Решение от 10.04.2012г. о восстанволении права на ежегодный доп. оплачиваемый отпуск и ежегодное доп. вознаграждение за выслугу лет



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2012 года город Богородицк Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Трегубова С.В.,

при секретаре Рожновой М.В.,

с участием:

истца Зуева Ю.М.,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-256/2012 по иску Зуева Юрия Михайловича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной зашиты населения Богородицкого района», отделе­нию по Богородицкому району Управления Федерального казначейства по Тульской об­ласти, министерству финансов Российской Федерации, министерству здравоохранения и социального развития Тульской области, Управлению Федерального казначейства по Тульской об­ласти о восстановлении права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и ежегодное дополнительное вознаграждение за выслугу лет,

установил:

Зуев Ю.М. обратился в суд с иском к ответчикам о восстановлении права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и ежегодное дополнительное вознаграждение за выслугу лет, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в <адрес>, работал в различных организациях <адрес>, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ адвокатом в <данные изъяты> юридической консультации <данные изъяты> областной коллегии адвокатов, а с ДД.ММ.ГГГГ в Некоммерческой организации «Коллегия адвокатов города <данные изъяты> и <данные изъяты> района <данные изъяты> области». То есть с ДД.ММ.ГГГГ он, Зуев Ю.М., постоянно проживает и работает в зоне радиоактивного загрязнения после катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и имеет право на предоставление льгот и денежных компенсаций, предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и другими нормативными актами. Однако в нарушение п.4 ч.2 ст.19 указанного Закона с ДД.ММ.ГГГГ ему, Зуеву Ю.М., не предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней как работающему в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года. В нарушение постановления Правительства РФ от 03.02.1993г. №101 «О порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», ему не выплатили <данные изъяты> рублей дополнительного вознаграждения за выслугу лет за ДД.ММ.ГГГГ за работу на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в течение 24 лет. На его просьбу о восстановлении указанных льгот, связанных с постоянной работой на радиоактивно загрязненной территории, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» ему было отказано со ссылкой на то, что он не является работающим в организации по трудовому договору и не является предпринимателем и поэтому не относится к кругу лиц, которым Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 гарантировано право на предоставление данных льгот. Данный отказ считает незаконным. Ссылаясь на нормы ст.ст. 17, 18, 20 Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20 ноября 1980 года, и ст. 12 Закона об адвокатуре в СССР от 30 ноября 1979 года указывает, что в них говорится о работающих адвокатах. Обращает внимание на то, что в коллегии адвокатов ведется учет рабочего времени, в Положении об отпусках адвокатов <данные изъяты> области указано, что право на отпуск является конституционным правом на отдых каждого работающего (ст.37 Конституции РФ), при этом деятельность адвоката по оказанию юридической помощи по своей трудовой функции ничем не отличается от работы по трудовому договору в частной организации. Также указывает, что с момента принятия и до настоящее времени п.4 ч.2 ст.19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 гарантировалось предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней всем работающим лицам, независимо от места и характера их работы, правового статуса работающих, работающих по трудовому договору или нет, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года. Также ч.1 ст.19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 предусматривает выплату работающим на радиоактивно загрязненной территории дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне. Данные статьи Закона исключения для адвокатов в предоставлении указанных льгот не делают. Просит суд восстановить ему, Зуеву Ю.М., право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и ежегодное дополнительное вознаграждение за выслугу лет, предусмотренные ч.1 и п.4 ч.2 ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу, работающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом, с момента приостановления указанной выплаты – с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Зуев Ю.М. в судебном заседании, обстоятельства и доводы, изложенные в иске, и заявленные им требования полностью поддержал и настаивал на их удовлетворении. При этом также пояснил, что считает ссылку ответчика в возражении на исковое заявление на ст.11 ТК РФ необоснованной, поскольку ст.19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1, устанавливающая предоставление льгот и компенсаций, не разделает граждан, работающих по трудовому договору или без трудового договора. Адвокатская деятельность осуществляется только на основе соглашения, а в основном у большинства адвокатов, как у него, без соглашения в порядке оказания гражданам юридической помощи бесплатно, то есть не на основе гражданско-трудового договора. Лишением его права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительные вознаграждения за выслугу лет нарушены конституционные права, в том числе положения: ст.ст. 1, 2, 15 Конституции РФ - нет официально опубликованного специального Чернобыльского закона, по которому адвокаты лишаются вышеуказанных льгот и компенсаций; ст.ст. 17, 18, 19 Конституции РФ - допущено ограничение права гражданина по причине должностного положения; ст.42 Конституции РФ - нарушено право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением; ст.55 Конституции РФ - органом Министерства здравоохранения и социального развития России дано указание, отменяющее право адвокатов, установленное Чернобыльским законом, на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительное вознаграждение за выслугу лет. Считает, что в отношении адвокатов допущена дискриминация по причине должностного положения. Этим обстоятельством нарушена ст.1 Протокола №12, принятого в Риме 04.11.2000 года, к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в Риме 04.11.1950 года, устанавливающей общее закрепление дискриминации – пользование любым правом, установленным законом, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по любым признакам. Различия по категории граждан по должностному признаку в предоставлении льгот и денежных компенсаций по Чернобыльскому закону, которые произвольно установил орган Министерства здравоохранения и социального развития РФ, являются произвольными, незаконными и недопустимыми.

Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасникова Т.В. в судебном заседании исковые требования Зуева Ю.М. не признала, пояснив, что согласно ст.18 и ст.19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, работающим в организациях, находящихся на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством РФ в зависимости от времени проживания (работы), предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительное вознаграждение за выслугу лет.

В соответствии со ст.3 Закона меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Законодатель определил две категории граждан, имеющих право на указанные меры социальной поддержки: работающие в организациях, независимо от организа­ционно-правовой формы и формы собственности; занимающиеся в указанной зоне предпринимательской деятельностью.

Статьей 37 Конституции РФ именно гражданам, работающим по трудовому договору, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В силу ст.11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. На основании ст.ст.1, 22, 25 Федерального Закона от 31.05.2002г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность не является предпринимательской, а коллегия адвокатов является некоммерческой организацией и адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения (гражданско-правовой договор) об оказании юридической помощи между адвокатом и доверителем, которое регистрируется в документации коллегии адвокатов.

Согласно пункту 4 статьи 19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 гражданам, работающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 №136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой» органы социальной защиты населения не осуществляют предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а лишь составляют списки граждан на оплаты указанного отпуска и направляют их в территориальный орган Федерального казначейства. В соответствии с Правилами оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 №136, гражданин предоставляет в орган социальной защиты населения наряду с необходимыми документами «справку о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы (за вычетом налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации) и периода, за который предоставляется отпуск, подписанную руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенную печатью».

Согласно пункту 5 статьи 18, статьи 19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 гражданам, работающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, предоставляется выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения. В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 03.02.1993 №101 «О порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на чернобыльской АЭС», утвердившим Положение о порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам организаций, независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет производится работникам организаций независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (далее - Положение). Согласно пункту 6 раздела 2 положения «непрерывный стаж работы для выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет определяется комиссиями по установлению трудового стажа, создаваемыми в организациях, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Состав комиссии утверждается руководителем организации». Для получения дополнительного вознаграждения за выслугу лет, работник, ежегодно, до 15 февраля подает в орган социальной защиты населения, по месту жительства заявление и необходимые документы, одним из которых является «справка с места работы с указанием стажа работы, дающего право на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет, периода, за который выплачивается это вознаграждение, и его размера, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровками подписей) и заверенная печатью».

Так как истец не является работающим в организации по трудовому договору и не является предпринимателем, и, следовательно, не относится к кругу лиц, которым Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантировано право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска согласно пункту 4 статьи 19 Закона и на получение дополнительного вознаграждения за выслугу лет согласно пункту 5 статьи 18 Закона.

В связи с чем, просит в удовлетворении искового заявления Зуева Ю.М. о восстановлении права на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и дополнительного вознаграждения за выслугу лет на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом отказать.

В судебное заседание не явился представитель ответчика министерства здравоохранения и социального развития Тульской области, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленных суду возражениях против удовлетворения заявленных Зуевым Ю.М. требований, изложены аналогичные высказанной в судебном заседании представителем ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасниковой Т.В. позиция и доводы.

