Решение от 27.12.2011 года об обязании принятия мер по регистрации права собственности на недвижимое имущество



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 года пос. Куркино

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Кишаева А.А.,

при секретаре Сидяковой А.Н.,

с участием

заместителя прокурора Куркинского района Тульской области Ершовой Т.В.,

представителя ответчика администрации МО Куркинский район Тульской области по доверенности Крыловой Л.А.,

представителя третьего лица комитета образования администрации МО Куркинский район Тульской области по доверенности Седышевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2252/2011 по иску прокурора Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Куркинский район Тульской области об обязании принятия мер по регистрации права собственности на недвижимое имущество,

установил:

Прокурор Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что в ходе проверки исполнения законодательства регулирующего использование муниципального имущества были выявлены нарушения действующего законодательства в деятельности администрации МО Куркинский район, которая является учредителем МДОУ «Самарский детский сад». В соответствии со ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» по договору без номера от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за МДОУ «Самарский детский сад» администрацией МО Куркинский район в оперативное управление образовательного учреждения передано муниципальное имущество, в числе которого объект недвижимости - здание детского сада. Установлено, что данный договор был заключен в июле 1999 года, т.е. после вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г., в связи с чем право оперативного управления зданием переданным образовательному учреждению подлежит государственной регистрации. Также установлено, что государственная регистрация права муниципальной собственности на объект недвижимости – указанное здание детского сада, переданное в оперативное управление не проводилась. Неисполнение администрацией МО Куркинский район требований законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - здание, переданное МДОУ «Самарский детский сад» делает невозможным регистрацию образовательным учреждением своего права оперативного управления данным объектом недвижимости, что в свою очередь влечет невозможность для образовательного учреждения подтвердить законность владения и распоряжения переданным ему зданием.

Исходя из положений пунктов 8, 10 «Положения о лицензировании образовательной деятельности» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277, отсутствие правовых оснований для использования здания влечет отказ образовательному учреждению в выдаче лицензии.

Неисполнение администрацией МО Куркинский район требований законодательства о регистрации права собственности на недвижимое имущество в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав не только создает препятствия для исполнения образовательным учреждением МДОУ «Самарский детский сад» требований действующего законодательства при осуществлении образовательной деятельности, но и может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - обучающихся и работающих в данном образовательном учреждении, так как в соответствии с приведенными выше нормами закона при отсутствии необходимых правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, лицензирующий орган вправе отказать в выдаче лицензии, либо аннулировать лицензию, что влечет за собой не только приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации данного образовательного учреждения, либо лишение образовательного учреждения государственной аккредитации и невозможность получения выпускниками школы государственного документа о соответствующем уровне образования, но и прекращение деятельности образовательного учреждения в целом. Просил суд обязать администрацию МО Куркинский район обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о регистрации права собственности на здание детского сада МДОУ «Самарский детский сад».

В судебном заседании заместитель прокурора Куркинского района Тульской области Ершова Т.В. изложенные в иске обстоятельства подтвердила, заявленные требования поддержала, уточнила их и просила суд обязать администрацию МО Куркинский район обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о регистрации права собственности на здание детского сада МДОУ «Самарский детский сад» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Куркинский район Тульской области по доверенности Крылова Л.А. с уточненными исковыми требованиями согласилась, признала их в полном объеме, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

В судебном заседании представитель третьего лица комитета образования администрации МО Куркинский район Тульской области по доверенности Седышева М.В. также согласилась с уточненными требованиями прокурора, не возражала против удовлетворения этих требований.

Представитель третьего лица МДОУ «Самарский детский сад» надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело без их участия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Куркинского района Тульской области с учетом их уточнения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из Устава МДОУ «Самарский детский сад», утвержденного постановлением главы МО Куркинский район от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что администрация МО Куркинский район является учредителем МДОУ «Самарский детский сад».

