Решение суда от 07.06.12г. о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2012 года                                                            п. Куркино

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Песковой Г.В.,

при секретаре Зелениной В.В.,

с участием

помощника прокурора Куркинского района Тульской области Сулягиной И.Ю.,

истца Моисеева И.М.,

представителя ответчика – Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Козыревой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-691/2012 по иску прокурора Куркинского района Тульской области в интересах Моисеева Игоря Михайловича к комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Куркинского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах Моисеева И.М. к Комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству с требованием обязать ответчика предоставить Моисееву И.М. жилое помещение, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, в виде отдельной квартиры, не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органами местного самоуправления МО Самарское Куркинского района Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора уточнила исковые требования, а именно просила суд: обязать ответчика предоставить Моисееву И.М. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в виде отдельной квартиры, не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органами местного самоуправления МО Самарское Куркинского района Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований помощник прокурора указала, что постановлением главы администрации муниципального образования Куркинский район от ДД.ММ.ГГГГ Моисеев Игорь Михайлович ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был помещен в детский дом в связи с тем, что его мать ФИО2 решением Куркинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, отец, ФИО3, умер ДД.ММ.ГГГГ. Данным постановлением за Моисеевым И.М. была закреплена жилая площадь в доме колхоза «<данные изъяты>» в населенном пункте <адрес> без указания конкретного адреса и площади закрепляемого жилого помещения. По окончании пребывания в государственном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Моисеев И.М. проходил профессиональное обучение в профессиональном училище <адрес>. После завершения обучения в ДД.ММ.ГГГГ году, Моисеев И.М. по вопросу предоставления ему жилого помещения в орган опеки, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Куркинский район, а также в администрацию МО Самарское Куркинского района не обращался.

ДД.ММ.ГГГГ Моисеев И.М. обратился к главе администрации МО Самарское Куркинского района с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как комната, которая выделена ему для проживания по адресу: <адрес>, не соответствует санитарно-техническим нормам. Согласно акта обследования жилищно-бытовых условий Моисеева И.М. от ДД.ММ.ГГГГ, комната, выделенная последнему, площадью <данные изъяты>. находится на втором этаже двухэтажного кирпичного здания. Кровля здания шиферная - ветхая. Отопления, электроэнергии, воды, канализации в комнате нет. Оконная рама - сгнившая. Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, а именно комнаты, выделенной Моисееву И.М. в общежитии <адрес>, видно, что она отвечает санитарно-техническим нормам и требованиям. Постановлено в кратчайшие сроки провести отселение жильцов из общежития. Постановлением главы администрации МО Самарское Куркинского района от ДД.ММ.ГГГГ Моисеев И.М. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Ссылаясь на ч. 1 ст. 672 ГК РФ, п. 2 ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ, ст.ст. 1, 8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», справку Территориального отдела Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству прокурор полагает, что Моисеев И.М. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью. Однако, до настоящего времени Моисеев И.М. не обеспечен жильем в соответствии с требованиями законодательства.

Считает, что на основании ст. 4 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3 Закона Тульской области от 12.11.2007 г. № 902–ЗТО «О жилищном фонде Тульской области», п. 3 постановления администрации Тульской области № 105 от 04.03.2009 г. «Об органах исполнительной власти уполномоченных на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области», органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на предоставление жилых помещений и на осуществление управления жилищным фондом Тульской области определен комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству. Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Тульской области в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Тульской области от 12.11.2007 г. № 902-ЗТО «О жилищном фонде Тульской области» осуществляют органы местного самоуправления по месту регистрационного учета. Обязанность по обеспечению сохранности закрепленного за Моисеевым И.М. жилого помещения была возложена на органы опеки и попечительства, функции которого, до принятия Закона Тульской области № 1336-ЗТО от 07.10.2009 г. «О защите прав ребенка», исполнялись органами местного самоуправления, в данном случае администрацией муниципального образования Куркинский район. Однако, ни администрацией МО Куркинский район, ни комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, мер направленных на обеспечение сохранности жилого помещения, закрепленного за Моисеевым И.М., и находящегося в населенном пункте Маслово принято не было, в результате чего жилое помещение оказалось передано посторонним лицам для проживания. В связи с изложенным, прокурор, действующий в интересах Моисеева И.М. просит суд обязать Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству предоставить Моисееву Игорю Михайловичу жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в виде отдельной квартиры, площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органами местного самоуправления МО Самарское Куркинский район Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Моисеев И.М. исковые требования прокурора Куркинского района Тульской области, поддержал, указав, что его мать ФИО2 решением Куркинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав, отец – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Он был направлен как сирота в школу-интернат. Закончил обучение в ДД.ММ.ГГГГ году. За ним осталась закрепленная жилплощадь в доме колхоза «<данные изъяты>» в населенном пункте <адрес>. Но он не знает, какое именно жилое помещение закреплено за ним, в данном населенном пункте он никогда не был, после окончания интерната жить ему негде. В ДД.ММ.ГГГГ году он был зарегистрирован в общежитии в <адрес>, но проживать в комнате, где он зарегистрирован не смог, поскольку она находится в антисанитарном состоянии, там отсутствуют водопровод, свет, ремонт. Фактически жилого помещения пригодного для проживания у него нет.

