Решение от 30.03.2011г. о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания `Ветеран труда`



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2011 года г. Богородицк Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Трегубова С.В.,

при секретаре Рожновой М.В.,

с участием

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-308/2011 по иску Маликова Михаила Владимировича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», о признании его права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда»,

установил:

Маликов М.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», о признании его права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

В обоснование своих требований Маликов М.В. указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», представив необходимые документы.

Однако ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в присвоении указанного звания, так как продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 года № 797-ЗТО.

С доводами, изложенными в письме ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № не согласен, считает отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» незаконным и необоснованным, противоречащим положениям ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст.1 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 года № 797-ЗТО.

Считает, что он вправе претендовать на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку награжден приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № медалью «<данные изъяты>» <данные изъяты> степени и на момент обращения имел трудовой стаж за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в календарном исчислении 15 лет 03 месяца 00 дней, в льготном исчислении 20 лет 10 месяцев 24 дня.

В связи с этим просит суд признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» принять решение о присвоении ему указанного звания со дня обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Маликов М.В. в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных требований по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасникова Т.В. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в решении об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда», пояснив, что для присвоения звания «Ветеран труда» необходим трудовой стаж 25 лет у мужчин. В связи с тем, что у истца Маликова М.В. трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент перед обращением - ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении составлял 15 лет 03 месяца 00 дней, присвоить ему звание «Ветеран труда» на дату обращения, а также в настоящее время, не представляется возможным.

Представитель департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном письменном возражении на исковое заявление Маликова М.В. указано, что истец путает основания для присвоения звания «ветеран труда», установленные Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 года № 797-ЗТО, с правовыми гарантиями социальной защиты, установленными ветеранам в соответствии с Федеральным закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Подчеркнуто, со ссылкой на ст.1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО и Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 года № 4468-1, что военной службе в системе <данные изъяты> <данные изъяты> области не предшествовали периоды работы (отличные от службы) и общий период прохождения военной службы составляет в календарном исчислении 15 лет 3 месяца, который не является достаточным для присвоения звания «ветеран труда». Также имеется просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента социального развития Тульской области.

Суд находит возможным, исходя из положений ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие истца Маликова М.В. и представителя 3-го лица департамента социального развития Тульской области.

Выслушав представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района», изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Маликов М.В. имеет стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждается справкой <данные изъяты> России по <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № и справкой <данные изъяты> России по <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которых Маликов М.В. проходит службу в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время, имеет право на пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.

Выслуга лет, исчисленная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляет – 15 лет 03 месяца 00 дней (учеба – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1,0; служба в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1,5), в льготном исчислении – 20 лет 10 месяцев 24 дня.

Изложенные обстоятельства подтверждаются данными трудовой книжки <данные изъяты> № и послужного списка из личного дела <данные изъяты> Маликова М.В., проходящего службу в <данные изъяты> России по <данные изъяты> области, копии которых имеются в деле, и не оспариваются.

В соответствии с приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Маликов М.В. награжден медалью «<данные изъяты>» <данные изъяты> степени.

Данная награда подтверждена соответствующим удостоверением.

Таким образом, Маликов М.В. награжден медалью, в совокупности дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», что ответчиком не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ Маликов М.В. обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы, что также не оспаривается.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Маликову М.В. звания «Ветеран труда» Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» послужило то обстоятельство, что согласно представленным копиям документов его трудовой стаж в календарном исчислении на ДД.ММ.ГГГГ составляет 15 лет 03 месяца 00 дней, что менее 25 календарных лет.

Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района», а также позиция департамента социального развития Тульской области, изложенная в письменном возражении, являются несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

Право на пенсию в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.

Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпунктах 1, 2, 6 и 7 пункта 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, то есть федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов, гражданам из числа работников летно-испытательного состава.

В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона к военнослужащим отнесены граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

К данной категории относится и истец, проходящий службу в органах <данные изъяты> – <данные изъяты> России по <данные изъяты> области.

Согласно ст. 8 данного Федерального закона пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Как указано в ст. 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 года № 4468-1 (ред. от 21.06.2010 года) право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Маликов М.В. является действующим сотрудником <данные изъяты> России по <данные изъяты> области и имеет право на увольнение со службы в связи с назначением пенсии за выслугу лет, его выслуга, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила в календарном исчислении 15 лет 03 месяца 00 дней, в льготном исчислении 20 лет 10 месяцев 24 дня.

Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.

Само по себе право истца на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ.

При таких данных суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда».

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению права истца на присвоение звания «Ветеран труда».

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что Маликов М.В. на момент обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» об отказе в присвоении Маликову М.В. звания «Ветеран труда» является незаконным.

В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.

Маликов М.В. обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района», предоставив для этого необходимые документы, ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».

Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» выдать Маликову М.В. удостоверение «Ветеран труда».

Однако, поскольку обращение Маликова М.В. разрешено ответчиком в установленном порядке, то есть имеется спор о праве Маликова М.В. на присвоение звания «Ветеран труда», который разрешается в судебном порядке, то право на выдачу удостоверения истец приобретает по вступлению настоящего решения в законную силу. В связи с чем заявленное требование в части обязания Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» принять решение о присвоении Маликову М.В. указанного звания со дня обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», то есть с ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» об отказе в присвоении Маликову Михаилу Владимировичу звания «Ветеран труда».

Признать за Маликовым Михаилом Владимировичем право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» присвоить Маликову Михаилу Владимировичу звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

В удовлетворении искового требования Маликова Михаила Владимировича в части обязания Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» принять решение о присвоении Маликову Михаилу Владимировичу указанного звания со дня обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», то есть с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий