Решение от 24.06.2011г. о взыскании недополученной суммы в возмещение вреда здоровью и т.д.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2011 год г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Трегубова С.В.,

при секретаре Рожновой М.В.,

с участием

истца Четвергова К.В.,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасниковой Т.В.,

представителя ответчика департамента социального развития Тульской области по доверенности Найденова О.Ю.,

прокурора Квасникова Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-818/2011 по иску Четвергова Константина Валентиновича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района», департаменту социального развития по Тульской области, Федеральной службе по труду и занятости, Министерству финансов РФ о взыскании недополученной суммы в возмещение вреда здоровью, выплате ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление инвалиду ЧАЭС,

у с т а н о в и л:

Четвергов К.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района», Департаменту социального развития по Тульской области, Федеральной службе по труду и занятости, Министерству финансов РФ о взыскании задолженности денежной компенсации в возмещении вреда здоровью в связи с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС, выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление инвалиду ЧАЭС, в котором просил:

обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» выплачивать ему ежемесячно суммы в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в установленном законом порядке;

обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» выплачивать ему ежемесячно компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в установленном законом порядке;

обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» выплачивать ему ежегодно материальную помощь на оздоровление в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в установленном законом порядке;

взыскать с ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» задолженность по выплатам сумм возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейку.

В ходе судебного разбирательства истец Четвергов К.В. уточнил исковые требования в части и просит взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» в его пользу за счет средств федерального бюджета задолженность по выплатам сумм возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В обоснование своих требований истец указал на то, что он является инвалидом по причине увечья, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем имеет право на получение определенных законом выплат органами социальной защиты.

До ноября ДД.ММ.ГГГГ года проживал в г. Богородицке, где вышеуказанные выплаты осуществлялись Управлением социальной защиты населения Богородицкого района (Богородицкий комитет социальной защиты населения) в его пользу.

С ноября ДД.ММ.ГГГГ года проживал в <адрес>, где суммы возмещения вреда, компенсацию на продовольственные товары и ежегодную компенсацию на оздоровление ему выплачивало Управление социальной защиты населения Городской управы городского округа «Город <адрес> » <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Ежемесячные суммы возмещения вреда выплачены ему в <адрес> по ДД.ММ.ГГГГ года. Ежемесячные компенсации на приобретение продовольственных товаров (на питание) выплачены по ДД.ММ.ГГГГ года. Ежегодная компенсация за вред здоровью была выплачена ему за ДД.ММ.ГГГГ год.

В настоящее время вернулся в г. Богородицк Тульской области, где зарегистрирован и проживает со ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, обратился в Управление социальной защиты населения Богородицкого района за назначением вышеуказанных выплат по месту проживания.

После получения его личного дела из <адрес>, УСЗН Богородицкого района произвело назначение этих выплат, существенно уменьшив суммы и ухудшив его материальное положение, а именно:

ДД.ММ.ГГГГ УСЗН <адрес> ему выплачивало суммы возмещения вреда в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. (согласно решениям <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; от ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и коэффициентов утвержденных Постановлениями Правительства РФ – 2010 г. – 1,1, сумма - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.; 2011 г. – 1,065).

Вышеуказанное решение <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ было принято согласно решения <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ему была установлена сумма возмещения вреда на ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп, с учетом коэффициента прожиточного минимума по <данные изъяты> области по сумме <данные изъяты> кварталов для пенсионеров.

Существует еще решение <данные изъяты> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которое обязывает УСЗН Богородицкого района выплачивать ему ежемесячно в счет возмещения вреда сумму – <данные изъяты> руб. с ДД.ММ.ГГГГ. с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Однако, игнорировав все вышеуказанные решения, УСЗН Богородицкого района назначило ему ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере – <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., вместо <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Точно так же УСЗН Богородицкого района уменьшил ему ежемесячные компенсации на приобретение продовольственных товаров с <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. до <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и ежегодную компенсацию на оздоровление с <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. до <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Вышеуказанные суммы на питание и оздоровление выплачивались ему в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, а так же была взыскана задолженность по этим выплатам с ДД.ММ.ГГГГ по решению <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Это решение суда было вынесено с учетом роста величины прожиточного минимума в <адрес>, установленного на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы.