При этом также указано, что к отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства. Таким образом, действие Трудового кодекса РФ не распространяется на деятельность адвокатов, работающих на основании договоров гражданско-правового характера. Кроме того, указано, что оформление трудовой книжки осуществляется работодателем работнику, принятому на работу по трудовому договору, однако адвокаты осуществляют свою деятельность по гражданско-правовым договорам и запись в трудовую книжку не вносится. Ведение табеля учета рабочего времени для граждан, осуществляющих адвокатскую деятельность по гражданско-правовому договору, не возможно по сути деятельности, так как это самозанятые граждане.

Представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Тульской области, отделения по Богородицкому району Управления Федерального казначейства по Тульской области в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом судебными повестками, возражений не представили и не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд находит возможным, исходя из положений ст.ст.48,167 ГПК РФ, учитывая мнения участников процесса, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчиков министерства здравоохранения и социального развития Тульской области, Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Тульской области, отделения по Богородицкому району Управления Федерального казначейства по Тульской области.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, свидетелей, исследо­вав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 8 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работаю­щие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим стату­сом, отнесены к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие черно­быльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвер­жденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года №1582, город <данные изъяты> <данные изъяты> области отнесен к зоне проживания с льгот­ным социально-экономическим статусом.

Судом установлено, что истец Зуев Ю.М. проживает в городе <адрес>, то есть на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Факт регистрации истца в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время также подтверждается данными его паспорта <данные изъяты> , обозренного в судебном заседании.

Также судом установлено, в том числе из сведений трудовой книжки, выданной на имя Зуева Ю.М., и вкладыша в данную трудовую книжку <данные изъяты> , что с ДД.ММ.ГГГГ истец был принят в члены <данные изъяты> областной коллегии ад­вокатов и до настоящего времени является адвокатом, осуществляя свою деятельность сначала в <данные изъяты> юридической консультации <данные изъяты> областной коллегии адвокатов, а с ДД.ММ.ГГГГ в Некоммерческой организации «Коллегия адвокатов города <данные изъяты> и <данные изъяты> района <данные изъяты> области».

Статьей 19 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрен комплекс мер социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Разрешая спорное правоотношение, суд исходит из вышеустановленных обстоятельств, что истец проживает и осуществляет свою деятельность в качестве адвоката в соответствии с законом от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с п.4 ст.19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, работающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.

Из пункта 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации следует, что каждый имеет право на отдых, а работающему по трудовому договору гарантируется оплачиваемый ежегодный отпуск.

Согласно положениям ст.1 и ст.2 закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат осуществляет адвокатскую деятельность.

Исходя из особого правового статуса адвоката ему запрещается заключение трудовых договоров с работодателями на осуществление какой-либо трудовой функции. Адвокат осуществляет свою деятельность только по соглашению об оказании юридических услуг, где выступает стороной договорных отношений именно как адвокат, пользуясь всеми привилегиями, которые дает ему его статус, а также несет ответственность в рамках заключенного соглашения и законодательства Российской Федерации с учетом устава адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Кодекса профессиональной этики адвокатов.

Федеральным законом № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в статье седьмой, определяющей категории застрахованных лиц, то есть лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим законом, адвокаты определены как лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, наряду с индивидуальными предпринимателями и нотариусами, занимающимися частной практикой.

Таким образом, правовой анализ изложенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что, являясь самозанятым гражданином, адвокат осуществляет свободно избранную им деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск с учетом особенностей своего правового статуса.

Для реализации предоставления такой меры социальной поддержки, как дополнительно оплачиваемый отпуск, законодателем было принято постановление Правительства Российской Федерации №136 от 3 марта 2007 года «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с Чернобыльской катастрофой», которым утверждены Правила оплаты дополнительно оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительно оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Исходя из указанных Правил и п.4 ст.19 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что законодатель возложил на государство обязанность по предоставлению меры социальной поддержки в виде дополнительного оплачиваемого отпуска только работающим гражданам, и тем, кому в силу положений трудового законодательства (ст.ст. 11,56,114,115,116 ТК РФ) гарантируется и предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, поскольку природа такого гарантированного отпуска представляет собой установленный законом продолжительностью отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Правовая природа отпуска адвоката несколько иная, поскольку, используя предоставленный отпуск, адвокат, реализует по своей сути, гарантированное Конституцией Российской Федерации право на отдых.

