решение от 22.02.2012г. о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости, признании права на назначение трудовой пенсии по старости, назначении трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2012 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Санкиной Т.Р.

при секретаре Ворониной Ю.В.,

с участием истца Кочетыгова М.И.

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Старикова Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-186-2012 по
иску Кочетыгова Михаила Ивановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости, признании права на назначение трудовой пенсии по старости, назначении трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию,

у с т а н о в и л:

истец Кочетыгов М.И. обратился в суд с иском к ответчику по изложенным основаниям, указывая, что 30.12.2011г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 7 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии Управления от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за работу (проживание) в различных зонах радиоактивного загрязнения, с указанием, что право на пенсию по старости он приобретет по достижении возраста <данные изъяты> лет, с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. имеет право на снижение возраста выхода на пенсию на 4 года за работу в зоне проживания с правом на отселение.

С решением ответчика он не согласен по следующим основаниям.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в <адрес>, относившегося к зоне проживания с правом на отселение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в <адрес> в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, однако в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в колхозе им. <данные изъяты> расположенном в <адрес>, отнесенном к зоне проживания с правом на отселение. При суммировании величин уменьшения его пенсионного возраста за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения, по состоянию на дату достижении им возраста <данные изъяты> лет, их величина составляет более 5 лет, однако максимальное снижение пенсионного возраста по этим основаниям не может превышать 5 лет.

Таким образом, право на назначение трудовой пенсии по старости он приобрел по достижении возраста <данные изъяты> лет, с ДД.ММ.ГГГГ, со снижением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения.

На основании изложенного просил суд:

Признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении ему трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения, незаконным.

Признать за ним, Кочетыговым Михаилом Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить ему, Кочетыгову Михаилу Ивановичу, ДД.ММ.ГГГГ рождения, трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента возникновения права на такую пенсию.

Истец Кочетыгов М.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что в связи с проживанием и работой в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС он приобрел право на снижение возраста выхода на пенсию по этим основаниям на 5 лет, т.е. право на назначение трудовой пенсии по старости возникло у него по достижении возраста 55 лет, с ДД.ММ.ГГГГ Поскольку он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на 5 лет за работу и проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, еще ДД.ММ.ГГГГ, трудовая пенсия по старости должна быть ему назначена с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. со дня возникновения у него права на такую пенсию.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он достиг возраста 55 лет и у него имелся страховой стаж требуемой продолжительности.

С решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, он не согласен.

На основании изложенного, просил суд:

признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении Кочетыгову Михаилу Ивановичу трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения;

признать за ним, Кочетыговым Михаилом Ивановичем ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения;

обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить ему, Кочетыгову Михаилу Ивановичу ДД.ММ.ГГГГ рождения, трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения, с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. со дня возникновения у него права на такую пенсию.

в зоне с льготныс социально-экономическим статусом мне выдано Удастоверение серия от ДД.ММ.ГГГГ, в коПредставитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Стариков Н.Ю. возражал против удовлетворения всех исковых требований Кочетыгова М.И., просил в удовлетворении иска отказать, и пояснил, что в своем Определении от 11.07.2006 № 403-О Конституционный Суд Российской Федерации определил, что Положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Тем не менее, право на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию предоставлено только гражданам, которые относятся одновременно к двум и более категориям в соответствии со ст. 30-37 Закона от 15.05.1991г. и ст. 11,12 и 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Истец не относится к категориям граждан, которым установлена пенсия на льготных основаниях, предусмотренных ст. 11,12 и 14 Закона от 20.11.1990г.

Законом от 15.05.1991г. не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37, т. е. одновременное снижение возраста за проживание и (или) работу на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, право на снижение пенсионного возраста Кочетыгов М.И. приобретет по достижении возраста 56 лет, поскольку у него отсутствует период проживания (работы) на территории зоны проживания с правом на отселение требуемой продолжительности. Таким образом, пенсионный возраст истца должен быть снижен на 4 года за работу (проживание) в зоне проживания с правом на отселение.

Полагает, что назначение истцу пенсии с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет повлечет за собой излишнее расходование средств федерального бюджета, источники на восстановление которых не определены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статьи 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В пункте 8 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статьи 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В пункте 7 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Согласно примечанию к ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина – определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.

