РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2011 года г. Богородицк
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Игнатьевой Н.В.,
при секретаре Подшибякиной М.Е.,
с участием
старшего помощника Богородицкого межрайонного прокурора Сапронова В.А.,
представителя ответчика администрации МО город Богородицк Богородицкого района Тульской области по доверенности Ушаковой Л.Н.,
представителя третьего лица ФГОУ СПО «Сельскохозяйственный колледж «Богородицкий» имени И.А. Стебута» Старикова Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-14-2011 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора к администрации МО город Богородицк Богородицкого района Тульской области, межрегиональному отделу по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании гидротехнического сооружения бесхозяйным, признании незаконным бездействие администрации муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района Тульской области, обязании администрации муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, Тульской области, принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет гидротехнического сооружения пруда в 0,6 км в городе Богородицке Тульской области - плотины,
установил:
Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением по вышеизложенному основанию, указывая, что согласно решению коллегии прокуратуры Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений» Богородицкой межрайонной прокуратурой совместно с представителями межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся проведения работы по уточнению количества и местоположения гидротехнических сооружений, и проведения соответствующих работ по исключению чрезвычайных ситуаций, а также их безопасности.
В результате проведенной инвентаризации № гидротехнических сооружений, расположенных на территории Богородицкого района, было установлено, что часть гидротехнических сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в зону возможного затопления могут попасть объекты жилого и хозяйственного назначения, в том числе линии электропередач, дороги местного значения, что может привести к значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности населения.
Проверкой установлено, что на территории муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, Тульской области имеется гидротехническое сооружение пруда в № км от города Богородицка - плотина, которая не имеет своего собственника и эксплуатирующую организацию.
Данная плотина не состоит на техническом учете в Богородицком отделе БТИ, и по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) не зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статус указанного сооружения, как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения муниципального образования г. Богородицк, Богородицкого района, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гибели людей.
Согласно п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщить данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопрос об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Администрация муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, владея информацией о бесхозяйном гидротехническом сооружении пруда в № км в г. Богородицке, не обратилось в учреждение юстиции по регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет, не приняла мер по принятию его в муниципальную собственность.
Отсутствие собственника, а также эксплуатирующей организации при определенных условиях может привести к чрезвычайным ситуациям.
Плотина размыта в № своей ширины. Разрушен донный водоспуск.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.
Согласно ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Принимая во внимание, что бесхозяйные, неработающие (аварийные) гидротехнические сооружения представляют потенциальную опасность причинения вреда населению, объектам экономики, инженерным коммуникациям при возможных авариях и возникновениях чрезвычайных ситуаций и, учитывая, что администрация муниципального образования город Богородицк Богородицкого района Тульской области самоустранилась от решения названной проблемы, прокурор района обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц и интересов государства.
На основании изложенного, просил суд
1. Признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда в № км от города Богородицка, Тульской области - плотину, расположенную на территории муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, Тульской области, бесхозяйной.
2. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда в № км в городе Богородицке, Тульской области.
3. Обязать администрацию муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, Тульской области, принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда в № км в городе Богородицке Тульской области - плотину.
В судебном заседании старший помощник Богородицкого межрайонного прокурора Сапронов В.А. заявление Богородицкого межрайонного прокурора поддержал и просил признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда в № км от города Богородицка, Тульской области - плотину, расположенную на территории муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, Тульской области, бесхозяйной. Обязать администрацию муниципального образования город Богородицк Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда в № км в городе Богородицке, Тульской области. Что касается требований о признании незаконным бездействия администрации, то просил их не рассматривать.
Представитель ответчика администрации МО город Богородицк Богородицкого района Тульской области по доверенности Ушакова Л.Н. в судебном заседании требования прокурора о признании гидротехнического сооружения пруда в № км от города Богородицка, Тульской области - плотины, расположенной на территории муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, Тульской области, бесхозяйной, признала, при этом пояснив, что для того, чтобы зарегистрировать бесхозяйную вещь в собственность, в регистрационный центр необходимо представить сведения о собственнике земли, на которой расположено данное гидротехническое сооружение. На основании выписки из реестра, которую она предоставляет в суд земельные участки, расположенные в границах МО город Богородицк Богородицкого района, не внесены в реестр муниципального имущества. Очевидно, что земля, на которой расположена плотина относится к сельскохозяйственному колледжу.
Представитель третьего лица Приокского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в своем заявлении, направленном в адрес суда просит рассмотреть дело по иску прокурора в отсутствие представителя Приокского управления Ростехнадзора. Требования прокурора поддерживают.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ Сельскохозяйственный колледж «Богородицкий» имени И.А. Стебута привлечен в дело в качестве третьего лица.
Представитель третьего лица ФГОУ СПО «Сельскохозяйственный колледж «Богородицкий» имени И.А. Стебута» Стариков Н.Ю. в судебном заседании пояснил, что в Устав ФГОУ СПО «Сельскохозяйственный колледж «Богородицкий» имени И.А. Стебута» были внесены изменения, утвержденные заместителем Министра образования и науки Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. № Устава Учредителем Колледжа является Правительство Российской Федерации. Функции учредителя осуществляет в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Министерстве образования и науки РФ». За колледжем закреплена земля, но она является федеральной собственностью. В соответствии со справкой, которую он представляет в суд, согласно выписки из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № пруды и гидросооружения за ФГОУ СПО «Сельскохозяйственный колледж «Богородицкий» имени И.А. Стебута» не закреплены. Необходимо разграничить землю, которая им необходима в учебных целях, это разграничение будет производиться до ДД.ММ.ГГГГ года и утверждаться учредителем колледжа. В данной конкретной ситуации утверждать о том, что гидротехническое сооружение находится на земле, относящейся к сельскохозяйственному колледжу, нельзя.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно решению коллегии прокуратуры Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений» Богородицкой межрайонной прокуратурой совместно с представителями межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся проведения работы по уточнению количества и местоположения гидротехнических сооружений, и проведения соответствующих работ по исключению чрезвычайных ситуаций, а также их безопасности.
В соответствии с требования ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В результате проведенной инвентаризации № гидротехнических сооружений, расположенных на территории Богородицкого района, было установлено, что часть гидротехнических сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в зону возможного затопления могут попасть объекты жилого и хозяйственного назначения, в том числе линии электропередач, дороги местного значения, что может привести к значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности населения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Проверкой установлено, что на территории муниципального образования город Богородицк, Богородицкого района, Тульской области имеется гидротехническое сооружение пруда в № км от города Богородицка - плотина, которая не имеет своего собственника и эксплуатирующую организацию.
Данная плотина не состоит на техническом учете в Богородицком отделе БТИ, и по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) не зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Статус указанного сооружения, как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения муниципального образования г. Богородицк, Богородицкого района, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гибели людей.
Согласно п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщить данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопрос об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.
Отсутствие собственника, а также эксплуатирующей организации при определенных условиях может привести к чрезвычайным ситуациям.
Плотина размыта в 1/2 своей ширины. Разрушен донный водоспуск.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда в № км от города Богородицка, Тульской области - плотину, расположенную на территории муниципального образования город Богородицк Богородицкого района Тульской области, бесхозяйной.
Обязать администрацию муниципального образования город Богородицк Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда в 0,6 км в городе Богородицке Тульской области - плотины, расположенной на территории муниципального образования город Богородицк Богородицкого района Тульской области.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение 10 дней.
Судья Н.В.Игнатьева.
Решение не вступило в законную силу