Относительно ежегодной компенсации на оздоровление, установленной в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. указал, что решением от ДД.ММ.ГГГГ была взыскана задолженность за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ., однако по ошибке ежегодная сумма не была вынесена в резолютивную часть, что позволило уменьшить суммы выплат УСЗН <адрес> ему в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.г. Но в ДД.ММ.ГГГГ году он по новому иску добился возврата задолженности за эти <данные изъяты> года и обязательства выплачивать ему компенсацию на оздоровление в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (сумма установлена с применением последнего индекса увеличения по Постановлению Правительства РФ в 2007г.) согласно решения <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Эти выплаты осуществлялись ежемесячно на питание и ежегодно на оздоровление с момента вступления решений суда в законную силу до снятия его с учета в УСЗН <адрес>., то есть до ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждаю копией счета в СБ.

Также полагает, в том числе с учетом действующего законодательства, что имеет право, как инвалид ЧАЭС, на получение суммы компенсации в возмещение вреда, с учетом индекса увеличения этих выплат, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец Четвергов К.В. окончательно определил и уточнил исковые требования и просит:

обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» за счет средств федерального бюджета выплачивать ему ежемесячно суммы в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в установленном законом порядке;

обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» за счет средств федерального бюджета выплачивать ему ежемесячно компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в установленном законом порядке;

обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» за счет средств федерального бюджета выплачивать ему ежегодно материальную помощь на оздоровление в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ года с последующей индексацией в установленном законом порядке;

взыскать с ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» за счет средств федерального бюджета в его пользу задолженность по выплатам сумм возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасникова Т.В. возражала против удовлетворения требований истца, указав, что Четвергов К.В. является получателем сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС согласно Закону Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.02.2001 № 5-ФЗ). После вступления в силу с 15.02.2001 года Закона Российской Федерации от 12.02.2001 № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает возможность перерасчета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы только по следующим основаниям: в связи с изменением группы инвалидности и ежегодной индексации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Других оснований для перерасчета компенсации в возмещение вреда (в том числе из заработка) Законом не установлено.

При этом пояснила, что расчет по уточненным исковым требованиям ею проверен, не оспаривает правильность арифметических расчетов и временных периодов заявленных уточненных исковых требований Четвергова К.В. Также ходатайствовала об освобождении Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» от уплаты государственной пошлины, подлежащей взысканию в случае удовлетворения исковых требований, либо о максимально возможном снижении подлежащей уплате суммы госпошлины, ссылаясь на то, что ответчик не является коммерческой организацией, находится на бюджетном финансировании и свободных денежных средств не имеет.

Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области по доверенности Найденова О.Ю. возражала против удовлетворения требований истца Четвергова К.В., указав, что исковые требования противоречат ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Федеральный закона № 5-ФЗ), который четко установил основания к перерасчету ежемесячной денежной компенсации сумм возмещения вреда по следующим основаниям в связи с: изменением группы инвалидности; ежегодной индексацией исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Ни одно из названных событий не наступило.

Подчеркнула, что истец реализовал свое право, предоставленное ему законодательством в ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ право осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме или компенсацию, которую он получал ранее, исчисленную исходя из заработка, дохода, денежного довольствия.

Отметила, что требования истца об индексации ежемесячной выплаты противоречат действующему законодательству по тем основаниям, что решениями ежемесячная сумма проиндексирована с учетом роста величины прожиточного минимума и с учетом роста уровня инфляции.

Обращает внимание на то, что, разрешая требования Четвергова К.В. о перерасчете и индексации сумм возмещения вреда, суды Тульской и Калужской областей неоднократно индексировали исчисленную и выплачиваемую истцу сумму с учетом роста величины прожиточного минимума и индексов роста инфляции. Ни разу за это время истец не просил применить к расчету суммы возмещения вреда коэффициенты роста МРОТ 1,515 и 1,581, тем самым пропустив, предусмотренный ст. 208 ГПК РФ, срок исковой давности для требований об индексации.

