РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 декабря 2010 года Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Трегубова С.В.,
при секретаре Дороховой Л.Ф.,
с участием прокурора Юрьевой М.С.,
истца Катыхиной Т.И.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Боруновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по
иску Богородицкого межрайонного прокурора в интересах Катыхиной Тамары Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области об отказе в назначении пенсии, включении в специальный стаж времени работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, времени нахождения в учебных отпусках и обязании Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить Катыхиной Тамаре Ивановне досрочную трудовую пенсию по старости,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Катыхиной Тамары Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о признании решения недействительным и обязании к совершению определенных действий, ссылаясь на то, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пенсионном обеспечении в части назначения пенсии по старости, основанием для проведения которой явилось поступление в прокуратуру района обращения от Катыхиной Т. И., в котором указывается, что решением Управлением Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было незаконно отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
Согласно данных трудовой книжки Катыхина Т.И. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на <данные изъяты> скорой неотложной медицинской помощи в должности фельдшера по приему и передаче вызовов.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Катыхина Т.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости обосновано полагая, что она обладает достаточной продолжительностью специального стажа.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ Катыхиной Т.И. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа.
В письме Управления Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ указанно, что продолжительность специального стажа Катыхиной Т.И. составляет 21 год 5 месяцев 16 дней, что не дает ей право на назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно письму Управления Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ было уточнено, что в специальный стаж работы Катыхиной Т.И. не принят период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему вызовов и передаче выездным бригадам на <данные изъяты> станции скорой неотложной медицинской помощи.
Считает, что данное решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости является незаконным, нарушает права и законные интересы Катыхиной Т.И., поскольку Управление Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области при разрешении вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии по старости необоснованно не включило период работы Катыхиной Т.И. в должности фельдшера по приему и передаче вызовов Товарковской подстанции Богородицкой станции скорой неотложной медицинской помощи в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Указывает, что в соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов (пункт 11).
Ввиду того, что спорный период работы в качестве фельдшера по приему и передаче вызовов подстанции, отделения скорой медицинской помощи имел место до 01.11.1999 года, полагает подлежащим к применению пункт 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» согласно которому, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464.
Ссылается на то, что в соответствии с Постановлением № 464 в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, период работы гражданином в должности фельдшера по приему вызовов на станции скорой медицинской помощи до 01.11.1999 года может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту20 пункта1 статьи27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Также указывает, что в соответствии с действующим в спорный промежуток времени Положением о фельдшере (медицинской сестре) станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 29.12.1984 года №1490 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи населению» на должность фельдшера (медицинской сестры) станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи по приему вызовов и передаче их выездным бригадам назначаются лица, имеющие среднее медицинское образование. В обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов подстанции, отделения скорой медицинской помощи в спорный период входило самостоятельное оказание медицинской помощи больным, непосредственно обратившимся в отделение скорой медицинской помощи, при этом фельдшер по приему и передаче вызовов подстанции, отделения скорой медицинской помощи при поступлении вызова должен установить основные симптомы ухудшения состояния нуждающегося в медицинской помощи, наличие отягощенного заболевания, локализацию травматического повреждения, самостоятельно принимать решение о профиле и количестве бригад.
Подчеркивает, что функциональные обязанности по оказанию медицинской помощи больным, непосредственно обратившимся в отделение скорой медицинской помощи, требуют соответствующего профессионального уровня работника, что обуславливает требование о наличии среднего специального образования, а также повышения квалификации. Указанное требование выполнялось Катыхиной Т.И. наравне с другими фельдшерами.
Находит, что вывод Управления Пенсионного фонда РФ в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области о том, что должность фельдшера по приему вызовов не предусмотрена Списками, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года №1066 и от 29 октября 2002 года №781, основан на неправильном применении норм материального права, поскольку в данном случае применению подлежит Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464.
Кроме того считает, что Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области при разрешении вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии по старости не была дана оценка тому обстоятельству, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Катыхина Т.И. работала в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в рабочем поселке <данные изъяты> района Тульской области.
