Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2011 года Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Трегубова С.В.,
при секретаре Рожновой М.В.,
с участием истца Воронина В.М.,
представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасниковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-602/2011 по иску Воронина Владимира Михайловича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района», Департаменту социального развития Тульской области о признании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты незаконным,
у с т а н о в и л:
Истец Воронин В.М. обратился в суд с иском к ответчику по изложенным основаниям, указывая, что является ветераном труда. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» с заявлением о предоставлении ему как ветерану труда, мер социальной поддержки, а именно назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пп. 2 п.1 ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004г. №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Однако в предоставлении указанной меры социальной поддержки ему было отказано.
Данный отказ в предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки, по тем основаниям, что он не достиг пенсионного возраста, считает незаконным, и нарушающим его права.
На основании изложенного просил суд:
Признать отказ директора учреждения «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» в назначении ему ежемесячной денежной выплаты незаконным и нарушающим его права как ветерана труда.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» устранить допущенное нарушение его прав путем назначения ему ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ
Признать за ним право на получение мер социальной поддержки по оплате в размере 50% общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья и по оплате в размере 50% коммунальных услуг: водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых и других отходов, газа, электрической и тепловой энергии в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Признать за ним право на получение мер социальной поддержки по выплате ежемесячной денежной выплаты и выдаче справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского транспорта.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» назначить ему ежемесячную денежную выплату в размере 50% оплаты общей площади жилого помещения в пределах социальной нормы жилья на оплату расходов в размере 50% коммунальных услуг: водоснабжения, водоотведения, вывоза бытовых и других отходов, газа, электрической и тепловой энергии в пределах нормативов потребления оказанных услуг, установленных органами местного самоуправления, и выдачи справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского транспорта.
Впоследствии истец Воронин В.М. уточнил заявленные им исковые требования, просил суд:
Признать за ним, как ветераном труда, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения льготного проездного билета.
Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» назначить ему ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» выдать ему справку установленного образца для приобретения ежемесячного льготного проездного билета.
Истец Воронин В.М. в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал, просил их удовлетворить.
При этом указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ имеет удостоверение «ветеран труда», в связи с чем как ветеран труда имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в т.ч. на получение ежемесячной денежной выплаты и на приобретение единого месячного льготного проездного билета. Отказ ответчика ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» в предоставлении ему данных мер социальной поддержки полагает неправомерным.
На основании изложенного просил суд:
Признать за ним, Ворониным Владимиром Михайловичем, как за ветераном труда, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения льготного проездного билета.
Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» назначить ему, Воронину Владимиру Михайловичу, ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» выдать ему, Воронину Владимиру Михайловичу, справку установленного образца для приобретения ежемесячного льготного проездного билета.
Представитель ответчика – ГУ Тульской области Управление социальной защиты населения Богородицкого района по доверенности Квасникова Т.В. в судебном заседании исковые требования Воронина В.М. не признала. При этом пояснила, что истец не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то есть 57 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется.
Просила отказать в удовлетворении заявленных Ворониным В.М. исковых требований.
Представитель департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания дела и возражений против удовлетворения иска не представил.
Суд находит возможным, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение участников процесса, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика департамента социального развития Тульской области.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района», исследовав письменные материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и ст. 153 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний о том, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец сослался на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ имеет удостоверение «Ветеран труда», а поэтому имеет право как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты и на приобретение единого месячного льготного проездного билета, в чем ему было неправомерно отказано.
Проверяя состоятельность заявленных истцом требований в части признания незаконным отказа органа социального развития в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и единого месячного льготного проездного билета, суд установил, что изложенные им обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копией его удостоверения «Ветеран труда», выданного Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» ДД.ММ.ГГГГ, серии <данные изъяты> №, копией трудовой книжки, и не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика.
Как следует из материалов дела Воронин В.М. ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы социальной защиты населения письменным заявлением о назначении ему мер социальной поддержки, в том числе и ежемесячной денежной выплаты, выдаче справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, но в удовлетворении данного требования истцу было отказано, что представителем ГУ ТО УСЗН Богородицкого района в ходе судебного разбирательства по делу не отрицалось.
Данный отказ (в части назначения ЕДВ и выдачи справки на приобретение льготного проездного билета) суд считает неправомерным исходя следующего.
В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от обстоятельств, в том числе от наличия конкретного возраста или от назначения какого-либо вида пенсии.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
В судебном заседании не оспаривалось что заявление Воронина В.М. о предоставлении ему как ветерану труда мер социальной поддержки, было получено ответчиком ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного разбирательства истцом доказан факт наличия у него как у ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому его требования в части предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и назначении ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005г. №201, подлежат удовлетворению.
Обоснованными суд считает и требования Воронина В.М. о предоставлении ему права на получение единого месячного льготного проездного билета.
В целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, Постановлением Администрации Тульской области от 15.02.2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Постановления Администрации Тульской области от 03.07.2006 года № 311, от 29.03.2008 года № 160), предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для некоторых категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.
Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.
Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.
При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый Администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как установлено по делу, истцу, обратившемуся ДД.ММ.ГГГГ в орган социальной защиты населения с письменным заявлением по вопросу выдачи ему справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, было отказано в ее выдаче со ссылкой на тот факт, что он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 57 лет, с учетом положений закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истице мер социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты и получении справки на приобретение единого месячного льготного проездного билета послужил тот факт, что Воронин В.М. не достиг возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.
Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем ГУ ТО УСЗН Богородицкого района, не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки, отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанных мер социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет мужчин и 55 лет для женщин (57 лет для мужчин, работающих и (или) проживающих в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Согласно статьи 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Принимая во внимание, что истец является ветераном труда, проживает на территории Богородицкого района Тульской области, не получает каких-либо мер социальной поддержки по изложенным основаниям и согласно другим законам, органами социальной защиты неправомерно было отказано в предоставлении названных выше льгот, суд считает, что требования Воронина В.М. в части назначения ему ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению с ДД.ММ.ГГГГ с возложением этой обязанности на ГУ ТО УСЗН Богородицкого района.
Исходя из приведенных выше обстоятельств удовлетворению подлежат требования истца о признании незаконным отказа в выдаче ему справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проезд билета и возложении на ГУ ТО УСЗН Богородицкого района обязанности по выдаче ему такой справки.
Вместе с тем, ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, как мера социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004г., установлены статьей 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а так же гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, по достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветеранов труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По делу установлено, что истец не является получателем пенсии соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и право на получение указанных видов пенсии на момент рассмотрения настоящего дела не имеет, в связи с чем меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренных ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО, в настоящее время предоставлены ему быть не могут.
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу о том, что заявленные Ворониным В.М. уточненные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
уточненные исковые требования Воронина Владимира Михайловича к Государственному учреждению Тульской области Управление социальной защиты населения Богородицкого района, Департаменту социального развития Тульской области, о признании права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения льготного проездного билета, удовлетворить.
Признать за Ворониным Владимиром Михайловичем, как за ветераном труда, право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и приобретения льготного проездного билета.
Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» назначить Воронину Владимиру Михайловичу ежемесячную денежную выплату как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» выдать Воронину Владимиру Михайловичу справку установленного образца для приобретения ежемесячного льготного проездного билета.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Трегубов С.В.