Представители ответчиков - Федеральной службы по труду и занятости и Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дате и месте проведения судебного заседания извещались надлежащим образом судебными повестками.

Письменные возражения на исковое заявление Четвергова К.В. представило Федеральная служба по труду и занятости, указав, что правовых оснований для удовлетворения иска по перерасчету сумм возмещения вреда здоровью нет. Также имеется просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя Федеральной службы по труду и занятости.

Суд находит возможным, исходя из положений ст.ст. 48, 167 ГПК РФ, учитывая мнение участников процесса, рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Федеральной службы по труду и занятости, Министерства финансов РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего уточненные исковые требования Четвергова К.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом Четверговым К.В. уточненные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Четвергов К.В. в ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ году был направлен на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС, где получил увечье (удостоверение Серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом), в связи, с чем утратил трудоспособность на 80%, став с ДД.ММ.ГГГГ года инвалидом <данные изъяты> группы (справка серия МСЭ-2006 ), увечье связанно с аварией на Чернобыльской АЭС и получает суммы возмещения вреда, что не оспаривается ответчиками.

Ст.42 Конституции РФ признано и гарантировано право каждого гражданина на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч.З.ст.5 базового Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда (далее МРОТ).

15 февраля 2001 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 5-ФЗ от 12.02.2001г.

В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 5-ФЗ от 12.02.2001 года, в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 26.04.2004 года № 31-ФЗ, размеры выплат граждан, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ежегодно должны были повышаться пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции от 24.11.1995 года и от 12.02.2001 года), Федеральных законов от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 10.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 07.08.2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 2), 55 (часть 2), положениями ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12.02.2001 года) и ч.3 ст. 2 Федерального закона РФ от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи, постольку, поскольку они устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивалось бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.

В то же время Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ ч.3 ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года в той ее части, и которой законодатель установил новый критерий дальнейшей (после 15.02.2001 года) индексации сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам, то есть пропорционально росту величины прожиточного минимума, и указал на то, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.04.2004 года «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена индексация компенсационных выплат с 19.06.2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ в своем определении от 4.10.2005 года № 364-0 указал, что в случае, если применение порядка индексации компенсационных выплат по вышеуказанному закону приводит к уменьшению на период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 года размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте российской Федерации), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации.

Таким образом, суммы подлежащие выплате участникам ликвидации аварии на ЧАЭС могут быть увеличены ежегодно в соответствии с ростом величины прожиточного минимума в субъекте РФ, а при отсутствии данных о прожиточном минимуме по субъекту РФ суд вправе индексировать суммы возмещения вреда инвалидам - чернобыльцам на основе данных федеральных органов исполнительной власти.

Поскольку истец Четвергов К.В. относится к социально-демографической группе - инвалиды, а ВПМ для такой социально-демографической группы не установлен, суд с учетом положений п.6 постановления Пленума Верховною Суда РФ № 7 от 5.04.2005 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» полагает, что суммы возмещения вреда Четвергову К.В. подлежали индексации на величину прожиточного минимума (ВПМ) для пенсионеров.

В соответствии с Федеральным Законом № 134-ФЗ от 24.10.1997 года ВПМ для пенсионеров в целом по РФ устанавливается Правительством РФ.

В силу п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 5.04.2005 года суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума для пенсионеров за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

Решением <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда, выплачиваемая истцу была проиндексирована на коэффициент роста величины прожиточного минимума с ДД.ММ.ГГГГ на 1,193, постановлено обязать Богородицкое УСЗН выплачивать истцу с января ДД.ММ.ГГГГ года ежемесячное возмещение вреда в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп..

Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени имеет юридическую силу.

