Решение от 17.10.2011 года о признании недвижимой вещи - гидротехнического сооружения, бесхозной, о понуждении к постановке на учет в качестве бесхозной недвижимой вещи гидротехнического сооружения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 года пос. Куркино

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Кишаева А.А.,

при секретаре Сидяковой А.Н.,

с участием

помощника прокурора Куркинского района Тульской области Папрыгина Е.С.,

представителя ответчика администрации МО Сергиевское Куркинский район Тульской области – главы администрации Гольцова Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-1604/2011 по иску прокурора Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Сергиевское Куркинского района Тульской области о признании недвижимой вещи – гидротехнического сооружения, бесхозяйной, о понуждении ответчика к постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи гидротехнического сооружения,

установил:

Прокурор Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Сергеиевское Куркинского района Тульской области указывая, что прокуратурой района совместно со специалистом МРО по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка состояния безопасности гидротехнических сооружений, находящихся на территории <адрес>, в ходе которой установлено, что на территории МО <адрес> имеется гидротехническое сооружение - плотина в <адрес>. Организацией эксплуатирующей данное гидротехническое сооружение (далее по тексту ГТС) являлся СПК «<данные изъяты>», который был ликвидирован по решению учредителей и исключен из списка юридических лиц в ДД.ММ.ГГГГ. ГТС в <адрес> в муниципальную собственность не передавалось, право собственности иных лиц на данное ГТС в ходе прокурорской проверки не установлено, в связи, с чем в настоящее время гидротехническое сооружение является бесхозяйным. В ходе проведенной проверки состояния безопасности ГТС было установлено, плотина в <адрес> имеет проезжий гребень, в нарушение требований ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» ограждение гребня плотины на момент проверки отсутствует. Железобетонные конструкции водосброса, ограждение, мостки разрушены, ограждение водосброса полностью отсутствует. Вследствие выявленных разрушений более детальный осмотр водосброса в ходе обследования был невозможен. Железобетонные конструкции водобоя, рисбермы обрушились, откосы размыты. Гребень плотины частично размыт в верхнем бьефе и почти до середины с левой стороны нижнего бьефа. По результатам проверки специалистом Ростехнадзора сделано заключение, что при прохождении интенсивных осадков и в период весеннего половодья возможен дальнейший размыв гребня плотины. Учитывая, что гребень плотины является проезжим, отсутствие ограждения гребня плотины и водосброса и дальнейшее разрушение гребня плотины может привести к возникновению аварийной ситуации и повлечь за собой материальные потери и человеческие жертвы. Выявленные в ходе проверки ГТС нарушения требований безопасности и фактически статус ГТС как бесхозяйного требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и гибели людей. По результатам проведенной проверки прокурором главе администрации МО Сергиевское было внесено представление об устранении указанных нарушений, однако, до настоящего времени мер по постановке гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного ответчиком не принято. Дальнейшее бездействие со стороны ответчика может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации на территории <адрес> и как следствие материальные потери и человеческие жертвы. Данная ситуация дает прокурору право в соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обратиться с данным заявлением в суд. Просил суд признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда расположенного в <адрес> МО <адрес>, бесхозяйной, признать незаконным бездействие администрации МО Сергиевское Куркинского района, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда расположенного в населенном пункте <адрес> Сергиевского муниципального образования, а также обязать администрацию МО Сергиевское Куркинского района до ДД.ММ.ГГГГ принять меры необходимые для постановки на учет органом осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество гидротехнического сооружения пруда в <адрес> МО <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Куркинского прокурора Тульской области Папрыгин Е.С. заявленные требования в интересах неопределенного круга лиц уточнил, и просил суд: признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда расположенного в <адрес> МО <адрес>, бесхозяйной, и обязать администрацию МО Сергиевское Куркинского района до ДД.ММ.ГГГГ принять меры необходимые для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда в н.п. <адрес>. Прочие исковые требования в настоящем судебном заседании просил не рассматривать.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Сергиевское Куркинского района Тульской области – глава администрации Гольцов Н.Н. подтвердил изложенные в иске обстоятельства, согласился и признал уточненные исковые требования полостью, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ известны и понятны.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Куркинского района Тульской области с учетом их уточнения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с требования ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе и эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Произведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории МО <адрес> имеется гидротехническое сооружение пруда – плотина, расположенное в <адрес>, которая не имеет своего собственника и эксплуатирующую организацию.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается ответчиком, что администрация МО Сергиевское Куркинского района Тульской области до настоящего времени не обратилось в учреждение юстиции по регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии бесхозяйного гидротехнической сооружения на учет, не приняла мер по принятию его в муниципальную собственность.

В настоящее время гидротехническое сооружение находится в неудовлетворительном состоянии, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Как указанно в справке по проверке гидротехнических сооружений, расположенных на территории <адрес>, составленной межрегиональным отделом по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверена русловая земляная плотина у <адрес>, и установлено, что: плотина земляная, гребень плотины проезжий, ограждение гребня плотины на момент проверки отсутствует; длина плотины по гребню <данные изъяты> м., ширина <данные изъяты> м.; водосброс бетонный, железобетонные конструкции водосброса, ограждение, мостки разрушены, ограждение водосброса полностью отсутствует, детальный осмотр водосброса невозможен; гребень плотины частично размыт в верхнем бьефе и почти до середины с левой стороны нижнего бьефа. При прохождении интенсивных осадков и в период весеннего половодья возможен дальнейший размыв гребня плотины. Учитывая, что гребень плотины является проезжим, отсутствие ограждения гребня плотины и водосброса и дальнейшее разрушение гребня плотины может привести к возникновению аварийной ситуации и повлечь за собой материальные потери и человеческие жертвы.

Сложившаяся ситуация с гидротехническим сооружением явилась следствием отсутствия собственника, а также эксплуатирующей организации, которые должны поддерживать сооружение в надлежащем состоянии.

В соответствии с информацией <данные изъяты> ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», у них отсутствуют сведения на объект - гидротехническое сооружение пруда н.п. <адрес>,.

Как следует из сообщения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах, в том числе о постановке на учет указанного гидротехнического сооружения как бесхозяйного имущества в ЕГРП отсутствуют.

Статьей 225 ГК РФ установлено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщить данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопрос об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17,09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

С учетом изложенного, уточненные исковые требования прокурора Куркинского района в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Сергиевское Куркинского <адрес> района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

уточненные исковые требования прокурора Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Сергиевское Куркинского района Тульской области о признании недвижимой вещи – гидротехнического сооружения, бесхозяйной, о понуждении ответчика к постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи гидротехнического сооружения, удовлетворить полностью.

Признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда расположенную в <адрес> МО <адрес>, бесхозяйной.

Обязать администрацию МО Сергиевское Куркинского района до ДД.ММ.ГГГГ принять меры необходимые для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения пруда в н.п. <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Богородицкий районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий