Решение от 22 ноября 2011 года о признании гидротехнических сооружений бесхозяйными, обязании администрации МО Товарковское принять комплекс мер для регистрации права на недвижимое имущество



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года г. Богородицк Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Потаповой Л.А.,

при секретаре Подшибякиной М.Е.,

с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Квасниковой А.М.,

представителя ответчика администрации МО Товарковское Богородицкого района Тульской области по доверенности Кочетовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богородицкого межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области о признании гидротехнических сооружений бесхозяйными, обязании администрации муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер для регистрации права на недвижимое имущество,

установил:

Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчику в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая, что согласно информации Приокского управления Ростехнадзора органами местного самоуправления не принимается должных мер по сокращению количества бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципальных образований. В связи с чем Богородицкой межрайонной прокуратурой совместно с представителями межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Тульской области от 13 мая 2010 года в части, касающейся проведения работы по уточнению количества и местоположения гидротехнических сооружений и проведения соответствующих работ по исключению чрезвычайных ситуаций, а также их безопасности.

В результате проведенной инвентаризации гидротехнических сооружений, расположенных на территории МО Товарковское Богородицкого района Тульской области было установлено, что часть гидротехнических сооружений находится в неудовлетворительном состоянии и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в зону возможного затопления могут попасть объекты жилого и хозяйственного назначения, в том числе линии электропередач, газопровод, дороги местного значения, что может привести к значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности населения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В ходе совместной проверки, проведенной прокуратурой района, государственным инспектором межрегионального инспектора по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора в лице ФИО3 и государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора в лице ФИО4 и руководителем отдела ГОЧС МП и ООС МО Богородицкий район в лице ФИО5 гидротехнических сооружений, расположенных на территории МО <адрес>, установлено, что на указанной территории имеются следующие гидротехнические сооружения: плотина центральной части пруда <адрес>, плотина центральной части среднего пруда напротив магазина <адрес>; плотина центральной части верхнего пруда (возле кладбища) <адрес>, которые не имеют собственника и эксплуатирующей организации.

Вышеуказанные плотины находятся в неудовлетворительном состоянии. Имеются следующие нарушения: отсутствуют сороудерживающие решетки, плотины почти полностью разрушены, рядом проходит газопровод. В зоне возможного затопления находятся жилые дома.

Согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) данные плотины не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статус указанных сооружений как бесхозяйных, являющихся объектами, создающих повышенную опасность для населения МО Товарковское Богородицкого района Тульской области требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гибели людей.

Администрация МО Товарковское Богородицкого района, владея информацией о бесхозяйных гидротехнических сооружениях не обратилась в учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет, не приняла мер по принятию его в муниципальную собственность.

Согласно ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Принимая во внимание то, что бесхозяйные, неработающие (аварийные) гидротехнические сооружения представляют потенциальную опасность причинения вреда населению, объектам экономики, инженерным коммуникациям при возможных авариях и возникновениях чрезвычайных ситуаций и, учитывая, что администрация муниципального образования Товарковское самоустранилась от решения названной проблемы, прокурор района обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц и интересов государства.

На основании изложенного просил суд:

Признать недвижимую вещь - гидротехнические сооружения: плотину центральной части пруда <адрес>, плотину центральной части среднего пруда напротив магазина <адрес>; плотину центральной части верхнего пруда (возле кладбища) <адрес>, расположенные на территории МО Товарковское Богородицкого района Тульской области, бесхозяйными.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнических сооружений в МО Товарковское Богородицкого района Тульской области.

Обязать администрацию муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнических сооружений в МО Товарковское Богородицкого района Тульской области.

В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Квасникова А.И. заявленные требования в интересах неопределенного круга лиц уточнила, пояснив, что просит суд:

Признать недвижимую вещь - гидротехнические сооружения: плотину центральной части пруда <адрес>, плотину центральной части среднего пруда напротив магазина <адрес>; плотину центральной части верхнего пруда (возле кладбища) <адрес>, расположенные на территории МО Товарковское Богородицкого района Тульской области, бесхозяйными.

Обязать администрацию муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнических сооружений в МО Товарковское Богородицкого района Тульской области.

Требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнических сооружений в МО Товарковское Богородицкого района Тульской области, просила не рассматривать.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Товарковское Богородицкого района Тульской области по доверенности Кочетова Е.А. исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора с учетом их уточнения признала, и не возражала против их удовлетворения.