Полагает, что Катыхина Т.И., обладая стажем работы как в сельской местности, так и в городе, вправе рассчитывать на исчисление ее стажа на льготных условиях.
В силу того, что спорные правоотношения возникли в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, считает, что в данном случае необходимо применить Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».
Согласно пункту2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991года №464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе.
Считает, что решение Управления Пенсионного фонда РФ в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Катыхиной Т.И. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с недостаточной продолжительностью специального стажа, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявительницы.
На основании изложенного, просит:
признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным;
признать работу Катыхиной Т.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, в качестве деятельности по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения;
обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
В ходе судебного разбирательства по делу процессуальный истец - Богородицкий межрайонный прокурор по вышеизложенным основаниям дополнил и уточнил заявленные исковые требования, просил:
признать работу Катыхиной Т.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, в качестве деятельности по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения;
обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области засчитать работу Катыхиной Т.И. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж из расчета год как год и три месяца;
признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным;
обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью с момента первого обращения.
Впоследствии процессуальный истец - Богородицкий межрайонный прокурор по вышеизложенным основаниям дополнил свои исковые требования, представив суду дополнительное заявление. Просил обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области включить в льготный специальный стаж время нахождения Катыхиной Т.И. на курсах усовершенствования в г. Туле с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на курсах повышения квалификации в г. Москве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании процессуальный истец – старший помощник Богородицкого межрайонного прокурора Юрьева М.С. по вышеизложенным основаниям окончательно уточнила и определила исковые требования, просит:
признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным;
признать работу Катыхиной Т.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, в качестве деятельности по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения;
обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью;
обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области включить в льготный специальный стаж время нахождения Катыхиной Т.И. на курсах усовершенствования в г. Туле с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на курсах повышения квалификации в г. Москве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить Катыхиной Т.И. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Катыхина Т.И. в судебном заседании заявленные уточненные требования прокурора в ее интересах поддержала и просила их удовлетворить в пределах поддержанных в судебном заседании требований.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Борунова Н.В. уточненные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, пояснив, что Катыхина Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент обращения с заявлением - ДД.ММ.ГГГГ за назначением трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, имела соответствующий стаж – 21 год 05 месяцев 16 дней.
Период работы истицы в качестве фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не принят для подсчета специального стажа, поскольку Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утвержден Список и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, однако должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде вышеназванным Списком не предусмотрена, также при рассмотрении функциональных обязанностей фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде не осуществляет лечебную деятельность.
Также указала, что период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения Катыхиной Т.И. на курсах усовершенствования в г.Туле (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) также не подлежит включению в льготный стаж, поскольку до введения в действие Трудового кодекса РФ работникам, обучающимся без отрыва от производства, предоставлялись отпуска на основании статьи 196 КЗоТ РФ, указанные отпуска не являлись дополнительными, поэтому периоды отпусков, связанных с обучением, предоставлявшиеся ранее на основании ст.196 КЗоТ РФ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включаются. Кроме того, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ входит в период работы (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) Катыхиной Т.И. в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в рабочем поселке <данные изъяты> района Тульской области.
Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточненные исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в пределах поддержанных в судебном заседании требований по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах независимо от их возраста. (Аналогичные нормы содержит подпункт 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. (Аналогичные нормы содержит пункт 2 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 319-ФЗ).
В соответствии с данным диплома ВТ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ регистрационный №, Катыхина Т.И. в ДД.ММ.ГГГГ году окончила полный курс <данные изъяты> медицинского училища по специальности фельдшер.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Катыхина Т.И. работала в качестве фельдшера Богородицкой станции скорой и неотложной медицинской помощи. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности фельдшера по приему вызовов и передаче выездным бригадам. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве фельдшера выездной бригады (Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ станция скорой и неотложной медицинской помощи переименована в Муниципальное учреждение здравоохранения «станция скорой медицинской помощи» с ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Катыхина Т.И. работала в качестве фельдшера выездной психиатрической бригады. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве фельдшера бригады линейной выездной ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова» г. Москвы. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает фельдшером бригады по транспортировке больных и рожениц (инфекционные и соматические) ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова» г. Москвы. Указанные периоды подтверждены записями в трудовой книжке АТ-III № от ДД.ММ.ГГГГ Катыхиной Т.И.
