого вида деятельности по ранее выданной лицензии суду не представлено.
Как следует из письма Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от 24.08.2010г., ИП Кузнецов В.М. в Приокское управление Ростехнадзора по вопросу изменения адреса мест осуществления эксплуатации других взрывоопасных производственных объектов не обращался.
Суду была представлена исполнительная документация на монтаж наземного газопровода автомобильной газозаправочной станции по <адрес>, выполненная ЗАО «Спецмонтажналадка» в 2008г., имеется так же строительный паспорт подземного и наземного газопровода, газового ввода.
Согласно акта освидетельствования скрытых работ (монтажа фундамента газораздаточной колонки автомобильной газозаправочной станции по <адрес>), от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, смонтированный фундамент газораздаточной колонки выполнен в соответствии с проектом, стандартами, строительными нормами и правилами, и отвечает требованиям его приемки. Разрешается производство последующих работ по устройству (монтажу) газораздаточной колонки.
В материалах дела имеется копия акта засыпки траншеи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому произведена приемка 100% засыпки траншеи песком после укладки подземного газопровода к раздаточной колонке.
В материалах дела имеется копия рабочего проекта автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре здания операторского пункта на АГЗС по <адрес>.
Суду были представлены так же копия технического заключения по проекту АГЗС по <адрес>, и копия заключения экспертизы промышленной безопасности проекта: «Рабочий проект АГЗС ООО ТК «Энергоальянс» по адресу: <адрес>». На указанном заключении имеется отметка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой замечания настоящего экспертного заключения устранены. Заключение утверждено начальником отдела по котлонадзору, надзору за тепловыми установками и сетями и газовому надзору Управления Ростехнадзора по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ
В материалах дела имеется копия рабочего проекта технологического участка АГЗС для заправки автотранспорта СУГ на <адрес> (раздел наружное и внутреннее электроснабжение, молниезащита и заземление), а так же копия проекта №-ЭХЗ по электрохимической защите подземных сооружений и коммуникаций на объект АГЗС по <адрес>.
Согласно договору страхования № от ДД.ММ.ГГГГ, и сертификату к нему, страховщик ВСК Страховой дом военно-страховая компания, принял на страхование имущественные интересы, связанные с обязанностью страхователя ИП главы КФХ Кузнецова В.М., возместить вред жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии, произошедшей на эксплуатируемом Страхователем опасном производственном объекте, в перечне которых указана станция газозаправочная автомобильная №
В материалах дела имеется копия «сведений, характеризующих опасный производственный объект». Объектом проведения идентификации является ИП глава КФХ Кузнецов В.М., который имеет следующие разрешительные документы: лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных № от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданную Управлением Ростехнадзора Тульской области. Идентифицировано в составе организации всего 5 ОПО, в т.ч. станция газозаправочная автомобильная №.
Согласно карте учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, копия которого имеется в материалах дела, станция газозаправочная (автомобильная № расположена на <адрес>. Эксплуатирующая организация ИП глава КФХ Кузнецов В.М.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. № 116-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ № 374-ФЗ от 27.12.2009 г.) промышленная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Приложению 1 названного ФЗ «Опасные производственные объекты» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в т. ч. следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.
Таким образом, автомобильная газозаправочная станция, в частности АГЗС №, расположенная на <адрес>, принадлежащая ИП главе КФХ Кузнецову В.М. относится к числу опасных производственных объектов.
Как указано в ст. 6 названного закона, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган разрешения на ввод опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с положениями п. 5 ст. 9 ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через 15 дней со дня такого изменения.
Лицензионными требованиями и условиями при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 12.08.2008 № 599 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов», являются:
- соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к
эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9
Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов»;
- соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, установленных статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- наличие у лицензиата технических устройств, применяемых на опасном
производственном объекте, соответствующих требованиям промышленной безопасности, установленным статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- наличие у лицензиата разрешения на ввод в эксплуатацию опасного
производственного объекта или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 8 и 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- организация и осуществление лицензиатом производственного контроля за
соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11
Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов»;
- наличие у лицензиата декларации промышленной безопасности опасного
производственного объекта в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О
промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- наличие у лицензиата договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного производственного объекта.
Статья 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» содержит требования, направленные на обеспечение безопасности при вводе в эксплуатацию опасных производственных объектов. В п. 4 данной статьи указано, что ввод в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности.