В силу ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Договором без номера от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за МДОУ «Самарский детский сад» администрацией МО Куркинский район в оперативное управление образовательного учреждения передано муниципальное имущество, в числе которого объект недвижимости - здание детского сада, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и др.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что в договоре о закреплении за МДОУ «Самарский детский сад» от ДД.ММ.ГГГГ имущества на праве оперативного управления, отсутствует отметка о государственной регистрации прав по данному договору, в связи, с чем суд приходит к выводу об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах по данному договору, что также подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за .

В силу ч. 6 ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которому, настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие, вышеуказанный договор о закреплении за МДОУ «Самарский детский сад» без номера от ДД.ММ.ГГГГ имущества на праве оперативного управления подлежит государственной регистрации.

Кроме того, из данных уведомлений также следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о праве собственности на здание детского сада МДОУ «Самарский детский сад».

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что администрация МО Куркинский район Тульской области фактически обладает правами пользования, владения и распоряжения, то есть является правообладателем здания детского сада МДОУ «Самарский детский сад», расположенное по адресу: <адрес>.

Отсутствие у администрации МО Куркинский район Тульской области зарегистрированного права собственности на здание школы в соответствии с действующим законодательством делает невозможным регистрацию образовательным учреждением своего права оперативного управления данным объектом недвижимости, поскольку в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» единственным доказательством существования зарегистрированного права является его государственная регистрация.

Из положений ч. 1 и ч. 2 ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 года N3266-1 (в ред. от 03.12.2011 года) «Об образовании» следует, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

В соответствии с п. 8 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года N 174, для получения лицензии или переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании», соискатель лицензии или лицензиат представляют в лицензирующий орган заполненное по установленной форме заявление, к которому прилагаются следующие документы, в том числе копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам.

В письме от 16.03.2010 года №01-43/11-01 об отдельных вопросах, связанных с применением положения о лицензировании образовательной деятельности, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обращает внимание на то, что документами, свидетельствующими о наличии законного основания для использования объектов недвижимости, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности, является в том числе, свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления. Кроме того, если в рамках контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган выявит нарушение в части используемых в образовательном процессе объектов недвижимости, лицензирующий орган выдает предписание, неисполнение которого является основанием для приостановления действия лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствие у администрации МО Куркинский район Тульской области зарегистрированного права собственности на здание школы в соответствии с действующим законодательством не только создает препятствия для исполнения образовательным учреждением МДОУ «Самарский детский сад» требований действующего законодательства при осуществлении образовательной деятельности, но и может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - обучающихся и работающих в данном образовательном учреждении, так как в соответствии с приведенными выше нормами закона при отсутствии необходимых документов на недвижимое имущество, лицензирующий орган вправе отказать в выдаче либо переоформлении лицензии, что влечет за собой не только приостановление деятельности данного образовательного учреждения, либо лишение образовательного учреждения государственной аккредитации и невозможность получения выпускниками школы государственного документа о соответствующем уровне образования, но и прекращение деятельности образовательного учреждения в целом.

В соответствии с положениями ст. 39 ГПК РФ, содержащими перечень распорядительных действий сторон в судебном заседании, ответчик вправе признать иск.

Частью 2 ст. 39 ГПК РФ установлено, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Анализируя вышеуказанные нормы действующего законодательства, при установленных в судебном заседании обстоятельствах, а также принимая во внимание, что представителем ответчика администрации МО Куркинский район Тульской области по доверенности Крыловой Л.А. не оспаривались обстоятельства, изложенные истцом в ходе судебного заседания, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных и поддержанных прокурором Куркинского района Тульской области исковых требований по настоящему делу, и считает что признание иска представителем ответчика не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем подлежит принятию судом.

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

уточненные исковые требования прокурора Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Куркинский район Тульской области об обязании принятия мер по регистрации права собственности на недвижимое имущество, удовлетворить полностью.

Обязать администрацию МО Куркинский район Тульской области обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о регистрации права собственности на здание детского сада МДОУ «Самарский детский сад» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий