решение от 30.11.2010г. о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

30 ноября 2010 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Санкиной Т.Р.,

при секретаре Ворониной Ю.В.

с участием старшего помощника Богородицкого межрайонного прокурора Юрьевой М.С.,

представителя ответчика муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1619-2010 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения», администрации МО Богородицкий район о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии,

у с т а н о в и л:

Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения», и администрации МО Богородицкий район, о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии, указывая, что на территории муниципального образования Богородицкий район свою деятельность осуществляет муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (ЦПМСС), расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 1.7. Устава ЦПМСС, утвержденного председателем комитета по образованию 22.09.2010г., право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у Центра с момента выдачи ему лицензии.

Установлено, что муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения» осуществляет свою деятельность при отсутствии соответствующей лицензии.

Для получения лицензии ЦПМСС как соискателю лицензии необходимо представить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 277 от 31.03.2009г.

Однако до настоящего времени ЦПМСС не имеет заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о пригодности используемого здания и помещений для осуществления образовательного процесса.

Меры по исполнению требований органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора не принимаются.

В силу ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции и полномочиям муниципальных районов.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии с п. 1.2 Устава ЦПМСС учредителем Центра является комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район.

Согласно п. 7.1. Устава ЦПМСС все имущество Центра находится в собственности муниципального образования Богородицкий район и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Не проведение мероприятий направленных на получение лицензии (разрешения) на осуществление образовательной деятельности нарушает право несовершеннолетних на получение бесплатного дошкольного образования.

На основании изложенного просил суд:

Обязать муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» и администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области:

привести в соответствие здание и помещения ЦПМСС санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности;

получить заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о соблюдении на объектах соискателя лицензии санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности;

направить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования документы, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 277 от 31.03.2009г.

В судебном заседании старший помощник Богородицкого межрайонного прокурора Юрьева М.С. заявление поддержала, просила его удовлетворить, пояснив, что основным предметом деятельности ЦПМСС является содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе. При этом количество обучающихся детей может изменяться. Таким образом, индивидуализировать граждан, права которых нарушаются не выполнением мероприятий по пожарной безопасности, не представляется возможным.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Представитель ответчика, муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Николаева И.С. заявление Богородицкого межрайонного прокурора признала, пояснив, что в настоящее время принимаются меры к получению лицензии, до настоящего времени весь комплекс мероприятий не выполнен в связи с отсутствием финансовых средств.

Представитель ответчика администрации МО Богородицкий район в судебное заседание не явилась, представив в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с указанием, что разрешение данного дела оставляет на усмотрение суда.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика администрации МО Богородицкий район, по основаниям, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав в судебном заседании объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно п. 2.1. Устава ЦПМСС целями деятельности учреждения является содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальных ситуаций развития, соответствующих индивидуальности обучающихся, воспитанников; обеспечение в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений, навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры; оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья; содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Частью 6 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. установлено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Согласно части 7 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

В соответствии с пунктом 9 Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства №867 от 31.07.1998г. право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Согласно пункту 1.7. Устава ЦПМСС, утвержденного председателем комитета по образованию 22.09.2010г., право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у Центра с момента выдачи ему лицензии.

Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организация, созданных в иных организационно-правовых формах, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2010г. №749).

Лицензирование образовательной деятельности осуществляет Инспекция Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, которая является органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере образования в Тульской области, действующим на основании Положения, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области №830 от 18.12.2008г.

Согласно п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 277 от 31.03.2009г. для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности (далее-лицензия) ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

а)заявление о выдаче лицензии (далее - заявление), согласованное с учредителем, в котором указываются:

полное и сокращенное (при наличии) наименования, организационно-правовая форма соискателя лицензии в соответствии с его уставом, место его нахождения, адреса мест осуществления образовательной деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

перечень образовательных программ, по которым соискатель лицензии намерен вести образовательную деятельность, с указанием их уровня и направленности;

срок действия лицензии;

сведения о планируемой численности обучающихся и воспитанников, в том числе по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б)копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом).

Научной организацией или иной организацией, имеющей образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку, дополнительно представляется копия утвержденного в установленном порядке положения об указанном подразделении;

в)заверенные руководителем соискателя лицензии копии штатного расписания и иных документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии или привлечение им на иных законных основаниях к ведению образовательного процесса по заявленным к лицензированию образовательным программам педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям, а также справка о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов, подписанная руководителем соискателя лицензии;

г)копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии (спредъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом), атакже справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, подписанная руководителем соискателя лицензии.

Соискатель лицензии, арендующий помещения для организации учебного процесса в государственном или муниципальном учреждении, являющемся объектом социальной инфраструктуры для детей, представляет заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего проведение учредителем государственного или муниципального учреждения в соответствии с пунктом4 статьи13 Федерального закона «Обосновных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» экспертной оценки последствий договора аренды для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей;

д)заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

При подготовке (переподготовке) водителей автотранспортных средств, трамваев и троллейбусов дополнительно представляется заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы соискателя лицензии установленным требованиям;

е)учебный план по каждой заявленной к лицензированию образовательной программе (перечень дисциплин (предметов), входящих в каждую заявленную образовательную программу) с указанием объемов учебной нагрузки (для образовательных учреждений профессионального образования - аудиторной и внеаудиторной) по этим дисциплинам (предметам).

Соискатель лицензии на право ведения образовательной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет также образовательную программу, согласованную с Министерством внутренних дел Российской Федерации;

ж) справка о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации заявленных к лицензированию образовательных программ, подписанная руководителем соискателя лицензии.

Соискатель лицензии, имеющий намерение реализовывать образовательные программы с использованием частично или в полном объеме дистанционных образовательных технологий, представляет сведения и копии документов, подтверждающих наличие соответствующего методического и ресурсного обеспечения, заменяющего частично или в полном объеме традиционные образовательные ресурсы;

з)представление руководства соответствующей религиозной организации - для образовательного учреждения, созданного такой религиозной организацией, а также представление руководства соответствующей централизованной религиозной организации для образовательного учреждения, созданного религиозной организацией, входящей в структуру централизованной религиозной организации;

и) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления;

к)опись документов, представленных для получения лицензии.

Установлено, что муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» осуществляет свою деятельность при отсутствии соответствующей лицензии, что не оспаривается.

Для получения лицензии ЦПМСС как соискателю лицензии необходимо представить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 277 от 31.03.2009г.

Однако до настоящего времени ЦПМСС не имеет заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о пригодности используемого здания и помещений для осуществления образовательного процесса, что так же не оспаривается.

Требования органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора до настоящего времени не выполнены.

В силу ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции и полномочиям муниципальных районов.

В соответствии со ст. ст. 32, 39 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

При изложенных обстоятельствах обоснованность требований прокурора у суда сомнений не вызывает.

В силу п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

При таких обстоятельствах, учитывая правовую позицию ответчиков, суд полагает правильным возложить обязанность по исполнению комплекса мер, направленных на получение ЦПМСС лицензии на право осуществления образовательной деятельности, на МОУ ЦПМСС и на администрацию МО Богородицкий район.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Не проведение мероприятий по лицензированию образовательной деятельности нарушает права несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения», администрации МО Богородицкий район о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии, удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения» и администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области:

привести в соответствие здание и помещения ЦПМСС санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности;

получить заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о соблюдении на объектах соискателя лицензии санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности;

направить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования документы, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 277 от 31.03.2009г.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Санкина Т.Р.

Решение не вступило в законную силу.