Решением УПФР в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, Катыхиной Т.И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ) из-за отсутствия у нее требуемого специального стажа 30 лет, имеется 21 год 05 месяцев 16 дней.
Периоды работы истицы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – итого 21 год 05 месяцев 16 дней были приняты для подсчета специального стажа на основании трудовой книжки, льготно-уточняющих справок и выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, и не оспаривались.
Период работы Катыхиной Т.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был принят УПФР в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области для подсчета специального стажа, по тем основаниям, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 поименована должность «фельдшер» и что согласно Функциональным обязанностям фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам не осуществляет лечебную деятельность.
На основании изложенного был сделан вывод о том, что Катыхина Т.И. не имеет права на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Изложенное свидетельствует о том, что основанием для отказа о включении периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде станции скорой медицинской помощи послужило то обстоятельство, что действующий в настоящий момент Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 не предусматривает такой должности.
Между тем, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Распространение норм, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные ими в соответствие с ранее действующим законодательством, означает по существу придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и приводит к нарушению конституционного принципа равенства прав граждан, так как не обеспечивают равные условия реализации гражданами приобретенного ими права по отношению к гражданам, реализовавшим такое право в соответствие с ранее действовавшим законодательством.
На момент осуществления Катыхиной Т.И. деятельности фельдшера по приему вызовов и передачи их выездной бригаде станции скорой медицинской помощи действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым предусмотрена должность фельдшера учреждения скорой медицинской должности независимо от наименования должности. Указанное Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.
Учитывая вышеизложенное, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные требования в части признания работы Катыхиной Т.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, в качестве деятельности по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и об обязании Управления Пенсионного фонда РФ в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, поскольку в ходе судебного заседания по делу установлено, что истица Катыхина Т.И., имея среднее специальное медицинское образование по специальности фельдшера, в течение полного рабочего дня осуществляла иную деятельность по охране здоровья населения, выполняла обязанности, соответствующие обязанностям фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, в том числе и обязанность при амбулаторном обращении больных и пострадавших на подстанцию качественно оказывать им экстренную медицинскую помощь.
Объективность указанных обстоятельств и выводов также подтверждаются совокупностью доказательств по делу: данными трудовой книжки Катыхиной Т.И., в том числе уточняющей справкой № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Катыхина Т.И. по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером по приему вызовов и передаче выездным бригадам <адрес>; данными журнала отчетов по <данные изъяты> подстанции о том, что в № году число лиц, которым была оказана амбулаторная помощь на станции скорой помощи, составила 1318 человек; показаниями свидетелей ФИО8 и ФИО9 о том, что во время совместной работы на Товарковской подстанции скорой помощи Катыхина Т.И., как фельдшер по приему вызовов, при выезде на вызов бригады, оставалась одна и осуществляла прием больных, которым была необходима срочная неотложная медицинская помощь, о чем велся журнал приема больных и велась статистическая отчетность; показаниями свидетеля ФИО10 о том, что она, болея хронической астмой, часто обращалась за медицинской помощью на Товарковскую станцию скорой медицинской помощи, где дежурившая Катыхина Т.И. оказывала ей необходимую медицинскую помощь, тратя на нее лекарства, поскольку машины с другими фельдшерами были на выезде по вызовам.
На основании вышеизложенного, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика в части того, что период работы Катыхиной Т.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был принят УПФР в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области для подсчета специального стажа, поскольку должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде Списком не предусмотрена и по функциональным обязанностям фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде не осуществляет лечебную деятельность.