Представитель третьего лица Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения данного гражданского дела извещался надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица, по основаниям, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора с учетом их уточнения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе и эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В ходе совместной проверки, проведенной прокуратурой района, государственным инспектором межрегионального инспектора по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора в лице ФИО3 и государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора в лице ФИО4 и руководителем отдела ГОЧС МП и ООС МО <адрес> в лице ФИО5 гидротехнических сооружений, расположенных на территории МО Товарковское Богородицкого района Тульской области, установлено, что на указанной территории имеются следующие гидротехнические сооружения: плотина центральной части пруда <адрес>, плотина центральной части среднего пруда напротив магазина <адрес>; плотина центральной части верхнего пруда (возле кладбища) <адрес>, которые не имеют собственника и эксплуатирующей организации.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается ответчиком, что администрация муниципального образования Товарковское Богородицкого района до настоящего времени не обратилась в учреждение юстиции по регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии бесхозяйного гидротехнической сооружения на учет, не приняла мер по принятию его в муниципальную собственность.

В настоящее время гидротехнические сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В соответствии с информацией Богородицкого отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах в г. Богородицке и Богородицком районе, на ГТС, расположенных на территории МО Товарковское Богородицкого района отсутствуют.

Как указанно в акте проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений от ДД.ММ.ГГГГ, проверены ГТС верхнего, среднего и нижнего прудов у н.п. <адрес>. Проверкой установлено, что на территории МО Товарковское в н.п. <адрес> находится ГТС верхнего пруда на руч. Без названия (левый приток р. Уперта, которая в свою очередь является прав. притоком р. Упа). Грунтовая плотина шириной до 30 м почти является прав. притоком р. Упа). Грунтовая плотина шириной до 30 м почти полностью разрушена. Имеется проран шириной до 5 м. Собственник не выявлен. ГТС среднего пруда на р. Кузовка (левый приток р. Уперта, которая в свою очередь является прав. притоком р. Упа) В состав ГТС входит грунтовая плотина длиной 60 м, шириной 8 м, по гребню дорога проезжая, асфальтированная. Водосбросное сооружение трубного типа, 2-х секционный с железобетонной трубой (Диаметром 1, 4 м). Верховой откос осложнен провалом в месте расположения выходного оголовка. Отсутствует сороудерживающая решетка. Наблюдается фильтрация по телу плотины в центре. Собственник не выявлен. Что касается ГТС нижнего пруда на р. Кузовка (левый приток р. Уперта, которая в свою очередь является прав. притоком р. Упа). В состав ГТС входит грунтовая плотина длиной 50 м, шириной 10 м, по гребню дорога проезжая, асфальтированная. Водосборное сооружение трубного типа, 2-х секционный с железобетонной трубой (диаметр 1,2 м). Отсутствует сороудерживающая решетка. В нижнем бъефе проходит газопровод, ЛЭП. Собственник также не выявлен.

Сложившаяся ситуация с гидротехническими сооружениями явилась следствием отсутствия собственника, а также эксплуатирующей организации, которые должны поддерживать сооружение в надлежащем состоянии.

Как следует из сообщений Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах на вышеуказанные объекты недвижимого имущества ГТС <адрес>, в ЕГРП отсутствуют.

В материалах дела имеется копия выписки из реестра муниципальной собственности МО Богородицкий район Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой ГТС: плотина центральной части <адрес>, плотина центральной части среднего пруда напротив магазина <адрес>, плотина центральной части верхнего пруда возле кладбища не являются собственностью МО Богородицкий район Тульской области.

Статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщить данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопрос об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17,09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

С учетом изложенного, уточненные исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Товарковское Богородицкого района Тульской области, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

уточненные в судебном заседании исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области о признании гидротехнических сооружений бесхозяйными, обязании администрации МО Товарковское Богородицкого района принять комплекс мер для регистрации права на недвижимое имущество, удовлетворить.

Признать недвижимую вещь - гидротехнические сооружения: плотину центральной части пруда <адрес>, плотину центральной части среднего пруда напротив магазина <адрес>; плотину центральной части верхнего пруда (возле кладбища) <адрес>, расположенные на территории МО Товарковское Богородицкого района Тульской области, бесхозяйными.

Обязать администрацию муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнических сооружений в МО Товарковское Богородицкого района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Председательствующий

Решение не вступило в законную силу.

Согласовано 25 ноября 2011 года.