Решение суда от 26.07.2011г. об удовлетворении иска Богородицкого межрайонного прокурора о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 года                                                                               г.Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Наумкиной О.И.,

при секретаре Янковской Н.С.,

с участием

Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области Ивановой С.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности Булавиной О.В.,

представителя ответчика заведующей МДОУ детский сад № 7 КВ Гайдуковой С.А.,

представителя третьего лица комитета по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области Возвышаевой И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 компенсирующего вида второй категории о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности,

у с т а н о в и л:

Богородицкий межрайонный прокурор Тульской области обратился в Богородицкий районный суд с заявлением к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области, МДОУ детский сад № 7 КВ второй категории по вышеизложенным основаниям, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере социального обслуживания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Богородицкого района.

В ходе проверки установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 компенсирующего вида второй категории реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья).

В нарушение Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001г. МДОУ детский сад № 7 компенсирующего вида второй категории также осуществляет медицинскую деятельность без соответствующей лицензии, что подтверждается наличием в штате учреждения медицинской сестры и ее должностными обязанностями.

Прокурор просил обязать МДОУ детский сад № 7 компенсирующего вида второй категории и администрацию МО Богородицкий район Тульской области получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности и направить в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тульской области документы, указанные в п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением правительства РФ № 30 от 22.01.2007г.

В судебном заседании Богородицкий межрайонный прокурор Иванова С.В. заявление поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Булавина О.В. заявление прокурора признала, не возражала против его удовлетворения.

Представитель ответчика заведующая МДОУ детский сад № 7 компенсирующего вида второй категории Гайдукова С.А. в судебном заседании с заявлением Богородицкого межрайонного прокурора согласилась.

Представитель третьего лица комитета по образованию администрации МО Богородицкий район Возвышаева И.Р. не возражала против удовлетворения заявления прокурора.

Выслушав в судебном заседании объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №666 медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно- профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

Согласно п.1.3. Устава МДОУ детский сад № 7 компенсирующего вида второй категории реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в развитии речи и нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Основными задачами МДОУ детский сад № 7 КВ являются, согласно п. 1.7.Устава, в том числе, охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение физического развития детей, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом развитии детей.

Медицинское обслуживание детей в МДОУ детский сад № 7 КВ согласно п.2.12. Устава обеспечивается старшей медицинской сестрой, состоящей в штате, которая наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечения качества питания детей.

В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной заведующей МДОУ детский сад № 7 КВ, медицинская сестра выполняет следующие обязанности: осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов во всех помещениях дошкольного образовательного учреждения; осуществляет контроль за состоянием и качеством питания в дошкольном образовательном учреждении, составляет меню, проводит бракераж сырой и готовой продукции, осуществляет контроль за выполнением натуральных норм питания, выполняет обязанности диетсестры; осуществляет медико-педагогический контроль: организацию образовательного процесса и двигательного режима дошкольников, проведение утренней гимнастики в группах, занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; состоянием здоровья, физического развития и закаливания детей в период их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, вновь поступивших детей в период их адаптации к условиям детского сада; анализирует санитарно-гигиеническое состояние предметно-развивающей среды и использование в дошкольном образовательном учреждении здоровьесберегающих технологий, разрабатывает необходимые рекомендации и оценивает эффективность профилактических и оздоровительных мероприятий; осуществляет консультативно-просветительскую работу с педагогами и родителями (законными представителями) по вопросам профилактики заболеваний и соблюдению санитарно-гигиенических правил, по предупреждению распространению инфекций, лечению заболеваний в домашних условиях, формированию здорового образа жизни; координирует работу сотрудников медицинского блока дошкольного образовательного учреждения; не допускает проведения диагностической, профилактической и лечебной деятельности некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой; исходит из интересов ребенка в вопросах его оздоровления и физического развития; оказывает (по возможности) необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей, дает рекомендации родителям (законным представителям) по лечению и реабилитации детей, направляет их в случае необходимости к другим специалистам; учитывает в своей деятельности конкретные обстоятельства и руководствуется принципом «не навреди», принимает решения и ведет работу в формах, исключающих возможности нанесения вредя физическому и психическому здоровью детей; соблюдает профессиональную этику, не распространяет сведения, полученные в результате диагностической, профилактической, консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для решения конкретных проблем и может нанести ущерб ребенку и его окружению.

