Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2010 года Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Трегубова С.В.,
при секретаре Рожновой М.В.,
с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Юрьевой М.С.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Булавиной О.В.,
представителя ответчика - муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 заведующей детским садом Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1611/2010 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №2, администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии,
у с т а н о в и л:
Богородицкий межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №2, администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании образовательной деятельности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №2, расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной проверки было установлено, что МДОУ детский сад №2 имело лицензию на осуществление образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которой закончился ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад № 2 осуществляет образовательную деятельность, не имея на это лицензии.
Просил обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 и администрацию муниципального образования
Богородицкий район Тульской области:
- привести в соответствие здания и помещения МДОУ детский сад № 2 санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности;
- получить заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о соблюдении на объектах соискателя лицензии санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности;
- направить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования документы, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник Богородицкого межрайонного прокурора Юрьева М.С. доводы иска поддержала по вышеизложенным основаниям, просила его удовлетворить, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад № 2 осуществляет образовательную деятельность, не имея лицензии, не принимает меры по исполнению требований органов государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы, чем нарушает права несовершеннолетних детей на получение бесплатного дошкольного образования, и нормы действующего законодательства.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Булавина О.В. в судебном заседании заявленные Богородицким межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования, признала, не возражала против удовлетворения требований Богородицкого межрайонного прокурора. Пояснила, что учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № является комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район, а собственником имущества, закрепленного за ним, является администрация МО Богородицкий район. С ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад № 2 действительно осуществляет свою деятельность без лицензии. Финансирование МДОУ детский сад № 2 осуществляется в рамках средств и лимитов, заложенных в бюджете на эти цели. Вместе с тем, изыскиваются дополнительные средства для финансирования мероприятий, направленных на получение детским садом лицензии, часть этих работ уже выполнена. В дальнейшем в бюджет района будут вноситься изменения, в целях увеличения объема финансирования муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Представитель ответчика - муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 заведующая детским садом Корнеевой Е.В.в судебном заседании исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора признала, пояснила, что действие лицензии, ранее выданной детскому саду, окончилось ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ детский сад осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Для получения лицензии необходимо получить заключения органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности детского сада для осуществления образовательного процесса. Предписания указанных органов получены и в настоящее время выполняются. Собственных финансовых средств детскому саду не хватает, однако администрация МО Богородицкий район обещала выделить необходимую сумму.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что согласно п. 1.5 Устава МДОУ детский сад №2 основным предметом деятельности дошкольного учреждения является дошкольное образование, предшествующее начальному образованию, реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополнительных программ в соответствии с лицензией.
В соответствии с п.6 ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление образовательной деятельности при соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое лицензирующим притом образовательному учреждению - лицензиату.
В силу п. 7 ст. 33 ФЗ «Об образовании» лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, па основании заключения экспертной комиссии.
В соответствии с п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном образовании, учрежденного постановлением Правительства №666 от 12.09.2008 года право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Согласно п.1.10 Устава МДОУ детский сад №2 право на ведение образовательной деятельности и получении льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии.
Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно – правовых формах установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 №749.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляет Инспекция Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, которая является органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в Тульской области, действующим на основании Положения, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии, согласованное с учредителем, в котором указываются:
полное и сокращенное наименование, организационно - правовая форма соискателя лицензии, в соответствии с его уставом, место его нахождения, адрес мест осуществления образовательной деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
идентификационный номер налогоплательщика и данные документы о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
перечень образовательных программ, по которым соискатель лицензии намерен вести образовательную деятельность, с указанием их уровня и направленности;
срок действия лицензии;
сведения о планируемой численности обучающихся и воспитанников, в том числе по заявленным к лицензированию образовательных программам;
б) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).
Научной организацией или иной организацией, имеющей образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляется копия утвержденного в установленном порядке положения об указанном подразделении;
в) заверенные руководителем соискателя лицензии копии штатного расписания и иных документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на иных законных основаниях к ведению образовательного процесса по заявленным к лицензированию образовательным программам педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям, а также справка о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов, подписанная руководителем соискателя лицензии;
г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом), а также справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, подписанная руководителем соискателя лицензии.
Соискатель лицензии, арендующий помещения для организации учебного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей, представляет заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей;
д) заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно – эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
е) учебный план по каждой заявленной к лицензированию образовательной программе (перечень дисциплин (предметов), входящих в каждую заявленную образовательную программу) с указанием объемов учебной нагрузки (для образовательных учреждений профессионального образования – аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам (предметам).
