Решение от 15.06.2012г. о признании отказа в присвоении звания `Ветеран труда` незаконным и т.д.



Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2012 года г. Богородицк Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Потаповой Л.А.,

при секретаре Рожновой М.В..,

с участием истца Нагибнева А.В.,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нагибнева Андрея Васильевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения,

установил:

Нагибнев А.В. обратился в суд с иском к ответчику по вышеизложенному основанию, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», представив необходимые документы.

Однако ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в присвоении указанного звания, так как продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 года № 797-ЗТО.

С доводами, изложенными в письме ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истец не согласен, считает отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» незаконным и необоснованным, противоречащим положениям ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст.1 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 года № 797-ЗТО.

Проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Считает, что он вправе претендовать на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку он награжден медалью «За отличие в службе» III степени.

В связи с этим просит суд признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» с ДД.ММ.ГГГГ и выдать соответствующее удостоверение.

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования по основаниям, указанным в иске, однако уточнил их, просил признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» присвоить ему, Нагибневу А.В., звание «Ветеран труда» и выдать ему соответствующее удостоверение.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» по доверенности Квасникова Т.В. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в решении об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда», пояснив, что для присвоения звания «Ветеран труда» необходим трудовой стаж 25 лет у мужчин. В связи с тем, что у истца Нагибнева А.В. трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляет <данные изъяты> дня (служба в ВС РФ – <данные изъяты> дней, служба в ОВД – <данные изъяты> дней), присвоить ему звание «Ветеран труда» на дату обращения, а также в настоящее время, не представляется возможным.

Считает необоснованными требования, изложенные в иске, в связи с тем, что условием присвоения звания «Ветеран труда» наряду с наличием государственных или ведомственных наград за трудовые отличия является наличие у гражданина трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а не права на пенсию за выслугу. Кроме того, иные категории военнослужащих (военнослужащие, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, либо военную службу по контракту), имеют право на пенсию за выслугу лет, предусмотренную Законом от 12.02.1993 года №4468-1, в том числе с учетом общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная или приравненная к ней служба. Одним из обязательных условий назначения пенсии за выслугу лет указанным лицам является наличие выслуги на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, а не «трудового стажа» (за исключением п. «б» ст. 13 Закона от 12.02.1993 года № 4468-1). Понятия «выслуга лет на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы» и «трудовой стаж» не являются тождественными при определении права на присвоение звания «Ветеран труда». Периоды, предусмотренные п. 1 ст. 11 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.

Просит отказать у удовлетворении исковых требований Нагибнева А.В., поскольку у истца отсутствует необходимый стаж для назначения трудовой пенсии по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и необходимый стаж трудовой деятельности в целях присвоения звания «ветеран труда» в соответствии с п.1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах».

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с приказом УВД Тульской области от 23 октября 2003 года № 327 л\с Нагибнев А.В. награжден медалью «За отличие в службе» III степени, что подтверждается удостоверением, копия которого имеется в материалах гражданского дела.

Награждение медалями «За отличие в службе» осуществляется в соответствии с Положением о медали МВД России «За отличие в службе» и Правилами предоставления к награждению медалью МВД России «За отличие в службе», утвержденными Приказом МВД России от 05.07.2001 № 641.

Таким образом, Нагибнев А.В. награжден медалью, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», что ответчиком не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ Нагибнев А.В. обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы, что также ответчиком не оспаривается.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Нагибнева А.В. звания «Ветеран труда» Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» послужило то обстоятельство, что согласно представленным копиям документов его трудовой стаж в календарном исчислении составляет <данные изъяты> дня, что менее 25 календарных лет.

Между тем, суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района», является несостоятельной и не основанной на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые в силу положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно статье 1 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Согласно п. 2, 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

Условия пенсионного обеспечения кадровых военнослужащих и членов их семей урегулированы Законом Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что прямо следует из положений статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии со ст.13 данного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Следовательно, федеральный законодатель, а затем и законодатель субъекта, определяя круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в частности лиц, имеющих стаж необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, не ставит в зависимость для данной категории лиц наличие 25-летнего трудового стажа.

В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона к военнослужащим отнесены граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

К данной категории относится и истец, проходивший службу в органах внутренних дел России.

Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.

Само по себе право истца на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ.

При таких данных суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда».

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчиков ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению права истца на присвоение звания «Ветеран труда».

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российской Федерации социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ, и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что Нагибнев А.В. на момент обращения в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственными наградами, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» об отказе в присвоении Нагибневу А.В. звания «Ветеран труда» является незаконным.

В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.

Нагибнев А.В. обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района», предоставив для этого необходимые документы, ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».

Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» выдать Нагибневу А.В. удостоверение «Ветеран труда».

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» об отказе в присвоении Нагибневу Андрею Васильевичу звания «Ветеран труда».

Признать за Нагибневым Андреем Васильевичем право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» присвоить Нагибневу Андрею Васильевичу звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца.

Председательствующий

Согласовано 15 июня 2012 года