Решение от 12.08.2011 г. признание права на досрочную пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2011 года п. Волово Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Медведева В.И..,

при секретаре Куделиной Н.В.,

с участием истца Марова А.Н.,

представителя ответчика Кочетовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марова Алексея Николаевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Воловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

Маров А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) (далее УПФ РФ (г.у.) в Воловском районе Тульской области с иском о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, обосновав свои требования следующим.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ за работу с тяжелыми условиями труда с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года за проживание в зоне со льготным социально-экономическим статусом.

Решение ответчика об отказе в назначении ему льготной пенсии нарушает его право на досрочную трудовую пенсию за работу с тяжелыми условиями труда, предусмотренное указанным выше законодательством.

Требуемый стаж работы для назначения досрочной пенсии должен составлять не менее 12 лет 6 месяцев.

Ответчиком в льготный стаж включены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет <данные изъяты>.

Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготный стаж работы ответчиком не включены, т.к. следуя протоколу Комиссии УПФР в Воловском районе Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ он в указанные периоды работал <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и находился в отпусках без сохранения заработной платы. Указанные должности не предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях, и в льготных размерах, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, а также списком № 2, утверждённым Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. <данные изъяты> в должности <данные изъяты> в льготный стаж включён, поскольку данная должность в указанный период соответствовала Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях, и в льготных размерах, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, действовавшим до 31.12.1991 года.

Следующий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. 9 лет 10 месяцев 25 дней в должности <данные изъяты>, в льготный стаж не включён, поскольку: во-первых, запись в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о присвоении ему <данные изъяты>, а архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ Центрального архива Министерства обороны РФ подтверждает присвоение ему на основании приказа начальника КНИ-464 от ДД.ММ.ГГГГ , <данные изъяты>, но не как <данные изъяты>, а <данные изъяты>. По его мнению, эта запись в приказе ошибочна, т.к. его принимали на работу в качестве <данные изъяты>, соответственно, и <данные изъяты> могли присвоить только как <данные изъяты>, а не <данные изъяты>.

Приказ начальника КНИ-464 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания квалификационной комиссии, присвоены разряды с ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истца, поскольку в компетенцию квалификационной комиссии входило лишь присвоение квалификации (разряда), а не изменение его должности или специальности, запись в приказе о присвоении ему разряда как <данные изъяты> явно ошибочна; во-вторых, запись в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении ему <данные изъяты> не соответствует действительности, поскольку слова <данные изъяты> дописаны уже после внесения записи от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении <данные изъяты>.

Принимали его на работу в должности <данные изъяты>, соответственно и <данные изъяты> ему должны были присвоить как <данные изъяты>, а не электросварщику <данные изъяты>. Запись <данные изъяты> должна быть внесена позже: либо после вступления в законную силу Списка № 2 – с ДД.ММ.ГГГГ, либо после приказа начальника КНИ-464 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому: «На основании Постановления Сом. Министров СССР № 10 от 26.01.1991 года и ЕКТС вып. 4 переименовать нижеследующие профессии: 5. Газосварщик – эл. газосварщик ручной сварки». Однако сотрудники отдела кадров ограничились двумя словами <данные изъяты>, подписанными к старой записи <данные изъяты>» и следующая запись от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке свидетельствует о том, что он продолжил работу <данные изъяты>».

По мнению истца, запись <данные изъяты> была сделана не случайно, поскольку с принятием Постановления Совета Министров СССР № 10 от 25.01.1991 года записи в трудовых книжках приводились в соответствии со Списком № 2 и полагает, не его вина в том, что эти записи велись ненадлежащим образом и трудовой книжке нет записи, которая свидетельствовала бы о том, на каком основании появились слова <данные изъяты>». Должность электросварщика ручной сварки имеется в списке № 2, утверждённом Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 позиция 23200000-19756 раздела ХХХIII.

ДД.ММ.ГГГГ Список № 2 утверждён постановлением № 10 Кабинета Министров СССР, а работать электросварщиком он начал гораздо раньше – ДД.ММ.ГГГГ, то есть когда не было требований вносить запись в трудовую книжку, соответствующую перечню профессий и должностей ещё не существующего Списка.

По мнению истца, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в одной должности – <данные изъяты>, и первый период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком включён в льготный стаж на основании Списка № 2, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173, второй период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также должен быть включён в льготный стаж, т.к. с принятием нового закона не должно ухудшаться его положение. Данная норма заложена в основу ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

По мнению истца, его право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости, не должно быть ущемлено только потому, что в 1991 году был принят новый Список, и его работодатель не привёл его должность в соответствии с этим Списком, учитывая, что и в период действия первого Списка 1956 года, и второго Списка 1991 года, он работал на одном и том же месте, в одной и той же должности. Истец полагает, что поскольку его льготный стаж начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ (в период действия списка № 2, 1956 года) и непрерывно протекал вплоть до момента увольнения – ДД.ММ.ГГГГ, то к нему применены нормы Списка № 2, 1956 года, а не 1991 года. Считает, что ответчиком неверно «разорван» данный промежуток времени на два периода: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период действия Списка № 2, 1956 года и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период действия Списка № 2, 1991 года.

Истец полагал также, что если приказом начальника КНИ-464 не подтверждено переименование его специальности <данные изъяты> на <данные изъяты>, это вовсе не означает, что он не занимался ручной сваркой. Как в ДД.ММ.ГГГГ, так в последующие годы до ДД.ММ.ГГГГ, он занимался именно <данные изъяты> и никакой другой <данные изъяты>. По его мнению, выявленные недостатки в оформлении записей в его трудовой книжке и в приказах КНИ-464 не могут служить основанием для отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.

Подтвердить факт его работы в КНИ-464 в должности электросварщика ручной сварки могут свидетели.