Проверка соблюдения градостроительных требований на стадии ввода объекта в эксплуатацию является гарантией того, что даже при нарушении требований безопасности (экологических, санитарно-эпидемиологических и иных) на более ранних стадиях проектирования и строительства объекта такие объекты не будут работать без устранения выявленных нарушений. В соответствии со ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ на ввод объекта в эксплуатацию необходимо получение разрешения, которое удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган исполнительной власти или местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Часть 3 ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ содержит перечень документов, которые необходимо представить для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. Согласно положениям указанной статьи для ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта необходимо представить в органы государственной власти или органы местного самоуправления правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, акт приемки объекта капитального строительства, документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям, схему, отображающую расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство, заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заключение государственного экологического контроля.
Для получения лицензии в соответствии с п. 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) в соответствии с перечнем, предусмотренным приложением к указанному Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:
- копии документов, подтверждающих наличие у него на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного производственного объекта;
- копию разрешения на ввод в эксплуатацию взрывопожароопасного
производственного объекта или копию заключения экспертизы промышленной
безопасности;
- копию декларации промышленной безопасности опасного производственного
объекта;
- копии разрешений на применение конкретных видов (типов) технических
устройств, выданных в установленном порядке Федеральной службой по экологическому,
технологическому и атомному надзору;
- копию договора страхования ответственности за причинение вреда жизни,
здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте;
- копии документов (дипломов, аттестатов, свидетельств) о квалификации
работников.
В решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указываются:
наименование лицензирующего органа;
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 17 настоящего Федерального закона);
срок действия лицензии;
идентификационный номер налогоплательщика;
номер лицензии;
дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Постановлением Госгортехнадзора от 04.03.2003 года №6 утверждены «Правила безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа».
Пунктами 3.1-3.2 «Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа» установлено, что:
- после окончания строительства, реконструкции, технического перевооружения, а также после капитального ремонта отдельных сооружений должна производится приемка в эксплуатацию газопроводов и оборудования АГЗС в соответствии с установленным порядком и требованиями настоящих правил с участием представителя территориального органа Госгортехнадзора России;
- заказчик АГЗС информирует территориальный органа Госгортехнадзора России не позднее чем за 5 дней о дате и месте работы приемочной комиссии.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российский Федерации защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
В материалах дела имеется копия акта приемки законченного строительством объекта, газораспределительной системы – автомобильной газозаправочной станции по <адрес> от 02.11.2010г., согласно которому строительство системы газоснабжения объекта осуществлялось в сроки: начало работ – январь 2008г. – окончание работ – январь 2008г. Документация на законченный строительством объект предъявлена в объеме, предусмотренном СНиП 42-01-2002 или ТСН по приемке. Решением приемочной комиссии установлено, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002. Дата, с которой объект следует считать принятым заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией, не указана.
Согласно положениям ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Как указано в ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно положениям ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В лицензии ИП главы КФХ Кузнецова В.М. отсутствует адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности - <адрес>, также отсутствуют документы, подтверждающие наличие у него на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного производственного объекта, и разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию. Учитывая, что трубопроводы, соединяющие емкости и газораздаточную колонку, проходят в земле и жестко привязывают эти элементы к земле, и перемещение АГЗС в целом без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно, суд приходит к выводу о том, что данная АГЗС является объектом недвижимого имущества, право собственности на которое подлежит государственной регистрации. Кроме того, для ее эксплуатации необходимо получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Управлении градостроительства и архитектуры.
При таких обстоятельствах суд полагает требование прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Кузнецову Владимиру Михайловичу о запрещении деятельности газонаполнительной станции, участка транспортирования особо опасных веществ, станции газозаправочной (автомобильной) № ИП Кузнецов, создающих угрозу причинения вреда, обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку приходит к выводу о том, что эксплуатация АГЗС расположенной на <адрес> осуществляется ИП главой КФХ Кузнецовым В.М. без соответствующего разрешения (лицензии).
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требование прокурора Привокзального района г. Тулы в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Кузнецову Владимиру Михайловичу о запрещении деятельности газонаполнительной станции, участка транспортирования особо опасных веществ, станции газозаправочной (автомобильной) № ИП Кузнецов, создающих угрозу причинения вреда, удовлетворить.
Запретить деятельность АГЗС, принадлежащей индивидуальному предпринимателю главе КФХ Кузнецову Владимиру Михайловичу, расположенной по адресу: примерно в 170 м. от <адрес>, создающей угрозу причинения вреда.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда через Богородицкий районный суд.
Судья Санкина Т.Р.
Решение не вступило в законную силу.