Кроме того, медицинская сестра организует и проводит: систематический медицинский осмотр и антропометрию детей; осмотры всех вновь поступивших детей с назначением им комплекса медико-оздоровительно-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации; ежедневный обход групп с целью проверки санитарного состояния и ведения журнала посещаемости; ежедневный прием детей в ясельной группе (утренний фильтр); оздоровительно-профилактический мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и закаливание детей; летнюю оздоровительную кампанию; контроль соблюдения режима дня, организации питания, санитарного состояния помещений и участков дошкольного образовательного учреждения, дает соответствующие рекомендации; контроль правильного оформления медицинских книжек сотрудников дошкольного образовательного учреждения и своевременности проведения периодических медицинских осмотров; контроль правильности и своевременности внесения всех изменений в медицинскую карту ребенка, в т.ч. при подготовке его к поступлению в школу; выполнение рекомендаций врачей в соответствии с результатами медицинских осмотров и назначениями необходимых диагностических проб, лабораторных исследований и лечения; наблюдение за диспансерной группой детей с хроническими заболеваниями; осмотр детей, находящихся в изоляторе, при подозрении у них острого заболевания; контроль организации физического воспитания, закаливающих процедур и соблюдения режима в дошкольном образовательном учреждении; распределение детей по группам здоровья для проведения физкультурных занятий и плавания; работу по профилактике отравлений и травматизма, учету и анализу всех подобных случаев; доврачебную помощь детям в случае острого заболевания или травмы; инструктаж по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима с медицинскими работниками, педагогами и обслуживающим персоналом; ежедневный осмотр работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний; манипуляции, определенные программой оздоровления, изоляцию заболевших детей, а также наблюдение детей, бывших контакте с инфекционными больными; текущую дезинфекцию и кварцевание групп; контроль целевого использования хлорсодержащих составов, соблюдение маркировки уборочного и кухонного инвентаря, качества доставляемых продуктов, их правильного хранения и соблюдения сроков реализации, организации питания и качественного приготовления пищи с соблюдением натуральных норм продуктов, обеспеченности медикаментами, бакпрепаратами, дезинфекционными средствами, медицинскими инструментами и аппаратурой; анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической нагрузки на занятиях; контроль состояния здоровья детей после прививки, регистрацию местной и общей реакции на прививку; организует ежегодную диспансеризацию детей декретированных возрастов; разрабатывает индивидуальные программы оздоровления ребенка с учетом его возраста и особенностей развития; участвует совместно со специалистами других структурных подразделений в медико-психолого-педагогическом обследовании состояния здоровья ребенка по запросам воспитателей и родителей (законных представителей) с привлечением специалистов других профилей, в разработке комплексной программы по обеспечению валеосферы ребенка дошкольного возраста в условиях детского сада, в составлении комплексного плана образовательной работы, в научно-исследовательской и экспериментальной деятельности в рамках своей компетенции, в составлении режима дня, сетки занятий и режима двигательной активности детей, в рейдах, смотрах, родительских собраниях; ведет медицинскую документацию установленного образца, в т. ч. по состоянию заболеваемости в группах и инфекционным заболеваниям, формирует компьютерную базу данных; своевременно информирует заведующую дошкольного образовательного учреждения и воспитателей о состоянии здоровья детей; повышает свою квалификацию; проводит занятия с медицинским и педагогическим персоналом по организации питания, оздоровительным мероприятиям, диагностике заболеваний, санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическим режимам.

Согласно п. 19.1 «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПин 2.4.1.2660-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 20.12.2010г. №164, в целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники дошкольных организаций проводят: медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в т. ч. на педикулез; систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья; работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок; распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием; информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья; ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев; один раз в неделю осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; ежедневно в ясельных группах ведется карта стула детей; сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза в установленном порядке; систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом; организацию и проведение профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий; работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения; работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию "дней здоровья", игр, викторин на медицинскую тему; медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья; контроль за пищеблоком и питанием детей; ведение медицинской документации.

Таким образом, судом установлено осуществление медицинской деятельности в МДОУ детский сад № 7 компенсирующего вида второй категории без лицензии.

Указанное обстоятельство подтверждается также сообщением заведующей МДОУ детский сад № 7 КВ, согласно которому штатной медицинской сестрой в детском саду проводятся профилактические осмотры, осуществляется контроль за питанием, оказывается несовершеннолетним первая медицинская помощь, ведутся медицинские документы.

Согласно сообщению Департамента здравоохранения Тульской области от 18.04.2011г. учреждениям, имеющим в штате медицинских работников, необходимо получение лицензии на медицинскую деятельность.

Статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что любая организация имеет право на оказание медицинских услуг (медицинской помощи) только при наличии лицензии, выданной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти Российской Федерации.

Согласно п.96 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ в редакции от 29.12.2010г. медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. №30.

Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санаторно–курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

Данный перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включает работы по: диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинской статистике.

Понятие медицинской услуги и медицинской помощи приведено в Приказе Министерства здравоохранения РФ № 113 от 10.04.2001г. «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги», согласно которым медицинская услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, медицинская помощь – это комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в подержании и восстановлении здоровья.

В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства №30 от 22.01.2007г., для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности;

б) копии документов об образовании (послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя;

в) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг);

г) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы индивидуального предпринимателя, связанный с выполнением работ (услуг);

д) копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику;

е) копии документов об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;

ж) копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляет территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения о социального развития по Тульскойобласти, которое является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, действующим на основании Положения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №205 от 22.11.2004г.

Таким образом, получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности, а также представление в орган Росздравнадзора вышеуказанных документов для получения лицензии на занятие медицинской деятельность, является обязательным.

Доводы представителей МДОУ детский сад № 7, третьего лица комитета по образованию администрации МО Богородицкий район об отсутствии достаточных финансовых средств для подготовки детского сада к получению заключения и иных документов, сами по себе не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора.

В силу ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции и полномочиям муниципальных районов.

В соответствии со ст. ст. 32, 39 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В силу п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В соответствии с п. 1.6 Устава МДОУ детский сад №7 КВ учредителем дошкольного образовательного учреждения является комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район.

Согласно п. 6.1. Устава МДОУ детский сад №7 КВ все имущество дошкольного образовательного учреждения находится в собственности муниципального образования Богородицкий район и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Следовательно, прокурор обоснованно предъявляет требование о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в МДОУ детский сад № 7 КВ к детскому саду и администрации МО Богородицкий район.

Разрешая заявленные прокурором требования суд также учитывает, что в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор обоснованно указал в заявлении, что основным предметом деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 7 компенсирующего вида второй категории является дошкольное образование. При этом количество обучающихся детей может изменяться. Таким образом, индивидуализировать граждан, права которых нарушаются не выполнением мероприятий, направленных на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, не представляется возможным.

Вместе с тем, не проведение мероприятий, направленных на получение лицензии (разрешения) на осуществление медицинской деятельности, нарушает право несовершеннолетних на получение своевременной и квалифицированной медицинской помощи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

заявление Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 7 компенсирующего вида второй категории о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида второй категории и администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области:

получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности;

направить в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тульской области документы, указанные в п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 30 от 22.01.2007г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Богородицкий райсуд в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Председательствующий