ПО указанным выше основаниям истец просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п/п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ за работу с тяжелыми условиями труда с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года за проживание в зоне со льготным социально-экономическим статусом, согласно ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года № 1244 и обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Воловском районе Тульской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по стрости со дня обращения с заявлением в УПФ РФ (г.у.) в Воловском районе, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на Комбинате нерудных ископаемых «КНИ-464».

В судебном заседании истец Маров А.Н. свои исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика УПФ РФ (г.у.) в Воловском районе по доверенности Кочетова Е.А. иск не признала, поскольку в льготный, специальный стаж работы истца не может быть включен указанный им в иске период работы в «464 КНИ» в должности <данные изъяты>. Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для <данные изъяты>. Документально факт работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ ничем не подтвержден, в том числе и архивной справкой. Льготный характер работы истца недопустимо подтверждать показаниями свидетелей. Полагала необходимым отказать истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по этому основанию.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Свидетель ФИО6 показала, что, практически всю жизнь, работал на предприятии КНИ-464, в том числе <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ под его руководством <данные изъяты> работал Маров А.Н. Каких-либо других видов <данные изъяты> у них никогда не было и нет в настоящее время.

Свидетель ФИО7 показал, что в ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты> в КНИ-464. С этого времени в их цехе <данные изъяты> работал Маров А.Н. Других видов сварки на их предприятии не было ранее, нет и в настоящее время.

Свидетель ФИО8 показал, что утроился на работу в КНИ-464 в ДД.ММ.ГГГГ после возвращения со службы из Армии. Работал он слесарем в одной бригаде с Маровым А.Н., который трудился <данные изъяты>. Других видов сварки, кроме ручной электрической, на их предприятии никогда не было.

Федеральный закон от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» допускает сохранение и конвертацию ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 указанного ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Пунктом 2 ст. 27 того же закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии со ст. 34 ФЗ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности.

Из паспорта гражданина РФ на имя Марова А.Н. следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент его обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) его возраст составлял <данные изъяты> года.

Факт постоянного проживания Марова А.Н. в зоне с льготным социально- экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ , выданной администрацией МО <данные изъяты> Воловского р-на Тульской обл.

Таким образом, возраст Марова А.Н. на момент обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии составлял <данные изъяты> года, что позволяло назначить ему указанную пенсию с учетом снижения на 3 года пенсионного возраста.

Из копии трудовой книжки Марова А.Н., и протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что его общий страховой стаж на дату обращения с заявлением к ответчику оставляет более 25 лет – <данные изъяты>, а значит, соблюдено второе условие, необходимое для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости. Данный факт ответчиком не оспаривается.

Из протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ усматривается ответчиком по состоянию на дату обращения за назначением пенсии Марова А.Н., то есть на ДД.ММ.ГГГГ, включены в его стаж работы с тяжелыми условиями труда <данные изъяты>, с указанием периодов работы, спорный период не включен.

Ответчиком оспаривается включение Марову А.Н. в специальный трудовой стаж период работы в должности <данные изъяты> на Комбинате нерудных ископаемых «КНИ-464» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденного Постановлением КМ СССР от 26.01.1991 г. № 10, следует, что должность <данные изъяты> имеется в списке № 2 позиция 23200000-19756 раздела ХХХIII.

Факт работы истца в указанный период времени именно <данные изъяты> подтверждаются соответствующей записью в его трудовой книжке, показаниями свидетелей.

Вместе с тем, из копии архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ Центрального архива Министерства обороны РФ усматривается присвоение Марову А.Н. на основании приказа начальника КНИ-464 от ДД.ММ.ГГГГ , <данные изъяты>, но не как <данные изъяты>, а слесарю <данные изъяты>.

Доводы ответчика о невозможности подтверждения юридически значимых обстоятельств по данному спору показаниями свидетелей, по мнению суда, являются ошибочными, поскольку специальный стаж в силу закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может быть подтвержден свидетельскими показаниями только при непосредственном обращении работника в Пенсионный фонд.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а так же иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключения экспертов.

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение) предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав, и что данные права будут уважаться властями и будут реализованы, а так же в действительности их государственной защиты.

Ведение на предприятии ненадлежащем образом документооборота, нарушения кадровой дисциплины, по мнению суда не могут нарушать законные права истца, гарантированные ст. 39 Конституции РФ.

Установленные судом обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства, позволяют суду сделать вывод, что подлежит включению в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда Марову А.Н. период его работы в должности <данные изъяты> на Комбинате нерудных ископаемых «КНИ-464» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет <данные изъяты>, поскольку, в том числе, в указанный период времени он в отпусках без сохранения заработной платы не находился.

С учетом неоспариваемого ответчиком специального стажа работы истца с тяжелыми условиями труда продолжительностью <данные изъяты>, указанный стаж составит <данные изъяты> (<данные изъяты> + <данные изъяты>), т.е. более <данные изъяты>, необходимых для обращения за назначением трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда.

Проанализировав все изложенные выше обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований Марова А.Н. о наличии у него права на льготное пенсионное обеспечение и на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения с заявлением в УПФ РФ (г.у.) в Воловском районе Тульской области, т.е. с 30 мая 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Марова Алексея Николаевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Воловском районе Тульской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить.

Признать за Маровым Алексеем Николаевичем право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ за работу с тяжелыми условиями труда с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста на 3 года за проживание в зоне со льготным социально-экономическим статусом согласно ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 года №1244-1.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Воловском районе Тульской области назначить Марову Алексею Николаевичу досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Воловском районе Тульской области, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, засчитав в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> на Комбинате нерудных ископаемых «КНИ-464» Воловского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Богородицкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий