Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 мая 2012 года п. Волово Тульской области Богородицкий районный суд Тульской области в составе: председательствующего Медведева В.И., при секретаре Куделиной Н.В., с участием истца Есина А.Н., представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области (ГУ ТО) «Управление социальной защиты населения Воловского района» Зуевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Есина Александра Николаевича ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» об обязании выдать удостоверение «Ветеран труда», у с т а н о в и л: Есин А.Н. обратился в суд с иском к ответчику об оспаривании решения органа государственной власти и возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда», указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление социальной защиты населения Воловского района с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения на меры социальной поддержки. ДД.ММ.ГГГГ директором ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» ему было направлено уведомление об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», в котором сообщалось, что его заявление рассмотрено на заседании комиссии по присвоению звания «Ветеран труда» и в присвоении этого звания ему отказано. Такое решение Есин А.Н считает незаконным по следующим основаниям. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Аналогичная норма содержится в Законе Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда». Он является пенсионером по старости. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Советской Армии и в период службы был награжден нагрудным знаком «Отличник Военно-Воздушных Сил». Этот знак был учреждён приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 г. № 67 на основании Постановления Совета Министров СССР от 29 декабря 1956 г. № 1640. В направленном ему письменном отказе о присвоении звания «Ветеран труда» утверждается, что в приказе Министра обороны СССР отсутствуют сведения об отнесении знака «Отличник Военно-Воздушных Сил» к ведомственной награде, а также о передаче полномочий командирам и начальникам, пользующимся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющим право издавать приказы, права награждения от имени Министерства обороны СССР, а поэтому оснований для рассмотрения данной награды в качестве ведомственного знака отличия в труде, дающего право для присвоения звания «Ветеран груда», не имеется. По мнению истца, эти утверждения не соответствует действительности, поскольку общеизвестно, что Министерство обороны СССР, как и все другие министерства СССР, безусловно являлись «ведомствами», что в соответствии с ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не требует доказательств, а поэтому награда, учрежденная этим ведомством, является ведомственной наградой и нет необходимости указывать на это общеизвестное обстоятельство в приказе Министра. В пункте 5 Положения о нагрудных знаках «Отличник Советской Армии», Совместным письмом Министерства труда РФ и Министерства социальной защиты РФ от 10 ноября 1995 г. № 2026-ВЯ/4276/-30 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», одобренном Правительством РФ 4 ноября 1995 года № ЮЯ-П 12-34198, и письмом Министерства труда РФ от 15 сентября 1997 года № 4545 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Beтpaн труда» к ведомственным знакам отличия в труде отнесены такие нагрудные знаки, как «Отличник погранвойск», «Отличный пограничник», «Отличник социалистического соревнования Минобороны СССР», при этом в этих письмах указано, что приведённые в них перечни ведомственных наград не являются исчерпывающим, поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия какой-либо награды в этих перечнях является необоснованным. Из этих писем усматривается также, что нагрудные знаки Министерства обороны СССР относятся к ведомственным наградам. Таким образом, основания, послужившие для отказа ответчиком в присвоении ему звания «Ветеран труда», противоречат нормам права и нарушают его право на получение мер социальной поддержки от государства. По указанным основаниям Есин А.Н. просил суд признать незаконным решение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда», обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» устранить в полном объёме допущенное нарушение его права, присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветерана труда». В судебном заседании истец Есин А.Н. уточнил свои исковые требования, просил суд обязать ответчика выдать ему удостоверение «Ветеран труда», а требования об оспаривании решения органа государственной власти и возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда» просил не рассматривать. Определением суда от 30 мая 2012 года производство по настоящему делу в части иска об оспаривании решения органа государственной власти и возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда» прекращено. Представитель ответчика и.о. директора ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» Зуева Н.А. в судебном заседании уточненные исковые требования Есина А.Н. не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что они являются необоснованными по следующим основаниям. В соответствии ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО (в редакции Закона Тульской области от 7 декабря 2008 года № 1093-ЗТО) для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. В настоящее время определение «ведомственный знак отличия в труде» законодательно не определено ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта Российской Федерации, в т.ч. в Тульской области. Юридическая энциклопедия под редакцией М.Ю. Тихомирова (М, 1998 год) дает следующее определение: «ведомство - центральное учреждение или группа учреждений, возглавляющих и обслуживающих какую-либо отрасль государственного управления». В пункте 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 442 от 2 марта 1994 года, государственными наградами РФ являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия РФ, почетные звания РФ. В пункте 27 Положения перечислены имеющиеся в числе государственных наград ордена, медали, и почетные звания, среди которых отсутствует знак «Отличник Военно-Воздушных сил». Министерство юстиции Российской Федерации письмом от 17 февраля 1998 года № 1120-ПК отказало в регистрации письма Министерства труда Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 10 ноября 1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-30 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Следовательно, вышеуказанные письма не стали нормативными документами, обязательными к применению в субъектах Российской Федерации, а вопрос о возможности отнесения тех или иных поощрений ведомственными знаками отличия в труде так и остался открытым и решать его субъектам Российской Федерации необходимо только самостоятельно. Письмо Минтруда от 7 октября 1998 года№ 5635-КС, служившее ранее разъяснением при учете ведомственных знаков отличия в труде, в настоящее время отменено (письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.06.2008 года № 3854-ЮВ) и не может рассматриваться в качестве аргумента для присвоения звания «Ветеран труда». Наличие государственных и ведомственных знаков отличия, указанных в пункте 1 статьи 7 ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда», при этом в рамках представленных пунктом 4 данной статьи полномочий, законом субъекта Российской Федерации может быть самостоятельно определен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Однако, если удостоверение к награде выдано органами государственной власти субъекта Российской Федерации или организацией (завод, фабрика и т. д.) со ссылкой, что вручение производится от имени федерального органа, и при этом имеется ссылка на решение этого федерального органа, то данная награда может учитывается при присвоении звания “Ветеран труда”. Сделать заключение об органе, выдавшем Есину А.Н. удостоверение к знаку «Отличник Военно-Воздушных сил», без самого удостоверения невозможно. По указанным основаниям представитель ответчика Зуева Н.А. просила суд в удовлетворении иска Есину А.Н. отказать. Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пункту «ж» части 1 части 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству. На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ). В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан. Таким образом, федеральный законодатель перешёл к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться. В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Настаивая на удовлетворении требований об обязании ответчика выдать ему удостоверение «Ветеран труда», истец сослался на то, что он проходит службу в рядах Советской Армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в этот период был награжден нагрудным знаком «Отличник Военно-Воздушных Сил», учрежденным приказом Министра обороны СССР на основании Постановления СМ СССР от <данные изъяты> декабря 1956 года № 1640. Наличие пенсионного возраста истец подтвердил соответствующим пенсионным удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из материалов дела, Есин А.Н. в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о присвоении статуса «Ветеран труда» и назначении мер социальной поддержки, которое в тот же день было принято ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района», но в удовлетворении данных требований истцу было отказано уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, что представителем ответчика в ходе судебного разбирательства по делу не отрицалось. Данный отказ суд находит неправомерным по следующим основаниям. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установлены статьей 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31 октября 2006 года № 745-ЗТО, от 26 ноября 2008 года № 1145-ЗТО, от 31 октября 2009 года № 1352-ЗТО). Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются соответствующие меры социальной поддержки. Мотивом для отказа в присвоении истцу статуса ветерана труда послужила неопределенность в отнесении нагрудного знака «Отличник ВВС» к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку одним из условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 1 закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО, для присвоения такого статуса является наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде. Суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем ответчика, не состоятельна, так как на странице № 9 военного билета №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Есина А.Н., имеется запись о награждении его знаком «Отличник ВВС», удостоверенная гербовой печатью войсковой части. Сомневаться в достоверности указанной записи у суда оснований не имеется. Из материалов дела следует, что нагрудный знак «Отличник Военно-Воздушных Сил» был учреждён приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 г. № 67, безусловно являющимся руководителем соответствующего ведомства. В соответствии с пунктом 5 Положения «О нагрудных знаках «Отличник Советской Армии», «Отличник Военно-Морского флота», «Отличник Военно-Воздушных сил», утвержденных вышеназванным приказом МО СССР, право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы. В соответствии с часть 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Таким образом, суд приходит к выводу, что истец Есин А.Н. во время прохождения службы в рядах Советской Армии, срок которой засчитывается в трудовой стаж, был награждён ведомственным знаком отличия в труде. Проанализировав все указанные выше обстоятельства в их совокупности, суд находит исковые требования Есина А.Н. основанными на законе и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: иск Есина Александра Николаевича удовлетворить. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Воловского района» выдать Есину Александру Николаевичу удостоверение «Ветеран труда». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий
«Отличник Военно-Морского Флота», «Отличник Военно-Воздушных Сил»,
утвержденном приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 г. № 67, указано, что право награждения нагрудными знаками имеют: командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы, т.е. Министр обороны передал полномочия по награждению нагрудными знаками указанным командирам.