РЕШЕНИЕ 22 ноября 2011 года г. Богородицк Богородицкий районный суд Тульский области в составе: председательствующего судьи Санкиной Т.Р., при секретаре Ворониной Ю.В., с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Квасниковой А.И., представителя ответчика администрации муниципального образования Товарковское Богородицкого района по доверенности Кочетовой Е.А., представителя третьего лица администрации МО Богородицкий район по доверенности Клименко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1959-2011 по иску Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Товарковское Богородицкого района о признании гидротехнического сооружения бесхозяйным, установил: Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением по вышеизложенному основанию, указывая, что согласно информации Приокского управления Ростехнадзора органами местного самоуправления не принимается должных мер по сокращению количества бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципальных образований. Богородицкой межрайонной прокуратурой совместно с представителями межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся проведения работы по уточнению количества и местоположения гидротехнических сооружений, и проведения соответствующих работ по исключению чрезвычайных ситуаций, а также их безопасности. В результате проведенной инвентаризации гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области, было установлено, что часть гидротехнических сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии и, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в зону возможного затопления могут попасть объекты жилого и хозяйственного назначения, в том числе линии электропередач, газопровод, дороги местного значения, что может привести к значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности населения. Проверкой установлено, что на территории муниципального образования Товарковское Богородицкого района, Тульской области имеется гидротехническое сооружение плотина <адрес> (сл. <адрес> которое не имеет своего собственника и эксплуатирующую организацию. Состояние вышеуказанной плотины неудовлетворительное, а именно: отсутствует сороудерживающая решетка, имеются просадки по гребню плотины, в нижнем бьефе располагается газопровод, рисберма железобетонного водосброса разрушена. В зоне возможного затопления находятся жилые дома. Согласно данным Управления Росреестра по Тульской области данная плотина не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Статус указанного сооружения как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гибели людей. Администрация муниципального образования Товарковское Богородицкого района, владея информацией о бесхозяйном гидротехническом сооружении - плотина <адрес> (сл. <адрес>) не обратилось в учреждение юстиции по регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет, не приняла мер по принятию его в муниципальную собственность. Отсутствие собственника, а также эксплуатирующей организации при определенных условиях может привести к чрезвычайным ситуациям. На основании изложенного, Богородицкий межрайонный прокурор просит: признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение плотина <адрес> (сл. <адрес>), расположенную на территории муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области, бесхозяйной; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения - плотины <адрес> (сл. <адрес> <адрес> в <адрес>; обязать администрацию муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения плотины в <адрес> (сл. <адрес>), расположенной в <адрес>. В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Квасникова А.И. требования Богородицкого межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО Товарковское Богородицкого района, выразившееся в самоустранении от работы по постановке на учет гидротехнического сооружения, не поддержала и просила в настоящем судебном заседании не рассматривать, пояснив, что администрацией МО Товарковское предпринимались действия, направленные на выявление собственника указанного недвижимого имущества, и сбору документов. Прочие исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, указав, что необходимо осуществить государственную регистрацию данного сооружения, поскольку для его поддержания в надлежащем состоянии, ремонта, необходимы денежные средства, которые могут быть выделены в том случае, если у этого гидросооружения будет собственник. Просила суд: признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение плотина <адрес> (сл. <адрес> расположенную на территории муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области, бесхозяйной; обязать администрацию муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения плотины в <адрес> (сл. <адрес> расположенной на территории муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области. Представитель ответчика администрации муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области по доверенности Кочетова Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований Богородицкого межрайонного прокурор, просила рассмотреть настоящее гражданское дело в соответствии с требованиями действующего законодательства. Представитель третьего лица Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с указанием, что требования Богородицкого межрайонного прокурора поддерживает. Представитель 3-го лица администрации МО Богородицкий район по доверенности Клименко Л.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований Богородицкого межрайонного прокурора, с ними согласилась. При этом пояснила, что плотина в с. <адрес> (сл. <адрес> не является собственностью МО Богородицкий район. Суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя 3-го лица Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, по основаниям, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Богородицкой межрайонной прокуратурой совместно с представителями межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся проведения работы по уточнению количества и местоположения гидротехнических сооружений, и проведения соответствующих работ по исключению чрезвычайных ситуаций, а также их безопасности. В силу требования ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. В результате проведенной инвентаризации гидротехнических сооружений, расположенных на территории муниципального образования Товарковское Богородицкого района, было установлено, что часть гидротехнических сооружений находятся в неудовлетворительном состоянии и, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в зону возможного затопления могут попасть объекты жилого и хозяйственного назначения, в том числе линии электропередач, газопровод, дороги местного значения, что может привести к значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности населения. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Проверкой установлено, что на территории муниципального образования <адрес> имеется гидротехническое сооружение - плотина <адрес> (сл. <адрес> которая не имеет своего собственника и эксплуатирующую организацию. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ на территории МО Товарковское в <адрес> слобода находится <данные изъяты> пруда на <адрес>. В состав <данные изъяты> входит грунтовая плотина (<адрес>) длиной <данные изъяты>, шириной <данные изъяты> <данные изъяты>х секционный железобетонный водосброс. Отсутствует сороудерживающая решетка, имеются просадки по гребню плотины. В нижнем бьефе располагаются газопровод, <данные изъяты>, часть жилого сектора <адрес>. Рисберма железобетонного водосброса разрушена. Собственник не выявлен. Согласно письма администрации МО Товарковское Богородицкого района от ДД.ММ.ГГГГ была проведена работа по уточнению количества и местонахождения гидротехнических сооружений, расположенных на территории МО Товарковское Богородицкого района. В перечень указанных <данные изъяты> вошла так же плотина <адрес> (сл. <адрес> Право собственности на указанное <данные изъяты> не зарегистрировано. При формировании бюджета на ДД.ММ.ГГГГ планируется предусмотреть средства для регистрации права собственности на <данные изъяты> По сведению Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области №, указанная плотина в реестре федерального имущества по Тульской области не числится. В соответствии с письмом департамента имущественных и земельных отношений Тульской области №, плотины в <адрес> (сл. <адрес>) в реестре имущества Тульской области нет. По данным Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Тульский филиал, Богородицкое отделение № от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о недвижимом имуществе и зарегистрированных на него правах – ГТС, расположенных на территории МО Товарковское Богородицкого района, отсутствуют. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности МО Богородицкий район № от ДД.ММ.ГГГГ, плотина <адрес> (сл. <адрес>) не является собственностью МО Богородицкий район. Статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения. В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17,09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. С учетом изложенного, уточненные исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Товарковское Богородицкого района Тульской области, подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение плотина <адрес> (сл. <адрес> расположенную на территории муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области, бесхозяйной; обязать администрацию муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения плотины в <адрес> (сл. <адрес>), расположенной на территории муниципального образования Товарковское Богородицкого района Тульской области. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда. Судья Санкина Т.Р.
Именем Российской Федерации
установлено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.