решение от 11.10.2011 о признании права на досрочное назначение пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Санкиной Т.Р.

при секретаре Ворониной Ю.В.,

с участием истца Фросиной Ж.А.

представителей ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Старикова Н.Ю., Николаевой Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1688-2011 по
иску Фросиной Жанетты Альбертовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, о признании незаконным отказа в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии, обязании назначить досрочную государственную пенсию,

у с т а н о в и л:

Истица Фросина Ж.А. обратилась в суд с иском к ответчику по изложенным основаниям, указывая, что на момент аварии на Чернобыльской АЭС, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес> на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована и проживала в <адрес> на территории зоны проживания с правом на отселение.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она зарегистрирована и проживает в г. Богородицке Тульской области, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

С учетом изложенного просила суд:

Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении ей государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного заражения.

Признать за ней право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного заражения.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить ей государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения с учетом подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в г. Богородицк.

В настоящем судебном заседании истица Фросина Ж.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, при этом пояснила, что в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС она приобрела право на снижение возраста выхода на пенсию по этим основаниям на 5 лет, и право на назначение государственной пенсии по старости возникло у нее по достижении возраста 50 лет, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе с заявлением о назначении пенсии она обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем государственная пенсия по старости должна быть назначена ей с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. с первого дня месяца, в котором она обратилась за ее назначением.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она достигла возраста 50 лет и у нее имелся трудовой стаж требуемой продолжительности.

С решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе об отказе в назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, она не согласна.

На основании изложенного просила суд:

признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении ей, Фросиной Жанетте Альбертовне, государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения;

признать за ней, Фросиной Жанеттой Альбертовной ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения;

обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить Фросиной Жанетте Альбертовне ДД.ММ.ГГГГ рождения государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с первого числа месяца, в котором она обратилась за назначением ей такой пенсии.

в зоне с льготныс социально-экономическим статусом мне выдано Удастоверение серия от ДД.ММ.ГГГГ, в коПредставитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Стариков Н.Ю. возражал против удовлетворения всех исковых требований Фросиной Ж.А., просил в удовлетворении иска отказать, и пояснил, что в своем Определении от 11.07.2006 № 403-О Конституционный Суд Российской Федерации определил, что Положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Тем не менее, право на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию предоставлено только гражданам, которые относятся одновременно к двум и более категориям в соответствии со ст. 30-37 Закона от 15.05.1991г. и ст. 11,12 и 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Истец не относится к категориям граждан, которым установлена пенсия на льготных основаниях, предусмотренных ст. 11,12 и 14 Закона от 20.11.1990г.

Законом от 15.05.1991г. не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37, т. е. одновременное снижение возраста за проживание и (или) работу на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, право на снижение пенсионного возраста Фросина Ж.А. приобретет по достижении возраста 52 лет, поскольку у нее отсутствует период проживания на территории зоны проживания с правом на отселение требуемой продолжительности. Таким образом, пенсионный возраст истицы должен быть снижен на 3 года за проживание в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Полагает, что назначение истице пенсии с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет повлечет за собой излишнее расходование средств федерального бюджета.

Представитель ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Николаева Н.И. в судебном заседании заявленные Фросиной Ж.А. исковые требования так же не признала по изложенным выше основаниям, просила отказать в их удовлетворении.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

В соответствии с положениями ст. 10 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пп. 6,7,10 п. 1 указанной статьи) право на пенсию в соответствии с настоящим федеральным законом имеют в т.ч. граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а так же граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

Согласно положениям п.2 указанной статьи данным категориям граждан пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При этом положения п. 2 данной статьи во взаимосвязи с положениями ст. 33,34 и п. 7 и 8 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии (Определение Конституционного суда РФ от 11.07.2006г. №403-О).

Согласно статьи 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В пункте 8 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статьи 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В пункте 7 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Согласно примечанию к ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина – определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО Богородицкий район, копия которой имеется в материалах дела, Фросина Ж.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, отнесенном к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные обстоятельства подтверждаются так же данными паспорта истицы ( ), копия которого имеется в материалах дела, и не оспариваются.