Согласно справке администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , копия которой имеется в материалах дела, Кочетыгов Михаил Иванович с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Согласно паспорту копия которого имеется в материалах дела, Кочетыгов Михаил Иванович ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован в <адрес>.

Как следует из записей трудовой книжки колхозника , копия которой имеется в материалах дела, ДД.ММ.ГГГГ Кочетыгов М.И. был принят на работу в колхоз им. <данные изъяты> где и работал до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен в порядке перевода в <данные изъяты>

Решением от ДД.ММ.ГГГГ колхоз <данные изъяты> был реорганизован в <данные изъяты>

Согласно справке администрации МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ , колхоз им. <данные изъяты> функционировал на загрязненной территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ преобразован в народное предприятие «<данные изъяты> которое с ДД.ММ.ГГГГ преобразовано в <данные изъяты> Данные предприятия располагались на землях <адрес>, д. <адрес>, <адрес> мир <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ -р территория населенных пунктов <адрес>, д. <адрес>, <адрес> мир <адрес> были включены в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 5-15 Ки/ кв.км. и, в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отнесены к зоне проживания с правом на отселение, территория населенного пункта г. Богородицк Тульской области включена в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/ кв.км. и, в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, населенные пункты <адрес>, <адрес>, <адрес> мир <адрес>, а так же <адрес> включены в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/ кв.км. и в соответствии со ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства по делу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован и проживал в <адрес> в зоне проживания с правом на отселение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в <данные изъяты>, который, в последствии, был реорганизован в <данные изъяты> располагавшемся на землях <адрес>, <адрес> мир <адрес> в зоне проживания с правом на отселение. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (по состоянию на дату обращения за назначением трудовой пенсии по старости) истец зарегистрирован и проживает в <адрес> на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, в т.ч. материалами отказного пенсионного дела истца, обозренного в судебном заседании, и не оспариваются.

Указанные обстоятельства, равно как и то, что истец на момент аварии на Чернобыльской АЭС проживал и работал в зоне проживания с правом на отселение, затем на протяжении 7 полных лет работал на территории зоны проживания с правом на отселение, и затем на протяжении 17 полных лет проживал и работал в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ответчиком не оспаривались.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживал, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работал в зоне проживания с правом на отселение и в силу положений п. 7 ст. 13, ст. 33, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, он имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину 2 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение, т. е. еще на 2 года, а всего на 4 года.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на дату обращения к ответчику за назначением пенсии) истец проживал (работал) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (г. Богородицк Тульской области) и в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, за указанный период, он имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а всего на 3 года, с учетом положений ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу норм ст. 33 и 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15.05.1991г., максимальное снижение пенсионного возраста по этим основаниям не может превышать 5 лет.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, ДД.ММ.ГГГГ истец Кочетыгов М.И. обратился в УПФР в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении ему пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет в соответствии со ст. 33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как следует из протокола заседания Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по рассмотрению вопросов реализации прав граждан на пенсию, денежную выплату, государственное софинансирование пенсионных накоплений и вопросов, связанных с выплатой средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, от ДД.ММ.ГГГГ, , согласно представленных документов заявитель в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в колхозе им. <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты>», расположенном в <адрес>.

На основании изложенного был сделан вывод о том, что снизить возраст выхода на пенсию Кочетыгову М.И. на 5 лет за работу (проживание) в зоне с правом на отселение, не представляется возможным. Заявитель приобретет право на пенсию по старости по достижении возраста 56 лет в соответствии с пп.6 п.1 ст. 10 Закона №166-ФЗ от 15.12.2001г., с уменьшением возраста на 4 года за работу в зоне проживания с правом на отселение, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Решением от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам рассмотрения заявления истца по вопросу назначения пенсии, отказывая ему в назначении пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области исходило из того, что у истца по представленным документам отсутствует право на снижение возраста, установленного ст. 7 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 5 лет, с учетом проживания (работы) в зоне с правом на отселение в соответствии со ст. 33 Закона от 15.05.1991г. №1244-1, с указанием, что заявитель приобретет право на назначение трудовой пенсии по старости по достижении возраста 56 лет в соответствии с пп.6 п.1 ст. 10 Закона №166-ФЗ от 15.12.2001г. – 03.01.2013г. со снижением возраста выхода на пенсию на 4 года за работу в зоне проживания с правом на отселение.