Соискатель лицензии на право ведения образовательной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет также образовательную программу, согласованную с МВД РФ;
ж) справку о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ, подписанная руководителем соискателя лицензии.
Соискатель лицензии, имеющий намерение реализовать образовательные программы с использованием частично или в полном объеме дистанционных образовательных технологий, представляет сведения и копии документов, подтверждающих наличие соответствующего методического и ресурсного обеспечения, заменяющего частично или в полном объеме традиционные образовательные ресурсы;
з) представление руководства соответствующей религиозной организации – для образовательного учреждения, созданного такой религиозной организацией, а также представление руководства соответствующей централизованной религиозной организации для образовательного учреждения, созданного религиозной организацией, входящей в структуру централизованной религиозной организации;
и) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления;
к) опись документов, представленных для получения лицензии.
В ходе судебного заседания было установлено, что МДОУ детский сад №2 имело лицензию на осуществление образовательной деятельности регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которой закончился ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад № 2 осуществляет образовательную деятельность, не имея на это лицензии.
Для получения лицензии МДОУ детский сад № 2, как соискателю лицензии, необходимо представить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» документы.
В ходе судебного заседания установлено, что Департаментом образования Тульской области ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад №2, расположенному по адресу: <адрес>, была выдана лицензия серии А №, регистрационный №, в соответствии с которым МДОУ детский сад №2 имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к данной лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся (воспитанников). Указанная лицензия действительна до ДД.ММ.ГГГГ.
После окончания срока действия данной лицензии, МДОУ детский сад №2 не было вновь получено лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
Как установлено в ходе судебного заседания до настоящего времени МДОУ детский сад № 2 не имеет заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о пригодности используемого здания и помещений для осуществления образовательного процесса.
Меры по исполнению требований органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора не принимаются.
В силу ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции и полномочиям муниципальных районов.
В соответствии со ст. ст. 32, 39 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Кроме того, в силу п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Как усматривается из п. 1.2 Устава МДОУ детский сад №2 учредителем дошкольного образовательного учреждения является комитет по образованию муниципального образования Богородицкий район.
Согласно п. 3.1 Устава МДОУ детский сад №2 все имущество дошкольного образовательного учреждения находится в собственности муниципального образования Богородицкий район и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Согласно п.1.6 Устава МДОУ детский сад №2 в своей деятельности дошкольное образовательное учреждение руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, законодательными актами и решениями Тульской областной Думы, постановлениями и распоряжениями Губернатора Тульской области, приказами и распоряжениями органов всех уровней, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальными правовыми актами настоящим Уставом, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями, а также правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Как указано в п. 1.7 Устава МДОУ детский сад №2, Учреждение является юридическим лицом, имеет печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием, самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Не проведение мероприятий направленных на получение лицензии (разрешения) на осуществление образовательной деятельности нарушает право несовершеннолетних на получение бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основным предметом деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 является дошкольное образование. При этом количество обучающихся детей может изменяться. Таким образом, индивидуализировать граждан, права которых нарушаются не выполнением мероприятий при пожарной безопасности, не представляется возможным.
Таким образом, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад №2 осуществляет образовательную деятельность, не имея лицензии, не принимает меры по исполнению требований органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора, чем нарушает права обучающихся детей и нормы действующего законодательства.
Учитывая, что с ДД.ММ.ГГГГ МДОУ детский сад №2 осуществляет образовательную деятельность, не имея лицензии, не принимает меры по исполнению требований органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора, чем нарушает права обучающихся детей и нормы действующего законодательства, суд считает необходимым осуществить защиту нарушенных прав, обязав указанное муниципальное дошкольное образовательное учреждение и администрацию МО Богородицкий район привести в соответствие здания и помещения МДОУ детский сад № 2 санитарно-эпидемиологическим требованиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора; получить заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о соблюдении на объектах соискателя лицензии санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности; направить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования документы, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, для получения лицензии.
При таких обстоятельствах, учитывая правовую позицию ответчиков - администрации муниципального образования Богородицкий район и МДОУ детский сад №2 суд полагает правильным возложить обязанность по исполнению комплекса мер, направленных на получение МДОУ детский сад №2 лицензии на право осуществления образовательной деятельности на МДОУ детский сад №2 и на администрацию МО Богородицкий район.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 и администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области:
- привести в соответствие здание и помещения МДОУ детский сад №2 санитарно-эпидемиологическим требованиями требованиям пожарной безопасности;
- получить заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о соблюдении на объектах соискателя лицензии санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности;
- направить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования документы, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №277 от 31.03.2009 года для получения лицензии.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение 10 дней.
Судья Трегубов С.В.