Решение от 13 декабря 2010 года об обязании администрации МО город Богородицк Богородицкого района принять комплекс мер для регистрации права на недвижимое имущество



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2010 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Трегубова С.В.,

при секретаре Рожновой М.В.,

с участием старшего помощника Богородицкого межрайонного прокурора Сапронова В.А.,

представителя ответчика администрации МО г. Богородицк Богородицкого района Тульской области по доверенности Ушакова Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Богородицк Богородицкого района Тульской области об обязании администрации МО г. Богородицк Богородицкого района принять комплекс мер для регистрации права на недвижимое имущество,

установил:

Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, указывая, что согласно решению коллегии прокуратуры Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений» Богородицкой межрайонной прокуратурой совместно с представителями межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в части касающейся проведения работы по уточнению количества и местоположения гидротехнических сооружений, и проведения соответствующих работ по исключению чрезвычайных ситуаций, а также их безопасности.

В результате проведенной инвентаризации 12 гидротехнических сооружений расположенных на территории Богородицкого района было установлено, что часть гидротехнических сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в зону возможного затопления могут попасть объекты жилого и хозяйственного назначения, в том числе линии электропередач, дороги местного значения, что может привести к значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности населения.

Ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» определены обязанности собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Проверкой установлено, что на территории муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, Тульской области имеется гидротехническое сооружение пруда «Щадиловский» - плотина, которая не имеет своего собственника и эксплуатирующую организацию.

Данная плотина не состоит на техническом учете в Богородицком отделе БТИ, и по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) не зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Статус указанного сооружения как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения муниципального образования г. Богородицк, Богородицкого района, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гибели людей.

Согласно п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщить данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Администрация муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, владея информацией о бесхозяйном гидротехническом сооружении пруда «Щадиловский» в г. Богородицке, не обратилось в учреждение юстиции по регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет, не приняла мер по принятию его в муниципальную собственность.

Отсутствие собственника, а также эксплуатирующей организации при определенных условиях может привести к чрезвычайным ситуациям. В случае чрезвычайной ситуации в зоне затопления могут оказаться жилые дома, газопровод.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

Принимая во внимание, что бесхозяйные, неработающие (аварийные) гидротехнические сооружения представляют потенциальную опасность причинения вреда населению, объектам экономики, инженерным коммуникациям при возможных авариях и возникновениях чрезвычайных ситуаций и, учитывая, что администрация муниципального образования Бегичевское самоустранилась от решения названной проблемы, прокурор района обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц и интересов государства.

На основании изложенного просил суд:

Признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда «Щадиловский» в городе Богородицке, Тульской области, расположенную на территории муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, Тульской области, бесхозяйной.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда «Щадиловский» в городе Богородицке, Тульской области.

Обязать администрацию муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, Тульской области, принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда «Щадиловский» в городе Богородицке, Тульской области.

В судебном заседании старший помощник Богородицкого межрайонного прокурора Сапронов В.А. заявленные требования в интересах неопределенного круга лиц уточнил, пояснив, что просит суд обязать администрацию муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района Тульской области, принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда «Щадиловский» в городе Богородицке Тульской области.

Прочие исковые требования в настоящем судебном заседании просил не рассматривать.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО г. Богородицк Богородицкого района по доверенности Ушакова Л.Н. исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора с учетом их уточнения признала и не возражала против их удовлетворения, пояснив, что администрацией МО г. Богородицк Богородицкого района принимались меры к выявлению бесхозяйного недвижимого имущества на территории муниципального образования.

Представитель 3-го лица Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с указанием, что исковые требования прокурора поддерживает.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя 3-го лица, по основаниям, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора с учетом их уточнения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с требования ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе и эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Судом установлено, что на территории муниципального образования город Богородицк Богородицкого района Тульской области имеется гидротехническое сооружение пруда «Щадиловский» - плотина, которая имеет фактического собственника - муниципальное образование г. Богородицк Богородицкого района Тульской области, поскольку согласно выписке из реестра муниципального имущества МО город Богородицк Богородицкого района Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ в казну муниципального образования город Богородицк Богородицкого района переданы сооружения на прудах (плотина, изгородь, зеленые насаждения, пешеходные дорожки, спасательный пост): Городском, РОС, Щадиловском на основании акта приема – передачи объектов внешнего благоустройства от конкурсного управляющего БМУП «Богородицкое» от ДД.ММ.ГГГГ.

Также в судебном заседании установлено, и не оспаривается ответчиком, что администрация муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района до настоящего времени не обратилась в учреждение юстиции по регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии гидротехнической сооружения на учет, не приняла мер по надлежащему, в установленном порядке, принятию и оформлению его в собственность.

В настоящее время гидротехническое сооружение находится в неудовлетворительном состоянии, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В соответствии с информацией Богородицкого отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» гидротехническое сооружение пруда «Щадиловский» населенного пункта г. Богородицка на техническом учете не состоит.

Как указанно в справке по проверке гидротехнических сооружений, расположенных на территории Богородицкого района, составленной межрегиональным отделом по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, <данные изъяты> проверены ГТС пруда «Щадиловский», расположенный на юго-восточной окраине, на ручье б\н левого притока р. Уперты. Объем пруда <данные изъяты> м3. В состав ГТС входит: насыпная земляная плотина, по плотине проходит автомобильная дорога, шахтный водосбросный колодец с трубой и с запорной арматурой, донный водоспуск Состояние ГТС удовлетворительное. Водосбросный колодец забит мусором. В зоне затопления - жилые дома и газопровод.

Как следует из сообщения Управления Росреестра по Тульской области №ВГ от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о постановке на учет гидротехнический сооружений как бесхозяйного имущества в ЕГРП отсутствуют.

Статьей 225 ГК РФ установлено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщить данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопрос об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17,09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

С учетом изложенного, уточненные исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Богородицк Богородицкого района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Уточненные исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации администрации МО г. Богородицк Богородицкого района об обязании администрации МО г. Богородицк Богородицкого района принять комплекс мер для регистрации права на недвижимое имущество, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда «Щадиловский» в населенном пункте г. Богородицк Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Трегубов С.В.