Данные изложенные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Решением <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ, было постановлено обязать Богородицкий КСЗН департамента социального развития Тульской области с ДД.ММ.ГГГГ. производить Четвергову К.В. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени имеет юридическую силу.

Данные изложенные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Решением <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено взыскать с Богородицкого комитета социальной защиты населения департамента социального развития Тульской области единовременно за счет средств федерального бюджета в пользу Четвергова К.В. сумму задолженности денежной компенсации в возмещение вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Как следует из содержания описательно-мотивировочной части данного решения была установлена сумма возмещения вреда на ДД.ММ.ГГГГ в размере - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп, с учетом коэффициента прожиточного минимума по <данные изъяты> области по сумме <данные изъяты> кварталов для пенсионеров.

Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени имеет юридическую силу.

Данные изложенные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ с УСЗ <адрес> за счет средств федерального бюджета в пользу истца взыскана недоплата суммы возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Как следует из содержания описательно-мотивировочной части данного решения была сумма возмещения вреда, выплачиваемая истцу была проиндексирована на коэффициенты, утвержденные Постановлениями Правительства РФ: 2005 год – 1,11; 2006 год – 1,09; 2007 год – 1,08 и 2008 год – 1,105.

Также решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено обязать УСЗ <адрес> выплачивать в пользу Четвергова К.В. ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ с дальнейшей индексацией в установленном законом порядке.

Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени имеет юридическую силу.

Данные изложенные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Кроме того, решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено обязать УСЗ <адрес> выплачивать в пользу Четвергова К.В. ежемесячную компенсацию в счет возмещения вреда здоровью <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ с дальнейшей индексацией в установленном законом порядке.

Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени имеет юридическую силу.

Данные изложенные обстоятельства сторонами не оспаривались.

В силу с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Разрешая уточненные исковые требования Четвергова К.В. в части обязания Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» выплачивать ему ежемесячно суммы в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в установленном законом порядке, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку указанная сумма в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек основана на установленной решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. с дальнейшей индексацией в установленном законом порядке. Расчет заявленной суммы возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек не оспаривается представителями ответчиков.

Указанная сумма возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек подлежит, с учетом изменения места жительства Четвергова К.В., взысканию с Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Согласно решению <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ сделан перерасчет ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью Четвергову К.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при этом, при расчете учтен индекс инфляции 2005 года -1,11, но единовременная задолженность не взыскана.

Указанное обстоятельство, по мнению суда, не может препятствовать реализации права Четвергова К.В., в том числе в настоящее время, для заявления уточненного искового требования в части перерасчета задолженности суммы возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскании недополученной суммы возмещения вреда.

Учитывая вышеизложенное, суд находит несостоятельными доводы представителей ответчиков об отсутствии законных оснований для перерасчета истцу компенсации в возмещение вреда здоровью в части задолженности суммы возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и взыскании недополученной суммы возмещения вреда.

Расчет размера недополученной суммы возмещения вреда следующий:

<данные изъяты> х 1,26 х 1,458 х 1,229 х 1,11 =<данные изъяты>.

<данные изъяты> год

месяц

Коэф-т

индексации

Выплаченная сумма

Сумма по перерасчету

Сумма задолженности

январь

К-1,11

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

февраль

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

март

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

апрель

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

май

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

июнь

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

июль

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

август

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

сентябрь

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

октябрь

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

ноябрь

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

декабрь

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Итого:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

С учетом перерасчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученная сумма возмещения вреда составляет <данные изъяты> (<данные изъяты>) рубль <данные изъяты> копейки.

При разрешении спорного правоотношения доводы представителя департамента социального развития Тульской области о применении срока исковой давности, предусмотренные ст. 208 ГК РФ, к заявленным требованиям истцом Четвергова К.В., суд находит необоснованными по следующим основаниям.

В силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска; другие требования в случаях, установленных законом.

Из правового анализа положений ст. 208 ГК РФ следует, что предусмотренное данной статьей ограничение относится только к тем случаям, когда речь идет о назначении сумм о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и не распространяется на отношения, связанные с индексацией назначенных сумм в возмещение вреда здоровью.