Как следует из записей трудовой книжки истицы , копия которой имеется в материалах дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фросина Ж.А. работала на Людиновском литейном (машиностроительном) заводе.

Согласно справке ООО «Партнер» от ДД.ММ.ГГГГ, , копия которой имеется в материалах дела, Фросина Ж.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в <адрес> <адрес>.

В материалах дела имеется копия справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО г. Узловая Узловского района Тульской области, согласно которой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Фросина Ж.А. проживала в <адрес> отнесенной в этот период к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно паспорту копия которого имеется в материалах дела, Фросина Жанетта Альбертовна ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес> <адрес>. Сведения о ранее выданных паспортах: от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ

Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства по делу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована и проживала в <адрес> в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована и проживала в <адрес> на территории зоны проживания с правом на отселение, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она зарегистрирована и проживает в г. Богородицке Тульской области на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, в т.ч. материалами отказного пенсионного дела истицы, обозренного в судебном заседании, и не оспариваются.

С 26.04.1986г. распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года №237-р территория населенного <адрес> была включена в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 5-15 Ки/ кв.км. и, в соответствии со ст. 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отнесена к зоне проживания с правом на отселение, территории населенных пунктов <адрес> и <адрес> включены в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/ кв.км. и в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

С 01.02.1998г. и по настоящее время Постановлением Правительства РФ №1582 от 18.12.1997г., населенные пункты г. Богородицк Тульской области и г. Узловая Тульской области включены в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/ кв.км. и в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Указанные обстоятельства, равно как и то, что истица на момент аварии на Чернобыльской АЭС проживала и работала в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, затем на протяжении 8 полных лет проживала на территории зоны проживания с правом на отселение, и на протяжении более чем 12 полных лет в общей сложности, проживала в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ответчиком не оспаривались.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же с ДД.ММ.ГГГГ настоящее время истица проживает на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (<адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и г. Богородицк Тульской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) и в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, за указанный период, она имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину 1 год, и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а всего на 3 года, с учетом положений ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С 13.10.1988г. по 27.08.1997г. истица проживала в зоне проживания с правом на отселение, (г. Узловая Тульской области) и в силу положений п. 7 ст. 13, ст. 33, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, она имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания в зоне проживания с правом на отселение, т. е. еще на 2 года, а всего на 5 лет.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, ДД.ММ.ГГГГ истица Фросина Ж.А. обратилась в УПФР в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении ей пенсии по старости в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет в соответствии со ст. 33 и 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как следует из протокола заседания Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по рассмотрению вопросов реализации прав граждан на пенсию, денежную выплату, государственное софинансирование пенсионных накоплений и вопросов, связанных с выплатой средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, от ДД.ММ.ГГГГ, , по состоянию на дату обращения Фросиной Ж.А. за назначением пенсии (т. е. на ДД.ММ.ГГГГ), ее возраст составляет 50 лет.

Для назначения ей пенсии по старости со снижением возраста на 5 лет необходимо ее проживание или работа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории зоны проживания с правом на отселение. Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости согласно ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» зависит от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

С учетом имеющихся в распоряжении Комиссии документов, подтверждающих период проживания (работы) Фросиной Ж.А. на территории зоны с правом на отселение, снизить возраст на 5 лет не представляется возможным.

У Фросиной Ж.А. отсутствует право выхода на государственную пенсию с уменьшением возраста на 5 лет в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ, она приобретет право на назначение государственной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года при достижении возраста 52 лет (пп.7 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ).

Решением №261 от 02.09.2011г., по итогам рассмотрения заявления истицы по вопросу назначения пенсии, отказывая ей в назначении пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области исходило из того, что у истицы по представленным документам отсутствует право на назначение пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на 5 лет, с указанием, что она имеет право на назначение государственной пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года, т. е. в возрасте 52 лет.

С ранее указанными доводами УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области суд согласиться не может, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года №8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

По смыслу Определения от 11.07.2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения возраста выхода на пенсию истицы за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на дату достижения ею возраста 50 лет, а так же на день ее обращения на назначением пенсии, т. е. на 26.08.2011г, общая их величина составляет 5 лет.