Так как адвокат лицо, самостоятельно обеспечивающее себя работой, занимающееся некоммерческой деятельностью при заключении возмездных договоров, получающий вознаграждение за оказанные услуги по оказанию правовой помощи физическим и юридическим лицам, следовательно, время отпуска ему не оплачивается.

Таким образом, исходя из того, что деятельность адвоката осуществляется не в рамках трудового договора, правовая природа предоставляемого ему отпуска иная, и, в целом, исходя из особенностей правового статуса и рода деятельности адвоката -иной, чем у лиц, работающих по трудовому договору, законодатель не относит их к лицам, имеющим право на предоставление такой компенсационной меры за работу на загрязненной территории как дополнительный оплачиваемый отпуск.

Следовательно, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований Зуева Ю.М. в части признания за ним права на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней.

Разрешая исковые требования в части признания за истцом права на дополнительное вознаграждение за выслугу лет, суд приходит к следующему.

Данный вид меры социальной поддержки предусмотрен ч.1 ст.19 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и представляет собой дополнительное вознаграждение за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения.

Для реализации данного положения закона Правительством Российской Федерации принято постановление №101 от 3 февраля 1993 года «О порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым утверждено Положение о порядке выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам организаций, независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из указанного Положения следует, что непрерывный стаж для выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет определяется комиссиями по установлению трудового стажа, создаваемых в организациях, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и основным документом для определения непрерывного стажа и выплаты вознаграждения является трудовая книжка, при отсутствии таковой в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выданные с места работы, содержащие сведения о периодах работы на этих территориях; а дополнительное вознаграждение выплачивается работнику за время, отработанное в соответствующем году в организациях, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, включая время оплачиваемых отпусков, периоды временной нетрудоспособности, а также время, в течение которого за работником полностью или частично сохранялась заработная плата.

Таким образом, законодатель, предоставляя компенсационную выплату в виде дополнительного вознаграждения за выслугу лет, фактически возмещает вред причиненный здоровью граждан за время их непрерывной работы в организациях, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях, и опять же речь идет о лицах, работающих по трудовому договору.

Адвокат, как указывалось выше, относится к категории самозанятых граждан, осуществляющих адвокатскую деятельность и выполняющих возложенные на них обязанности, а также пользующихся предоставленными им правами, не на условиях трудового договора и применении норм трудового законодательства, а в соответствии с законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и в силу членства в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, а также в избранном им адвокатском образовании.

Следовательно, исходя из положений ч.1 ст.19 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на выплату дополнительного вознаграждения за выслугу лет у истца отсутствует.

В силу ст.56 ч.1 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (статья 8, часть 1), каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).

В то же время в силу статьи 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как одно из наиболее значимых, данное право провозглашается в международно-правовых актах (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Государство, соответственно, обязано не только обеспечить подготовку квалифицированных юридических кадров и определить квалификационные требования в отношении лиц, оказывающих юридическую помощь, на что обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 января 1997 года №2-П, но и создать надлежащие условия гражданам для реализации этого конституционного права, а лицам, оказывающим юридическую помощь, в том числе адвокатам, - для эффективного осуществления их деятельности (Определение от 8 ноября 2005 года №439-О и др.).

Такие критерии установлены в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Оценивая ссылки истца на нормы ст.ст. 17,18, 20 Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20 ноября 1980 года, и ст. 12 Закона об адвокатуре в СССР от 30 ноября 1979 года о том, что в них говорится о работающих адвокатах, суд находит их несостоятельными и не относимыми к спорному правоотношению, поскольку Зуев Ю.М., будучи специалистом с длительным юридическим стажем, при его добровольном и осознанном отчислении из членов <данные изъяты> областной коллегии ад­вокатов по собственному желанию (протокол от ДД.ММ.ГГГГ - запись от ДД.ММ.ГГГГ трудовой книжки Зуева Ю.М.) и его последующем принятии с ДД.ММ.ГГГГ в члены Некоммерческой организации «Коллегия адвокатов города <данные изъяты> и <данные изъяты> района <данные изъяты> области» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ - запись от ДД.ММ.ГГГГ вкладыша в трудовую книжку <данные изъяты> Зуева Ю.М.) фактически согласился и добровольно принял в отношения себя и своей деятельности положения ст.1 и ст.2 закона Российской Федерации от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которым адвокат осуществляет адвокатскую деятельность, и, исходя из особого правового статуса адвоката, ему запрещается заключение трудовых договоров с работодателями на осуществление какой-либо трудовой функции.