Кроме того, ст. 208 ГК РФ предусматривает не применение исковой давности в случаях, предусмотренных иными законами. Статья 58 ФЗ от 21.11.1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» предусматривает, что на требования о возмещении вреда причиненного радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.

Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению.

Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его причинения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Данный Закон не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Исходя из изложенного абзац четвертый ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, применению не подлежит.

Данная правовая позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года № 445-О, согласно п.1 резолютивной части которого: положения статьи 208 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.

Разрешая уточненные исковые требования в части обязания ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» выплачивать Четвергову К.В. ежемесячно компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ и ежегодно материальную помощь на оздоровление в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ года с последующей индексацией данных выплат в установленном законом порядке, суд приходит к следующему.

Решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено обязать УСЗН <адрес> произвести перерасчет суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ Четвергову К.В. и представлять Управлению федерального казначейства по <данные изъяты> области заявку на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Также постановлено обязать Управление федерального казначейства по <данные изъяты> области выплачивать Четвергову К.В. за счет средств федерального бюджета, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени имеет юридическую силу.

Данные изложенные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено обязать УСЗН <адрес> выплачивать Четвергову К.В. за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ года ежегодную материальную помощь на оздоровление в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с последующей индексацией в установленном законом.

Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени имеет юридическую силу.

Данные изложенные обстоятельства сторонами не оспаривались.

На основании вышеизложенного, суд, с учетом норм ст. 61 ГПК и изменения места жительства Четвергова К.В., находит исковые требования в части обязания ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» выплачивать Четвергову К.В. ежемесячно компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ и ежегодно материальную помощь на оздоровление в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией данных выплат в установленном законом порядке, подлежащими удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 872 «О финансовом обеспечении в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС» в целях реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были утверждены «Правила финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Правила) и: постановлено Федеральной службе по труду и занятости осуществлять в 2007 году финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2007 год (п. 2 Постановления).

Как следует из пунктов 4 и 5 Правил органы в сфере социальной зашиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии законодательством субъектов Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации), на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры, которые представляются в Федеральную службу по труду и занятости.

Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 866 установлено, что в 2008 году финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в соответствии с указанными выше Правилами.

В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 № 7, от 11.05.2007 № 23), указано, что в силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи: 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Учитывая изложенное, суд считает возможным взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» в пользу Четвергова К.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недополученную сумму возмещения вреда в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки.

Взыскание суммы в возмещение вреда следует произвести за счет средств федерального бюджета, поскольку возмещение вреда согласно базовому закону является расходным обязательством РФ.

В силу п.1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из размера подлежащих удовлетворению и взысканию в пользу истца сумм, с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» подлежит взысканию <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек государственной пошлины. Учитывая, что ответчик не является коммерческой организацией, находится на бюджетном финансировании, свободных денежных средств не имеет, суд в соответствии с п.2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ и п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ полагает правильным снизить размер подлежащей уплате ответчиком государственной пошлины до <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Уточненные исковые требования Четвергова Константина Валентиновича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района», департаменту социального развития по Тульской области, Федеральной службе по труду и занятости, Министерству финансов РФ о взыскании недополученной суммы в возмещение вреда здоровью, выплате ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление инвалиду ЧАЭС, - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» за счет средств федерального бюджета выплачивать Четвергову Константину Валентиновичу ежемесячно суммы в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» за счет средств федерального бюджета выплачивать Четвергову Константину Валентиновичу ежемесячно компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Обязать ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» за счет средств федерального бюджета выплачивать Четвергову Константину Валентиновичу ежегодно материальную помощь на оздоровление в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с ДД.ММ.ГГГГ года с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Взыскать с ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» за счет средств федерального бюджета в пользу Четвергова Константина Валентиновича задолженность по выплатам сумм возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.

Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» за счет средств федерального бюджета государственную пошлину в доход государства <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий городской суд в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья Трегубов С.В.