В силу норм ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года с учетом периодов проживания и работы в различных зонах радиоактивного загрязнения, законодательно установлено, что максимальное снижение пенсионного возраста не может превышать 5 лет.

В соответствии с положениями ст. 28.1 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

На момент обращения истицы в УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии, а равно на момент достижения ею возраста 50 лет, у Фросиной Ж.А. имелся необходимый трудовой стаж, что подтверждается записями в трудовой книжке истицы, копия которой имеется в материалах дела, и не оспаривается.

Исходя из положений приведенных выше норм права, а также с учетом вышеуказанных периодов проживания Фросиной Ж.А. в различных зонах радиоактивного загрязнения она имеет право на снижение пенсионного возраста по этим основаниям на 5 лет, таким образом, право выхода на пенсию Фросина Ж.А. А.П., приобрела по достижении ею возраста 50 лет.

В соответствии с п.1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Анализ указанной нормы данного Закона позволяет суду сделать вывод о том, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, то есть носит заявительный характер.

Учитывая, что право выхода на пенсию со снижением возраста выхода на пенсию за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, у Фросиной Ж.А. возникло по достижении возраста 50 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, однако она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 33 и 34 Закона РФ , только ДД.ММ.ГГГГ, суд, в силу ст.23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ, приходит к выводу о том, что государственная пенсия по старости Фросиной Ж.А. должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с первого числа месяца, в котором имело место обращение Фросиной Ж.А. за ее назначением.

Суд находит ссылки и доводы представителей ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о том, что право на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию предоставлено только тем гражданам, которые относятся одновременно к двум и более категориям в соответствии со статьями 30-37 Закона №1244-1 от 15.05.1991 года и статьями 11,12 и 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (льготы по снижению пенсионного возраста в связи со специальным стажем, работой на Крайнем Севере, льготы для женщин, родивших пять и более детей, инвалидам Отечественной Войны и.т.п.) и, что назначение пенсии Фросиной Ж.А. с уменьшением возраста на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие Катастрофы на Чернобыльской АЭС, будет незаконным и повлечет за собой излишнее расходование средств федерального бюджета, на восстановление которых источники финансирования не определены – необоснованными, несостоятельными и не относимыми к спорному правоотношению, поскольку в соответствии с п. 3.3 Определения от 11.07.2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации, положения части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которыми к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, направлены на повышенную социальную защиту указанных категорий граждан и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы: отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, к той или иной категории предопределяет лишь вид и объем возмещения вреда и мер социальной поддержки, но не лишает права получить их в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья (имущества) или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.

Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

Следовательно, доводы представителей ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о том, что Фросина Ж.А. не имеет права на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со ссылками на иное специальное законодательство, предусматривающее суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию и указание на то, что удовлетворение исковых требований Фросиной Ж.А. повлечет расходование средств федерального бюджета – не являются и не могут быть основаниями для лишения предусмотренного вышеуказанными положениями законодательства права Фросиной Ж.А. на получение возмещения вреда и мер социальной поддержки в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья или испытанному риску вследствие проживания на радиоактивно зараженной территории, в том числе право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с учетом периодов проживания и (или) работы на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам РФ гарантируется возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Определении от 11.07.2006г. №403-О, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В связи с изложенным суд считает возможным признать за Фросиной Жанеттой Альбертовной ДД.ММ.ГГГГ рождения право на назначение государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определив дату назначения пенсии Фросиной Ж.А. с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. с первого числа месяца, в котором она обратилась к ответчику за назначением такой пенсии.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Фросиной Жанетты Альбертовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, о признании незаконным отказа в назначении пенсии, признании права на досрочное назначение пенсии, обязании назначить досрочную государственную пенсию, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении Фросиной Жанетте Альбертовне государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения.

Признать за Фросиной Жанеттой Альбертовной ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить Фросиной Жанетте Альбертовне ДД.ММ.ГГГГ рождения государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с первого числа месяца, в котором она обратилась за назначением ей такой пенсии.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд, через Богородицкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Санкина Т.Р.