По указанным основаниям не могут быть применены к разрешению спорных правоотношений по заявленным требованиям доводы истца о том, что с момента принятия и до настоящее времени п.4 ч.2 ст.19 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 гарантировалось предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней всем работающим лицам, независимо от места и характера их работы, правового статуса работающих, работающих по трудовому договору или нет, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.

Учитывая вышеизложенное, суд, оценивая доводы и ссылки истца на то, что в коллегии адвокатов ведется учет рабочего времени, в Положении об отпусках адвокатов Тульской области указано, что право на отпуск является конституционным правом на отдых каждого работающего (ст.37 Конституции РФ), при этом деятельность адвоката по оказанию юридической помощи по своей трудовой функции ничем не отличается от работы по трудовому договору в частной организации, не может отнести их к обстоятельствам, являющимся правовыми основаниями, в силу вышеуказанного анализа норм действующего законодательства, для удовлетворения заявленных исковых требований.

Также суд, оценивая ссылки истца на то, что лишением его права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительные вознаграждения за выслугу лет нарушены ряд конституционных прав, в том числе, допущено ограничение права по причине должностного положения, нарушено право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, а также то, что в отношении адвокатов допущена дискриминация по причине должностного положения со ссылкой нарушения ст.1 Протокола №12, принятого в Риме 04.11.2000 года, к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в Риме 04.11.1950 года, и иные заявленные доводы в обоснование заявленных требований, находит их несостоятельными и необоснованными, по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст.19 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, предусмотрена ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 года.

Как следует из исследованных в ходе судебного разбирательства по делу письменных материалов, в том числе личного дела в отношении Зуева Ю.М. по назначению ему компенсационных выплат, а также справки от ДД.ММ.ГГГГ, представленных Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной зашиты населения Богородицкого района», Зуев Ю.М. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в учреждении как получатель ежемесячной денежной компенсации за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.

Данное обстоятельство не оспаривалось участниками процесса.

Пунктом 2 ст.19 Закона № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрена ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года.

Как следует из положений ст.19 указанного Закона, законодатель, определяя лиц, которым государством гарантировано предоставление мер социальной поддержки, исходил из дифференцированного подхода причиненного вреда здоровью и компенсационных выплат с учетом условий и специфики работы на загрязненной территории.

Поскольку ежемесячная денежная компенсация в качестве компенсационной меры предоставляется наряду с работающими гражданами и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, которые в свою очередь относятся к лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, также как и адвокаты, дает правовые основания для вывода о праве истца на выплату указанной ежемесячной денежной компенсации.

Таким образом, Зуев Ю.М., как адвокат, в соответствии с действующим законодательством (ст.19 закона № 1244-1 от 15 мая 1991 года) из мер социальной поддержки имеет право также на ежемесячную денежную компенсацию за работу на загрязненной территории, право на получение которого восстановлено решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено признать за Зуевым Ю.М. право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 2 статьи 19 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как лицу, работающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом с момента приостановления указанной выплаты, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Данные изложенные обстоятельства сторонами не оспаривались.

В силу с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Учитывая совокупность вышеизложенных установленных обстоятельств по делу, суд не усматривает каких-либо нарушений прав Зуева Ю.М., как при рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, так и при отказе в восстановлении права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и ежегодное дополнительное вознаграждение за выслугу лет, содержащемся в письме от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района».

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Зуева Юрия Михайловича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной зашиты населения Богородицкого района», отделе­нию по Богородицкому району Управления Федерального казначейства по Тульской об­ласти, министерству финансов Российской Федерации, Департаменту социального развития Тульской области, Управлению Федерального казначейства по Тульской об­ласти о восстановлении права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и ежегодное дополнительное вознаграждение за выслугу лет - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий