решение от 25.11.2010



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

25 ноября 2010 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Наумкиной О.И.,

с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Юрьевой М.С.,

представителя ответчика муниципального общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шахтерской начальной школы-сада Моториной В.М.,

представителя ответчика администрации МО Богородицкий район по доверенности Булавиной О.В.,

при секретаре Янковской Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шахтерской начальной школе-саду, администрации МО Богородицкий район о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии,

у с т а н о в и л:

Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шахтерской начальной школе-саду (МОУ НОШС), администрации МО Богородицкий район о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии, указывая, что МОУ НОШС имело лицензию на осуществление образовательной деятельности регистрационный № 0415/01826 от 17.06.2005г., срок действия которой закончился 17.06.2010г. В настоящее время ответчик осуществляет свою деятельность при отсутствии соответствующей лицензии, для получения которой необходимо представить в Инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования документы, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 277 от 31.03.2009г. Однако до настоящего времени МОУ НОСШ не имеет заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о пригодности используемого здания и помещений для осуществления образовательного процесса. Меры по исполнению требований органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора не принимаются.

Не проведение мероприятий по лицензированию образовательной деятельности нарушает право несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Богородицкий межрайонный прокурор просил обязать МОУ НОСШ и администрацию МО Богородицкий район Тульской области:

привести в соответствие здание и помещения МОУ НОСШ санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности;

получить заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о соблюдении на объектах соискателя лицензии санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности;

направить в инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования документы, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 277 от 31.03.2009г.

В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Юрьева М.С. заявление поддержала, просила его удовлетворить, пояснив, что с 18.06.2010г. МОУ НОСШ осуществляет образовательную деятельность, не имея лицензии, не принимает меры по исполнению требований органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и Государственной противопожарной службы, чем нарушает права обучающихся детей, нормы действующего законодательства.

Представитель ответчика директор муниципального общеобразовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шахтерской начальной школы-сада Моторина В.М. заявление Богородицкого межрайонного прокурора признала, подтвердила, что МОУ НОСШ на осуществление образовательной деятельности имело лицензию регистрационный № 0415/01826 от 17.06.2005г., срок действия которой закончился 17.06.2010г. Для получения лицензии необходимо получить заключения Роспотребнадзора и Госпожнадзора. В настоящее время в школе выполняются работы по ее подготовке к получению заключений, но из-за недостаточного финансирования выполнить эти работы в короткий срок не представляется возможным.

Представитель ответчика администрации МО Богородицкий район по доверенности Булавина О.В. в судебном заседании заявление Богородицкого межрайонного прокурора признала, не возражала против его удовлетворения.

Выслушав в судебном заседании объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно п. 1.3 Устава МОУ НОСШ учреждение обеспечивает реализацию представленных государством гражданам прав на получение обязательного общего образования.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г. образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные, общеобразовательные, начального профессионального, средне профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, дополнительного образования взрослых, специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительного образования детей, другие, осуществляющие образовательный процесс.

Согласно п. 1.9 Устава МОУ НОСШ право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у Школы с момента выдачи ей лицензии.

В силу ч. 6 и ч. 7 ст. 33 Закона РФ от 01.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», а также п. 17 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства № 196 от 19.03.2001г., п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства № 666 от 12.09.2008г., право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии, представляющей собой специальное разрешение на осуществление образовательной деятельности при соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Лицензия серии А регистрационный № 04115/01826 выдана МОУ НОСШ Департаментом образования Тульской области 17.06.2005г. сроком на 5 лет.

Таким образом, с 18.06.2010г. МОУ НОСШ осуществляет образовательную деятельность без соответствующего разрешения.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 277 от 31.03.2009г. лицензирование образовательной деятельности осуществляет Инспекция Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, которая является органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере образования в Тульской области, действующим на основании Положения, утвержденного Постановлением администрации Тульской области № 830 от 18.12.2008г.

Для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности ее соискатель должен предоставить в лицензирующий орган соответствующие документы, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Как установлено в ходе прокурорской проверки и нашло свое подтверждение в судебном заседании, до настоящего времени МОУ НОСШ не имеет заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о пригодности используемого здания и помещений для осуществления образовательного процесса.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

При изложенных обстоятельствах заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 31Закона РФ от 01.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к компетенции и полномочиям муниципальных районов.

В соответствии с Уставом МОУ НОСШ его учредителем является комитет по образованию администрации МО Богородицкий район.

Согласно п. 3.1 Устава имущество школы находится в собственности МО Богородицкий район и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

В силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованным требование прокурора возложить обязанность по исполнению комплекса мер, направленных на получение МОУ НОСШ лицензии на право осуществления образовательной деятельности, на МОУ НОСШ и на администрацию МО Богородицкий район.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Не проведение мероприятий по лицензированию образовательной деятельности нарушает права несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в связи с чем прокурор вправе был обратиться с вышеуказанным заявлением в суд в защиту неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

заявление Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шахтерской начальной школе-саду, администрации МО Богородицкий район о понуждении проведения мероприятий, направленных на получение лицензии, удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шахтерская начальная школа-сад и администрацию МО Богородицкий район Тульской области:

- привести в соответствие здание и помещения МОУ НОСШ санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности;

- получить заключения органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Государственного пожарного надзора о соблюдении на объектах соискателя лицензии санитарно-эпидемиологических требований и требований пожарной безопасности;

- направить в инспекцию Тульской области по надзору и контролю в сфере образования документы, указанные в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 277 от 31.03.2009г.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья Наумкина О.И.