Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 июля 2011 года Богородицкий районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Трегубова С.В., при секретаре Рожновой М.В., с участием прокурора Наумовой С.С., представителя ответчика администрации МО Богородицкий район Тульской области по доверенности Сосоровой С.В., представителя ответчика заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №20 комбинированного вида Колодней О.М., представителя третьего лица комитета по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности Возвышаевой И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1126/2011 по иску Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №20 комбинированного вида о понуждении к проведению мероприятий, направленных на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, у с т а н о в и л: Богородицкий межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области, МДОУ детский сад №20 комбинированного вида по вышеизложенным основаниям, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере социального обслуживания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Богородицкого района. В ходе проверки установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности. В нарушение Федерального закона №128-ФЗ от 08.08.2001г. МДОУ детский сад №20 комбинированного вида также осуществляет медицинскую деятельность без соответствующей лицензии, что подтверждается наличием в штате учреждения медицинской сестры и ее должностными обязанностями. Прокурор просил обязать МДОУ детский сад №20 комбинированного вида и администрацию МО Богородицкий район Тульской области получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности и направить в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тульской области документы, указанные в п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением правительства РФ №30 от 22.01.2007г. В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Наумова С.С. заявление поддержала, просила его удовлетворить. Представитель ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Сосорова С.В. заявление прокурора признала, не возражала против его удовлетворения. Представитель ответчика заведующая МДОУ детский сад №20 комбинированного вида Колодняя О.М. в судебном заседании с заявлением Богородицкого межрайонного прокурора согласилась. Представитель третьего лица комитета по образованию администрации МО Богородицкий район Тульской области Возвышаева И.Р. не возражала против удовлетворения заявления прокурора. Выслушав в судебном заседании объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №666 медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения. Согласно штатному расписанию работников МДОУ детский сад №20 КВ в штате данного детского сада имеется должность медицинской сестры, и данный факт не оспаривался сторонами по делу. В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной заведующей МДОУ детский сад №20 КВ, медицинская сестра выполняет следующие обязанности: осуществляет контроль над соблюдением санитарно-гигиенического и санитарно-эпидемиологического режимов во всех помещениях детского сада; ведет осмотр детей во время утреннего приема, отличает отсутствующих по болезни детей, изолирует заболевших и оказывает первую медицинскую помощь детям и сотрудникам детского сада; ежемесячно проводит учет часто болеющих детей, инфекционных заболеваний, травматизма; распределяет детей по медицинским группам для занятий физической культурой; осуществляет медико-педагогический контроль над организацией двигательного режима в учреждении, методикой проведения утренней гимнастики и физических занятий и их воздействием на детский организм; контролирует проведение закаливающих мероприятий; организует, проводит и контролирует летнюю оздоровительную кампанию; готовит заявки на приобретение необходимых медикаментов, дезинфицирующих средств, медицинского инструмента и оборудования; следит за состоянием и набором медицинских аптечек в группа; планирует вакцинации и контролирует состояние детей после их проведения, делает анализ; осуществляет и контролирует медицинское обследование сотрудников детского сада, оформляя это документально; проводит санитарно-просветительную работу среди сотрудников и родителей, давая рекомендации по гигиеническому воспитанию, формированию навыков здорового образа жизни, профилактике СПИДа и других инфекционных заболеваний; ведет соответствующую медицинскую документацию, отвечает за ее состояние. Как усматривается из должностной инструкции диетсестры при отсутствии в детском саду диетсестры её обязанности выполняет заведующая или медицинский работник, назначенный заведующей, диетсестра непосредственно подчиняется медицинской сестре учреждения и диетсестра организует свою работу во взаимодействии также со старшей медицинской сестрой. Согласно п. 19.1 «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПин 2.4.1.2660-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 20.12.2010г. №164, в целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники дошкольных организаций проводят: медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в том числе на педикулез; систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья; работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок; распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием; информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья; ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев; один раз в неделю осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; ежедневно в ясельных группах ведется карта стула детей; сообщение в территориальные учреждения здравоохранения о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза в установленном порядке; систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом; организацию и проведение профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий; работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения; работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию "дней здоровья", игр, викторин на медицинскую тему; медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья; контроль за пищеблоком и питанием детей; ведение медицинской документации. Таким образом, судом установлено осуществление медицинской деятельности в МДОУ детский сад №20 комбинированного вида. Указанное обстоятельство подтверждается также сообщением заведующей МДОУ детский сад №20 КВ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому медицинское обслуживание в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает штатная медицинская сестра, которая наряду с администрацией дошкольного образовательного учреждения несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно -профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания. Также из письма заведующей МДОУ детский сад №20 КВ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что медицинской сестрой в МДОУ осуществляются все лечебно-профилактические и культурно-гигиенические мероприятия и оказывается первая (доврачебная) медицинская помощь; для оказания первой (доврачебной) медицинской помощи в МДОУ имеются следующие медицинские средства: антишоковая аптечка, перевязочный материал, аппарат для измерения артериального давления у взрослых и детей, лангетки и жгуты, термометры. Согласно сообщению Департамента здравоохранения Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ учреждениям, имеющим в штате медицинских работников, необходимо получение лицензии на медицинскую деятельность. Статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что любая организация имеет право на оказание медицинских услуг (медицинской помощи) только при наличии лицензии, выданной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти Российской Федерации. Согласно п.96 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ в редакции от 29.12.2010г. медицинская деятельность подлежит лицензированию. Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. №30. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санаторно–курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. Данный перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включает работы по: диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинской статистике. Понятие медицинской услуги и медицинской помощи приведено в Приказе Министерства здравоохранения РФ №113 от 10.04.2001г. «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги», согласно которым медицинская услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, медицинская помощь – это комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в подержании и восстановлении здоровья. В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства №30 от 22.01.2007г., для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к настоящему Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также: а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности; б) копии документов об образовании (послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя; в) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг); г) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы индивидуального предпринимателя, связанный с выполнением работ (услуг); д) копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику; е) копии документов об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности; ж) копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности. Лицензирование медицинской деятельности осуществляет территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения о социального развития по Тульскойобласти, которое является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, действующим на основании Положения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №205 от 22.11.2004г. Таким образом, получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности, а также представление в орган Росздравнадзора вышеуказанных документов для получения лицензии на занятие медицинской деятельность, является обязательным. Доводы представителей ответчика МДОУ детский сад №20, третьего лица комитета по образованию администрации МО Богородицкий район об отсутствии достаточных финансовых средств для подготовки детского сада к получению заключения и иных документов, сами по себе не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявления прокурора. В силу ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции и полномочиям муниципальных районов. В соответствии со ст. ст. 32, 39 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. В силу п.11 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В соответствии с п. 1.3 Устава МДОУ детский сад №20 КВ учредителем дошкольного образовательного учреждения является комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район. Согласно п. 6.1. Устава МДОУ детский сад №20 КВ все имущество дошкольного образовательного учреждения находится в собственности муниципального образования Богородицкий район и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Следовательно, прокурор обоснованно предъявляет требование о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности в МДОУ детский сад №20 КВ к детскому саду и администрации МО Богородицкий район. Разрешая заявленные прокурором требования суд также учитывает, что в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор обоснованно указал в заявлении, что основным предметом деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №20 комбинированного вида является дошкольное образование. При этом количество обучающихся детей может изменяться. Таким образом, индивидуализировать граждан, права которых нарушаются не выполнением мероприятий, направленных на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности, не представляется возможным. Вместе с тем, не проведение мероприятий, направленных на получение лицензии (разрешения) на осуществление медицинской деятельности, нарушает право несовершеннолетних на получение своевременной и квалифицированной медицинской помощи. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: заявление Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №20 комбинированного вида о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности удовлетворить. Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида и администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности; направить в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Тульской области документы, указанные в п.7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 30 от 22.01.2007г. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Богородицкий райсуд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда. Судья Трегубов С.В.