РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 декабря 2010 года г. Богородицк
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Рязанцева А.Б.,
при секретаре Саломасовой И.Ю.,
с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Шутовой О.В.,
истца Барановой Н.И.,
представителя ответчика МО Богородицкий район по доверенности Булавиной О.В.,
заведующей МДОУ детский сад №23 Бабыкиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1592/2010 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №23 и администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области о понуждении мероприятий на получение лицензии,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд по изложенным основаниям в обоснование указывая, что на территории муниципального образования Богородицкий район свою деятельность осуществляет муниципальное дошкольное образовательное учреждений детский сад №23 комбинированного вида (далее МДОУ детский сад №23 КВ), расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно п. 1.8. Устава МДОУ детский сад №23 КВ основным предметом деятельности детского сада является дошкольное образование, предшествующее начальному образованию, реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополнительных программ в соответствии с лицензией.
Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании образовательной деятельности в ходе которой установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 комбинированного вида имело лицензию на осуществление образовательной деятельности регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия которой закончился ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время МДОУ детский сад №23 КВ осуществляет свою деятельность при отсутствии соответствующей лицензии.
Для получения лицензии МДОУ детский сад №23 КВ как соискателю лицензии необходимо представить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования документы, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 277 от 31.03.2009 года. Однако, до настоящего времени МДОУ детский сад №23 КВ не имеет заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о пригодности используемого здания и помещений для осуществления образовательного процесса. Меры по исполнению требований органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора не принимаются.
В силу ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции и полномочиям муниципальных районов.
В соответствии с п. 1.2 Устава МДОУ детский сад №23 КВ учредителем детского сада является комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район.
Согласно п. 3.1. Устава МДОУ детский сад №23 КВ все имущество детского сада находится в собственности муниципального образования Богородицкий район и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Не проведение мероприятий направленных на получение лицензии (разрешения) на осуществление образовательной деятельности нарушает право несовершеннолетних на получение бесплатного дошкольного образования.
На основании изложенного прокурор просил обязать МДОУ детский сад №23 КВ и администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области:
привести в соответствие здание и помещения МДОУ детский сад №23 КВ санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности;
получить заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о соблюдении на объектах соискателя лицензии санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности;
направить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования документы, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 277 от 31.03.2009 года.
В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Шутова О.В. заявление поддержала.
Представитель ответчика МО Богородицкий район по доверенности Булавина О.В.,
и заведующая МДОУ детский сад №23 Бабыкина С.Н. с требованиями прокурора согласны.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, находит заявление Богородицкого межрайонного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 6 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. установлено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Согласно части 7 статьи 33 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г. лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.
В соответствии с 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства №666 от 12.09.2008г. право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Согласно пункту 1.11 Устава МДОУ детский сад №23 КВ право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у детского сада с момента выдачи ему лицензии.
Порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организация, созданных в иных организационно-правовых формах, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2010г. №749).
Лицензирование образовательной деятельности осуществляет Инспекция Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, которая является органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере образования в Тульской области, действующим на основании Положения, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области №830 от 18.12.2008г.
Согласно п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 277 от 31.03.2009г. для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности (далее-лицензия) ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган документы в соответствии с перечнем указанным в п.10 в том числезаключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Однако до настоящего времени МДОУ детский сад №23 КВ не имеет заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о пригодности используемого здания и помещений для осуществления образовательного процесса.
Меры по исполнению требований органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора не принимаются.
В соответствии со ст. ст. 32, 39 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
В силу п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, не проведение мероприятий направленных на получение лицензии (разрешения) на осуществление образовательной деятельности нарушает право несовершеннолетних на получение бесплатного дошкольного образования.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Богородицкого межрайонного прокурора к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №23 и администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области о понуждении мероприятий на получение лицензии, удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 комбинированного вида и администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области:
привести в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности здание и помещения МДОУ детский сад №23 КВ;
получить заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о соблюдении на объектах соискателя лицензии санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности;
направить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования документы, указанные в п.10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 277 от 31.03.2009г.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд.
Председательствующий