Разрешая уточненные исковые требования в части обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области включить в льготный специальный стаж время нахождения Катыхиной Т.И. на курсах усовершенствования в г. Туле с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на курсах повышения квалификации в г. Москве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Катыхина Т.И., как фельдшер, была командирована на усовершенствование по скорой помощи в г. Тулу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно полученных путевок.
Данное обстоятельство подтверждается данным личной карточки Катыхиной Т.И. и справкой МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» о том, что Катыхина Т.И. находилась на курсах усовершенствования в г. Туле с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с сохранением среднего заработка.
В соответствии со справкой ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова» г. Москвы Катыхина Т.И., как фельдшер по транспортировке больных (инфекционные и соматические) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации с сохранением среднего заработка по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела Катыхиной Т.И., в том числе льготно - уточняющей справкой, копия которой имеется в материалах дела, а также сертификатом А № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в указанные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица была командирована работодателем для повышения квалификации с сохранением среднего заработка.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников, к которым относятся и медицинские работники, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Ранее действовавшее законодательство так же не содержало запрета на включение в специальный стаж периодов оплачиваемых учебных отпусков.
Как следует из ч. 2 ст. 1 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании только Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства. Права Катыхиной Т.И. на пенсионное обеспечение в связи с осуществлением ею деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, никаким образом не посягают на основы конституционного строя, не нарушают права и законные интересы других лиц.
В период нахождения истицы на курсах повышения квалификации (усовершенствовании) за ней сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата, из которой в установленном порядке производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, что так же не оспаривается.
Прохождение курсов повышения квалификации осуществлялось истицей по направлению работодателя, неразрывно связано с трудовой деятельностью с повышением профессиональной квалификации.
Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2002г. № 781 предусмотрены периоды, которые не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, однако среди них не содержится период нахождения на курсах повышения квалификации, куда работник был командирован работодателем, и не содержится прямого указания об исключении указанных периодов при подсчете специального стажа.
Учитывая вышеизложенное, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные требования в части признания требования обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Богородицк и Богородицком районе Тульской области включить в льготный специальный стаж время нахождения Катыхиной Т.И. на курсах усовершенствования в г. Туле с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на курсах повышения квалификации в г. Москве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ч. 2 ст. 1 ГК РФ, гражданские права могут быть ограничены на основании только Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства Права Катыхиной Т.И. на пенсионное обеспечение в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, никаким образом не посягают на основы конституционного строя, не нарушают права и законные интересы других лиц.
В соответствии с положениями ст. 19 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с изменениями и дополнениями), трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В судебном заседании было обозрено отказное пенсионное дело Катыхиной Т.И., в соответствии с материалами которого Катыхина Т.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается.
Согласно записям в трудовой книжке, и справке, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения досрочных трудовых пенсий, специальный стаж истицы на момент обращения к ответчику за назначением пенсии составил, с учетом периодов ее работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов и нахождения на курсах повышения квалификации, куда она была командирована по инициативе работодателя, в календарном исчислении составил 29 лет 09 мес. 28 дней. Таким образом, у истицы не имелся требуемый специальный стаж на момент обращения в Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, ДД.ММ.ГГГГ за назначением пенсии, и, следовательно, право на получение указанной досрочной трудовой пенсии у истицы возникло, с учетом ее работы до настоящего времени по специальности, ДД.ММ.ГГГГ, при этом правильность расчета, с учетом включения спорных периодов в календарном исчислении, не оспаривается.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Богородицк и Богородицком районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Признать работу Катыхиной Т.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов, в качестве деятельности по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Богородицк и Богородицком районе Тульской области включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по приему и передаче вызовов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Богородицк и Богородицком районе Тульской области включить в льготный специальный стаж время нахождения Катыхиной Т.И. на курсах усовершенствования в г. Туле с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на курсах повышения квалификации в г. Москве с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить Катыхиной Т.И. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Трегубов С.В.