С ранее указанными доводами УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области суд согласиться не может, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года №8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

По смыслу Определения от 11.07.2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения возраста выхода на пенсию истца за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на дату достижения им возраста 55 лет, т. е. на 03.01.2012г. общая их величина составляет 7 лет.

В силу норм ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года с учетом периодов проживания и работы в различных зонах радиоактивного загрязнения, законодательно установлено, что максимальное снижение пенсионного возраста не может превышать 5 лет.

В соответствии с положениями ст. 28.1 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

На момент обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии, а равно на момент достижения им возраста 55 лет, у Кочетыгова М.И. имелся необходимый страховой стаж требуемой продолжительности, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, а так же в трудовой книжке колхозника, копии которых имеются в материалах дела, и не оспаривается.

Исходя из положений приведенных выше норм права, а также с учетом вышеуказанных периодов проживания (работы) Кочетыгова М.И. в различных зонах радиоактивного загрязнения он имеет право на снижение пенсионного возраста по этим основаниям на 5 лет, таким образом, право выхода на пенсию Кочетыгов М.И., приобрел по достижении им возраста 55 лет.

В соответствии с п.1 и 2 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Анализ указанной нормы данного Закона позволяет суду сделать вывод о том, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, то есть носит заявительный характер.

Учитывая, что право выхода на пенсию у Кочетыгова М.И. возникло по достижении возраста 55 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, однако он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 33 и 34 Закона РФ , еще ДД.ММ.ГГГГ, суд, в силу ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года, приходит к выводу о том, что трудовая пенсия по старости Кочетыгову М.И. должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня возникновения у него права на такую пенсию.

Суд находит ссылки и доводы представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о том, что право на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию предоставлено только тем гражданам, которые относятся одновременно к двум и более категориям в соответствии со статьями 30-37 Закона №1244-1 от 15.05.1991 года и статьями 11,12 и 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (льготы по снижению пенсионного возраста в связи со специальным стажем, работой на Крайнем Севере, льготы для женщин, родивших пять и более детей, инвалидам Отечественной Войны и.т.п.) и, что назначение пенсии Кочетыгову М.И. с уменьшением возраста на 5 лет за работу (проживание) в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие Катастрофы на Чернобыльской АЭС, будет незаконным и повлечет за собой излишнее расходование средств федерального бюджета, на восстановление которых источники финансирования не определены – необоснованными, несостоятельными и не относимыми к спорному правоотношению, поскольку в соответствии с п. 3.3 Определения от 11.07.2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации, положения части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которыми к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, направлены на повышенную социальную защиту указанных категорий граждан и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы: отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, к той или иной категории предопределяет лишь вид и объем возмещения вреда и мер социальной поддержки, но не лишает права получить их в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья (имущества) или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.

Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

Следовательно, доводы представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о том, что Кочетыгов М.И. не имеет права на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со ссылками на иное специальное законодательство, предусматривающее суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию и указание на то, что удовлетворение исковых требований Кочетыгова М.И. повлечет расходование средств федерального бюджета – не являются и не могут быть основаниями для лишения предусмотренного вышеуказанными положениями законодательства права Кочетыгова М.И. на получение возмещения вреда и мер социальной поддержки в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья или испытанному риску вследствие проживания на радиоактивно зараженной территории, в том числе право на назначение пенсии на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с учетом периодов проживания и работы на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам РФ гарантируется возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Определении от 11.07.2006г. №403-О, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В связи с изложенным суд считает возможным признать за Кочетыговым Михаилом Ивановичем ДД.ММ.ГГГГ рождения право на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за работу и проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определив дату назначения пенсии Кочетыгову М.И. с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. со дня возникновения у него права на такую пенсию.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Кочетыгова Михаила Ивановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии по старости, признании права на назначение трудовой пенсии по старости, назначении трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении Кочетыгову Михаилу Ивановичу трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения.

Признать за Кочетыговым Михаилом Ивановичем ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить Кочетыгову Михаилу Ивановичу ДД.ММ.ГГГГ рождения, трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание и работу в различных зонах радиоактивного загрязнения, с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. со дня возникновения у него права на такую пенсию.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд, через Богородицкий районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья Санкина Т.Р.