РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 февраля 2012 года г. Богородицк Богородицкий районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Рязанцева А.Б., при секретаре Саломасовой И.Ю., с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Шутовой О.В., представителя ответчика МО Богородицкий район по доверенности Булавиной О.В., представителей ответчика Комитета по образованию администрации МО Богородицкий район по доверенности Мухиной Т.А., Савосиной Г.М., директора МОУ СОШ №3 Стукалова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-168/2012 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области, Комитету по образованию администрации МО Богородицкий район о понуждении произвести ремонтные работы, установил: Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд по изложенным основаниям, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой, в связи с многочисленными обращениями родителей учащихся, проведена проверка исполнения законодательства о создании здоровых и безопасных условий обучения несовершеннолетних, в процессе которой установлено, что в связи с низким температурным режимом в помещениях, приказом директора МОБУ СОШ № 3 от 23.01.2012 №41 учебные занятия для учащихся 1-11 классов сокращены до 20 минут. В ходе выборочного измерения микроклимата в помещениях МОБУ СОШ № 3 установлено, что температура воздуха составляет: в помещении кабинета № 1 - 14 0С, в кабинете №2 – 9 0С; в кабинете №3 – 14 0С; в кабинете №5 – 17 0С; в кабинете №6 – 140С; в кабинете №7 - 130С; в кабинете №8 – 14 0С; в кабинете №9 – 16,5 0С; в кабинете №10 – 13 0С; в кабинете №11 – 10 0С; в кабинете №12 – 14 0С; в кабинете №13 – 14 0С; в кабинете №14 – от 17 0С; в кабинете №16 – 14,50С; в кабинете №17 – 14 0С. Также установлено, что в кабинетах №1,2,3,7,8,10,11,12,14,16 состояние окон не удовлетворяет требованиям по показателям сопротивления теплопередаче, воздухопроницаемости притворов, остекление выполнено из нецельного стеклополотна. В окнах нарушены геометрические размеры, повлекшие отклонение от прямолинейности створок, образование щелей и неплотностей примыкания, что отрицательно влияет на показатели воздухопроницаемости, сопротивления теплопередаче. В соответствии с требованиями п. 5.3.1. Межгосударственного стандарта ГОСТ 24700-99 «Блоки оконные деревянные со стеклопакетами. Технические условия», введенного в действие Постановлением Госстроя РФ от 06.05.2000 № 40 и п. 5.3.1. Межгосударственного стандарта ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 06.05.2000 №41 долговечность, условных лет эксплуатации стелопакетов не менее 10(20), уплотняющих прокладок 5(10). Согласно техническому паспорту здание МОБУ СОШ № 3 построено в 1973 году. За время эксплуатации здания оконные блоки не менялись ни разу. Отклонение от прямолинейности кромок деталей рамочных элементов и провисание закрывающих элементов (форточек, створок) превышает допустимые показатели и состояние оконных блоков не обеспечивает нормальные условия микроклимата и здоровые условия обучения учащихся. На основании изложенного прокурор просит суд обязать администрацию МО Богородицкий район и комитет по образованию администрации МО Богородицкий район произвести ремонтные работы в помещениях муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №3 по замене деревянных оконных блоков в учебных кабинетах. В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Шутова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что неисполнение санитарно-эпидемиологических требований и ненадлежащее финансирование мероприятий, связанных с улучшением содержания помещений, препятствует созданию в образовательном учреждении здоровых и безопасных условий обучения несовершеннолетних. Представитель ответчика администрации МО Богородицкий район по доверенности Булавина О.В. и представители ответчика Комитета пол образованию администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Мухина Т.А. и Савосина Г.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований Богородицкого межрайонного прокурора, пояснив, что МОУ СОШ №3 единственная школа из района, которая сделала заявку на ремонт, поэтому денежные средства заложены в бюджет района на 2012 год. Директор МОУ СОШ №3 Стукалов А.А. пояснил, что по программе модернизации школе выделяют 200000 рублей и на эту сумму будет возможным заменить 8 оконных блоков в классных комнатах школы, решение просил вынести в соответствии с законом. Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, находит уточненное заявление Богородицкого межрайонного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Одной из задач законодательства Российской Федерации в области образования, согласно ст. 4 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон РФ «Об образовании») является обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование. Статьей 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено требование об обеспечении в учебных заведениях условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся и воспитанников. В статье 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.1993 № 5487-I указано, что в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. Положения п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» возлагают на дошкольные и другие образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, обязанности по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе по организации их питания, и выполнению требований санитарного законодательства. В соответствии с требованиями п. 6.2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24 0С; в спортзале, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20-14 0С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20-22 0С, душевых – 25 0С. В соответствии с п.6.10 СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводится немедленно. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают иные вопросы местного значения. К вопросам местного значения муниципального района п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит в том числе, организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Статья 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования также относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. В соответствии с уставом МОБУ СОШ №3, утвержденного председателем комитета по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район, учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является муниципальное образование Богородицкий район. Функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования Богородицкий район осуществляет комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район. В соответствии со ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В материалах дела имеется выписка из приказа №41 от 23 января 2012 года, согласно которой в связи с низкой температурой воздуха в классных комнатах (150С -160С) сокращена продолжительность уроков до 20 минут. Комиссией в составе помощника Богородицкого межрайонного прокурора Шутовой О.В., директора МОУ СОШ №3 Стукалова А.А. 25 января 2012 года проведены измерения микроклимата в помещениях МОУ СОШ №3. В ходе выборочного измерения микроклимата установлено, что температура воздуха составляет: № 1 - 15 0С, в кабинете №2 – 12 0С; в кабинете №3 – 15 0С; в кабинете №5 – 18 0С; в кабинете №6 – 150С; в кабинете №7 - 150С; в кабинете №8 – 16 0С; в кабинете №9 – 19 0С; в кабинете №10 – 15 0С; в кабинете №11 – 10 0С; в кабинете №12 – 14 0С; в кабинете №13 – 15 0С; в кабинете №14 – от 17 0С; в кабинете №16 – 15,50С; в кабинете №17 – 15 0С. В кабинетах №1,2,3,7,8,10,11,12,14,16 состояние окон не удовлетворяет требованиям по показателям сопротивления теплопередаче, воздухопроницаемости притворов, остекление выполнено из не цельного стеклополотна, нарушены геометрические размеры, повлекшие образование щелей и неплотностей примыкания, что подтверждается актом соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства от 25 января 2012 года. Таким образом, ненадлежащее финансирование администрацией МО Богородицкий район Тульской области мероприятий, связанных с улучшением содержания помещений муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №3, препятствует созданию в образовательном учреждении здоровых и безопасных условий обучения несовершеннолетних, в связи с чем, требования Богородицкого межрайонного прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район и комитет по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район произвести ремонтные работы по замене 8 деревянных оконных блоков в спортзале, и деревянных оконных блоков в учебных кабинетах № 1,2,4,7,8,9,10,11,12,15 здании муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №3 расположенном по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд. Председательствующий