решение от 15.12.2010



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

15 декабря 2010 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Наумкиной О.И.,

при секретаре Янковской Н.С.,

с участием старшего помощника Богородицкого межрайонного прокурора Сапронова В.А.,

представителя ответчика и.о. главы администрации муниципального образования Бегичевское Богородицкого района Тульской области Мурашова Г.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Бегичевское Богородицкого района Тульской области о признании недвижимой вещи бесхозяйной, о признании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования Бегичевское Богородицкого района незаконным и понуждении к определенным действиям,

у с т а н о в и л:

Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Бегичевское Богородицкого района Тульской области о признании недвижимой вещи бесхозяйной, о признании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования Бегичевское Богородицкого района незаконным и понуждении к определенным действиям, указывая, что согласно решению коллегии прокуратуры Тульской области от 28 октября 2010 года «О состоянии прокурорского надзора за исполнением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений» Богородицкой межрайонной прокуратурой совместно с представителями межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка по исполнению органами местного самоуправления решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Тульской области от 13.05.2010 года в части касающейся проведения работы по уточнению количества и местоположения гидротехнических сооружений, и проведения соответствующих работ по исключению чрезвычайных ситуаций, а также их безопасности.

Проверкой установлено, что на территории муниципального образования Бегичевское Богородицкого района Тульской области имеется гидротехническое сооружение - плотина у населенного пункта д. Балахна, которая не имеет своего собственника и эксплуатирующую организацию.

Данная плотина не состоит на техническом учете в Богородицком отделе БТИ, и по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по Тульской области) не зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статус указанного сооружения как бесхозяйного, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения муниципального образования Бегичевское Богородицкого района и в частности для жителей д. Балахна требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гибели людей.

В настоящее время гидротехническое сооружение находится в предаварийном состоянии, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Просил признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда в населенном пункте д. Балахна Богородицкого района Тульской области, расположенную на территории муниципального образования Бегичевское Богородицкого района Тульской области, бесхозяйной; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бегичевское, Богородицкого района Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения в населенном пункте в д. Балахна Богородицкого района Тульской области; обязать администрацию муниципального образования Бегичевское Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения в населенном пункте в д. Балахна Богородицкого района Тульской области.

В судебном заседании ст. помощник Богородицкого межрайонного прокурора Сапронов В.А. требования Богородицкого межрайонного прокурора уточнил, просил признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда в населенном пункте д. Балахна Богородицкого района Тульской области, расположенную на территории муниципального образования Бегичевское Богородицкого района Тульской области, бесхозяйной и обязать администрацию муниципального образования Бегичевское Богородицкого района Тульской области принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения в населенном пункте в д. Балахна Богородицкого района Тульской области.

Представитель ответчика администрации МО Бегичевское Богородицкого района Мурашов Г.Ю. с уточненными требованиями Богородицкого межрайонного прокурора согласился.

Представитель третьего лица Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора поддерживает.

Выслушав в судебном заседании объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с требования ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Судом установлено, что в населенном пункте д. Балахна Богородицкого района расположено гидротехническое сооружение.

Согласно справке межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского Управления Ростехнадзора от 18.11.2010г. № ГТС-Т-40 в состав гидротехнического сооружения пруда у населенного пункта Балахна на р. Большая Сукромка 0,2 км. южнее населеннего пункта Бегичевский входит: насыпная земляная плотина, по плотине проходит грунтовая дорога; закрытый канал с шандорами; паводковый канал в нижнем бьефе. В верхнем бьефе осыпаются откосы. В зоне прохождения сбросного сооружения наблюдается разрушение плотины. Паводковый канал местами разрушен. Состояние ГТС предаварийное. В зоне затопления находятся жилые дома.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Из сообщения начальника Богородицкого отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» от 03.11.2010г. за № 01-12-688 следует, что гидротехническое сооружения, расположенное в населенном пункте д. Балахна Богородицкого района Тульской области на техническом учете в отделении не состоит.

Из списка объектов (гидротехнических сооружений), представленного Управлением Росреестра по Тульской области следует, что право на гидротехническое сооружение у населенного пункта д. Балахна Богородицкого района Тульской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.

Таким образом, гидротехническое сооружение у населенного пункта д. Балахна Богородицкого района не имеет своего собственника и эксплуатирующей организации.

Согласно ст. 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного- самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда в населенном пункте д. Балахна, Богородицкого района, Тульской области, расположенную на территории муниципального образования Бегичевское, Богородицкого района, Тульской области, бесхозяйной.

Обязать администрацию муниципального образования Бегичевское, Богородицкого района, Тульской области, принять комплекс мер, необходимых для постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения в населенном пункте в д. Балахна, Богородицкого района, Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение 10 дней со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья О.И.Наумкина