РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 года Богородицкий районный суд Тульской области
в составе:
председательствующего судьи Санкиной Т.Р.
при секретаре Ворониной Ю.В.
с участием истца Шахова С.В.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Боруновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-507-2011 по
иску Шахова Сергея Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии, признании права на установление трудовой пенсии, и обязании ответчика назначить ему трудовую пенсию,
установил:
Шахов С.В. обратился в суд с иском к ответчику указывая, что проживает в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанное село относилось к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время данный населенный пункт относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал на подземных работах: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ горномонтажником подземным на шахте <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на шахте <данные изъяты>» горномонтажником подземным, электрослесарем подземным, горным мастером подземными, подземным горным диспетчером.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в <данные изъяты> электрослесарем на проходке на участке подземных работ. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он работает в этом же предприятии электрослесарем на проходке 5-го разряда на участке подземных работ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он проработал на подземных работах 11 лет 11 месяцев и 12 дней. Его страховой стаж на указанную дату составляет 23 года 3 месяца 20 дней.
В соответствии с положениями ст. 27 ч.1 п.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» он имеет право на назначение пенсии по достижении возраста 50 лет.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он постоянно проживал на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то имеет право на снижение возраста выхода на пенсию еще на 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 47 лет он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости с учетом положений ст. 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области от 07.02.2011г. ему было отказано в назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия права, с указанием, что он приобретет право на назначение трудовой пенсии по достижении возраста 50 лет.
Отказ в назначении ему пенсии по старости считает незаконным, поскольку ограничение минимального возраста выхода на пенсию до 50 лет нарушает положения ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, поскольку он по существу лишен льгот по пенсионному обеспечению граждан, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС.
На основании изложенного просил суд:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ему, Шахову Сергею Владимировичу, трудовой пенсии по старости.
Признать за ним, Шаховым Сергеем Владимировичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на установление пенсии - назначение пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, назначить ему, Шахову Сергею Владимировичу, с ДД.ММ.ГГГГ, трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании истец Шахов С.В. заявленные исковые требования по изложенным основаниям поддержал, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что он имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 10 лет за работу на подземных работах, поскольку имеет более 10 лет специального стажа и более 20 лет страхового стажа. Кроме того, он имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Таким образом, общая величина снижения возраста выхода на пенсию для него составляет 15 лет, т. е. он приобрел право на назначение пенсии по достижении возраста 45 лет. Тем не менее, с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости к ответчику он обратился только ДД.ММ.ГГГГ, т. е. в возрасте 47 лет, вследствие чего именно с указанной даты он просит признать за ним право на назначение пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему такую пенсию. Отказ ответчика в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости со дня его обращения считает незаконным и нарушающим его права на пенсионное обеспечение.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Борунова Н.В. исковые требования Шахова С.В. не признала в полном объеме, просила отказать в их удовлетворении, указывая, что на дату обращения за назначением пенсии Шахов С.В. действительно имеет 11 лет 5 дней стажа на соответствующих видах работ (подземные работы) и 22 года 9 месяцев 1 день страхового стажа, что позволяет снизить ему возраст выхода на пенсию на 10 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шахов С.В. проживал в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что позволяет снизить ему возраст выхода на пенсию еще на 5 лет.
Однако сумма лет уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превышает 10 лет, в связи с чем, до достижения возраста 50 лет, у истца отсутствует право на установление досрочной пенсии. Шахов С.В. приобретет право на назначение указанной пенсии по достижении возраста 50 лет.
На основании изложенного, просила отказать Шахову С.В. в удовлетворении всех заявленных исковых требованиях.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет имеют право на трудовую пенсию по старости при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
Согласно ст.27 п. 1 пп. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случаях, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на 1 год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
В судебном заседании установлено, что в период с 18.02.1986г. по 28.10.1995г. истец работал в должности горномонтажника подземного, горного мастера и горного диспетчера, с 12.02.2008г. по 05.06.2009г. он работал в должности электрослесаря на проходке в <данные изъяты>». Указанные периоды были приняты для подсчета специального стажа истца по списку №1 и не оспариваются.
С 17.05.2010г. истец был принят на должность электрослесаря на проходке пятого разряда на участке подземных работ <данные изъяты>
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца, а так же Справкой, уточняющей особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения досрочных трудовых пенсий.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец более 10 лет проработал на подземных работах.
Страховой стаж истца на дату обращения за назначением пенсии так же составил более 20 лет, что не оспаривалось.
Таким образом, истец имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 10 лет в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что не оспаривалось и ответчиком.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Шахов С.В. зарегистрирован и проживает в <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом истца № согласно которому он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в <адрес> <адрес>, а так же справкой администрации МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ №, имеющейся в материалах дела.
С ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №-р территория населенного пункта <адрес>, была включена в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 5-15 Ки/ кв.км. и в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
С 01.02.1998г. и по настоящее время Постановлением Правительства РФ №1582 от 18.12.1997г., вышеуказанный населенный пункт включен в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/ кв.км. и в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно статьи 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
В пункте 7 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Указанные обстоятельства, равно как и то, что истец на момент аварии на Чернобыльской АЭС и в течении 11 полных лет после указанного времени проживал на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и таким образом по указанным основаниям имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 5 лет, ответчиком не оспаривались.
В соответствии с положениями ст. 28.1 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, гражданам, проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста выхода на пенсию в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться уменьшение возраста выхода на пенсию по двум перечисленным законам. При этом, если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.
Конституция РФ гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в т.ч. установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельным категориям граждан, к компетенции законодателя (ст. 39 ч.2).
Действующее пенсионное законодательство во взаимодействии с положениями Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не предусматривает возможности снижения возраста выхода на пенсию по всем основаниям более чем на 10 лет. При этом размер превышения указанной величины уменьшения возраста выхода на пенсию приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, тем самым реализуются гарантированные Конституцией РФ права граждан на пенсионное обеспечение, в т. ч. и право на льготы по пенсионному обеспечению граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что 31.01.2011г. Шахов С.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Таким образом установлено, что на момент обращения к ответчику за назначением пенсии истец не достиг возраста 50 лет. Указанные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.
Таким образом, на день обращения Шахова С.В. к ответчику с заявлением о назначении пенсии, он не достиг возраста 50 лет, следовательно, у него на тот период по этим основаниям отсутствовало право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В настоящее время, на момент рассмотрения дела в суде, истец так же не достиг возраста 50 лет.
В связи с изложенным, суд находит заявленные Шаховым С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Шахова Сергея Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, признании за ним права на назначение пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязании ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд, через Богородицкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Санкина Т.Р.