Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 апреля 2012 года г. Богородицк Богородицкий районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Санкиной Т.Р. при секретаре Ворониной Ю.В., с участием истца Херняка С.П., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Старикова Н.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-546-2012 по у с т а н о в и л: Истец Херняк С.П. обратился в суд с иском к ответчику по изложенным основаниям, указывая, что имеет право на льготную трудовую пенсию с 55-летнего возраста, как отец, имеющий на иждивении ребенка инвалида с детства. Кроме того с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в д. <адрес> а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. До ДД.ММ.ГГГГ указанные населенные пункты относились к территории зоны с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а с ДД.ММ.ГГГГ отнесены к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. С ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован и проживает в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ он работал на территории Богородицкого района. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с уменьшением пенсионного возраста еще на 4 года за работу и проживание в зонах, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако в назначении такой пенсии ему было отказано. Ответчик полагает, что право на назначение пенсии он приобретет в возрасте 52 лет с учетом снижения возрата выхода на пенсию по этим основаниям на 3 года. На основании изложенного просил суд: Признать незаконным отказ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении ему трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года; Признать за ним право на назначение пенсии на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить ему трудовую пенсию по старости на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со дня обращения за назначением такой пенсии. В настоящем судебном заседании истец Херняк С.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС он приобрел право на снижение возраста выхода на пенсию по этим основаниям на 4 года, а с учетом имеющейся у него льготы на снижение возраста выхода на пенсию, как у отца ребенка инвалида с детства, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости возникло у него по достижении возраста 51 года, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе с заявлением о назначении пенсии он обратился только ДД.ММ.ГГГГ, поэтому и просит назначить ему пенсию с указанной даты. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он достиг возраста 51 лет и у него имелся трудовой стаж требуемой продолжительности. С решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Богородицк и Богородицком районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, он не согласен. На основании изложенного просил суд: признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении трудовой пенсии по старости ему, Херняку Сергею Петровичу, с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения; признать за ним, Херняком Сергеем Петровичем ДД.ММ.ГГГГ рождения, право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить ему, Херняку Сергею Петровичу ДД.ММ.ГГГГ рождения, трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. со дня его обращения за назначением такой пенсии. <данные изъяты> коПредставитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Стариков Н.Ю. возражал против удовлетворения всех исковых требований Херняка С.П., просил в удовлетворении иска отказать, и пояснил, что в своем Определении от 11.07.2006 № 403-О Конституционный Суд Российской Федерации определил, что Положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. Тем не менее, право на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию предоставлено только гражданам, которые относятся одновременно к двум и более категориям в соответствии со ст. 30-37 Закона от 15.05.1991г. и ст. 11,12 и 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Истец не относится к категориям граждан, которым установлена пенсия на льготных основаниях, предусмотренных ст. 11,12 и 14 Закона от 20.11.1990г. Законом от 15.05.1991г. не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 30-37, т. е. одновременное снижение возраста за проживание и (или) работу на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Таким образом, право на назначение пенсии по старости Херняк С.П. с учетом наличия у него льготы как у отца ребенка инвалида с детства, воспитывавшего его до достижения 8-летнего возраста, приобретет по достижении возраста 52 лет, поскольку у него отсутствует период проживания на территории зоны проживания с правом на отселение требуемой продолжительности. Таким образом, пенсионный возраст истца должен быть снижен на 3 года за проживание в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Полагает, что назначение истцу пенсии с уменьшением пенсионного возраста на 4 года повлечет за собой излишнее расходование средств федерального бюджета, источники на восстановление которых не определены. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Согласно пп.1 п.1 ст. 28 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001г., «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: в т.ч. одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно статьи 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. В пункте 8 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Согласно статьи 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности. В пункте 7 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение. Согласно примечанию к ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения. Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ДД.ММ.ГГГГ, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина – определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО Иевлевское Богородицкого района Тульской области, Херняк С.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в д. <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в <адрес> сл<адрес> <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец зарегистрирован и проживает в <адрес> <адрес>, что подтверждается паспортом №, копия которого имеется в материалах дела и не оспаривается. Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства по делу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован и проживал в д. Березовка и <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ относившихся к территории зоны с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а с указанного времени к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован на территории зоны не подвергшейся радиоактивному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Херняк С.П. зарегистрирован и проживает в <адрес> на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, в т.ч. материалами отказного пенсионного дела истца, обозренного в судебном заседании, и не оспариваются. С ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №-р территория населенных пунктов д. Березовка и <адрес> была включена в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 5-15 Ки/ кв.км. и, в соответствии со ст. 10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отнесена к зоне проживания с правом на отселение. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, населенные пункты д. Березовка, с <адрес>, а так же <адрес> включены в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/ кв.км. и в соответствии со ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Указанные обстоятельства, равно как и то, что истец на момент аварии на Чернобыльской АЭС проживал и работал в зоне не подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, затем на протяжении 4 полных лет проживал на территории зоны проживания с правом на отселение, и на протяжении более чем 12 полных лет в общей сложности, проживал в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ответчиком не оспаривались. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживал в зоне проживания с правом на отселение, <адрес>, <адрес>) и в силу положений п. 7 ст. 13, ст. 33, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, он имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания в зоне проживания с правом на отселение, т. е. на 1 год. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии) а равно по настоящее время истец проживает на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом ( <адрес> <адрес> и в силу положений п. 8 ст. 13, ст. 34, ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, за указанный период, он имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, т.е. еще на 3 года, с учетом положений ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а всего на 4 года. Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, ДД.ММ.ГГГГ истец Херняк С.П. ДД.ММ.ГГГГ рождения обратился в УПФР в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении ему пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 28 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 лет в соответствии со ст. 33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Как следует из протокола заседания Комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по рассмотрению вопросов реализации прав граждан на пенсию, денежную выплату, государственное софинансирование пенсионных накоплений и вопросов, связанных с выплатой средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, от 21.03.2012г., №94, у Херняка С.П. отсутствует право на установление трудовой пенсии с 16.03.2012г. На основании ст. 28 Закона от 15.05.1991г. №1244-1 он приобретет право на назначение трудовой пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года, т.е. в возрасте 52 лет. При этом право истца на снижение возраста выхода на пенсию в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 28 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ответчиком не оспаривалось. Решением №94 от 21.03.2012г., по итогам рассмотрения заявления истца по вопросу назначения пенсии, отказывая ему в назначении пенсии со снижением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области исходило из того, что у истца по представленным документам отсутствует право на назначение пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на 4 года, с указанием, что заявитель имеет право на назначение трудовой пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года, т. е. в возрасте 52 лет. При этом право Херняка С.П. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, в соответствии с пп.1 п.1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а равно то, что он имеет право на дополнительное снижение возраста выхода на пенсию с учетом положений ст. 28 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1344-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», УПФР в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, не оспаривалось. Оспаривалось лишь право истца на снижение возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ранее указанными доводами УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области суд согласиться не может, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года №8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. По смыслу Определения от 11.07.2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии. При суммировании величин уменьшения возраста выхода на пенсию истца за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на дату достижения им возраста 51 года – 02.11.2011г., а так же на день его обращения на назначением пенсии, т. е. на 16.03.2012г, общая их величина составляет 4 года. В силу норм ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года с учетом периодов проживания и работы в различных зонах радиоактивного загрязнения, законодательно установлено, что максимальное снижение пенсионного возраста не может превышать 5 лет. В соответствии с положениями ст. 28.1 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет). Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному подпунктами 1 - 10, 16 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктами 9 и 10 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, гражданам, проживающим (работающим) на территории зон, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста выхода на пенсию в соответствии с пп.1 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться уменьшение возраста выхода на пенсию по двум перечисленным законам. При этом, если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц. На момент обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии, а равно на момент достижения им возраста 51 года, у Херняка С.П. имелся страховой стаж требуемой продолжительности, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, копия которой имеется в материалах дела, и не оспаривается. Исходя из положений приведенных выше норм права, а также с учетом вышеуказанных периодов проживания Херняка С.П. в различных зонах радиоактивного загрязнения, он имеет право на снижение пенсионного возраста по этим основаниям на 4 года, таким образом, право выхода на пенсию Херняк С.П., с учетом положений пп.1 п.1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», приобрел по достижении им возраста 51 года. При этом общая величина снижения возраста выхода на пенсию Херняка С.П., не превышает 10 лет. В соответствии с п.1 и 2 ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). При этом днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Анализ указанной нормы данного Закона позволяет суду сделать вывод о том, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, то есть носит заявительный характер. Учитывая, что право выхода на пенсию по всем основаниям у Херняка С.П. возникло по достижении возраста 51 года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, однако он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии только 16.03.2012г., с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 33 и 34 Закона РФ № 1244-1, суд, в силу ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года, приходит к выводу о том, что трудовая пенсия по старости Херняку С.П. должна быть назначена с 16 марта 2012г., то есть со дня его обращения к ответчику за назначением такой пенсии. Суд находит ссылки и доводы представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о том, что право на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию предоставлено только тем гражданам, которые относятся одновременно к двум и более категориям в соответствии со статьями 30-37 Закона №1244-1 от 15.05.1991 года и статьями 11,12 и 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (льготы по снижению пенсионного возраста в связи со специальным стажем, работой на Крайнем Севере, льготы для женщин, родивших пять и более детей, инвалидам Отечественной Войны и.т.п.) и, что назначение пенсии Херняку С.П. с уменьшением возраста на 4 года за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие Катастрофы на Чернобыльской АЭС, будет незаконным и повлечет за собой излишнее расходование средств федерального бюджета, на восстановление которых источники финансирования не определены – необоснованными, несостоятельными и не относимыми к спорному правоотношению, поскольку в соответствии с п. 3.3 Определения от 11.07.2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации, положения части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которыми к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, направлены на повышенную социальную защиту указанных категорий граждан и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы: отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, к той или иной категории предопределяет лишь вид и объем возмещения вреда и мер социальной поддержки, но не лишает права получить их в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья (имущества) или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере. Следовательно, доводы представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о том, что Фросин А.П. не имеет права на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со ссылками на иное специальное законодательство, предусматривающее суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию и указание на то, что удовлетворение исковых требований Херняка С.П. повлечет расходование средств федерального бюджета – не являются и не могут быть основаниями для лишения предусмотренного вышеуказанными положениями законодательства права Херняка С.П. на получение возмещения вреда и мер социальной поддержки в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья или испытанному риску вследствие проживания на радиоактивно зараженной территории, в том числе право на назначение пенсии на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года с учетом периодов проживания и (или) работы на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения. В соответствии Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам РФ гарантируется возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Определении от 11.07.2006г. №403-О, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства. В связи с изложенным суд считает возможным признать за Херняком Сергеем Петровичем ДД.ММ.ГГГГ рождения право на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определив дату назначения пенсии Херняку С.П. с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. со дня его обращения за назначением такой пенсии. На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд решил: исковое заявление Херняка Сергея Петровича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, признании права на назначение трудовой пенсии по старости, удовлетворить. Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области в назначении трудовой пенсии по старости Херняку Сергею Петровичу, с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения. Признать за Херняком Сергеем Петровичем ДД.ММ.ГГГГ рождения право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить Херняку Сергею Петровичу ДД.ММ.ГГГГ рождения, трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 4 года за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. со дня его обращения за назначением такой пенсии. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда. Судья Санкина Т.Р.
иску Херняка Сергея Петровича к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области, о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, признании права на назначение трудовой пенсии по старости,