Представитель ответчика - Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Козырева О.Ю. исковые требования не признала, указав, что Моисеев И.М., действительно относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Но, в настоящее время, ему не может быть предоставлено жилое помещение, поскольку законодательство РФ, правом на внеочередное предоставление жилого помещения детям сиротам и оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей, сирот и оставшихся без попечения родителей, предоставляется только до достижения ими <данные изъяты> лет. Моисееву И.М. уже более <данные изъяты> лет и поэтому, воспользоваться своим правом он не может, так как не обратился в соответствующие органы с требованием предоставить ему жилье в установленное время, то есть до достижения <данные изъяты> лет.

Представитель третьего лица - администрации МО Куркинский район Тульской области по доверенности Алышевская С.В. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом. В суд предоставила заявление с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие и не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.

Представитель третьего лица - администрации МО Самарское Куркинского района в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

Заслушав помощника прокурора Сулягину И.Ю., истца Моисеева И.М., представителя ответчика - Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Козыреву О.Ю., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельства о рождении Моисеева Игоря Михайловича, его родителями являются ФИО2 и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении Моисеева И.М.

Постановлением главы администрации Куркинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ Моисеев Игорь Михайлович ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был определён в детское государственное воспитательное учреждение в связи с лишением его матери – ФИО2 родительских прав и в связи со смертью его отца ФИО3. При этом за несовершеннолетним Моисеевым И.М. была закреплена жилая площадь в доме колхоза «<данные изъяты>» в населенном пункте <адрес>.

Данное постановление не содержит сведений ни об адресе, ни о размере жилой площади, закрепленной за Моисеевым И.М.

В судебном заседании Моисеев И.М. и представитель ответчика - Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству по доверенности Козырева О.Ю. пояснили, что им не известно, какое именно жилое помещение было закреплено за Моисеевым И.М. в ДД.ММ.ГГГГ году по Постановлению главы администрации Куркинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ

Других доказательств местонахождения закрепленного за Моисеевым И.М. жилого помещения в н.<адрес> колхоза «<данные изъяты>» в суд сторонами представлено не было.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что определить местонахождение закрепленного за Моисеевым И.М. жилого помещения в н.<адрес> по постановлению главы администрации Куркинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.

Кроме того, постановлением главы администрации МО Куркинский район от ДД.ММ.ГГГГ, исключен из постановления главы администрации Куркинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, пункт , согласно которому за Моисеевым И.М. и другими детьми была сохранена жилая площадь в доме колхоза «<данные изъяты>». Данное обстоятельство свидетельствует о признании администрацией МО Куркинский район факта отсутствия закрепленного за Моисеевым И.М. жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 3 Закона Тульской области от 12.11.2007 № 902-ЗТО (ред. от 30.09.2011г.) «О жилищном фонде Тульской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, относятся к категориям граждан, имеющим право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма.

Данным законом Тульской области определен порядок ведения учета граждан с целью предоставления жилых помещений жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма (ст. 4 данного Закона).

Согласно справке начальника территориального отдела по Куркинскому району Комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ, Моисеев Игорь Михайлович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельства об окончании учебного заведения, Моисеев И.М. до ДД.ММ.ГГГГ года обучался в ПУ <адрес>.

После окончания обучения, он был зарегистрирован в ДД.ММ.ГГГГ году по адресу: <адрес>, что подтверждается копией его паспорта и выпиской из домовой книги.

Из актов обследования жилого помещения: комнаты в <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комната, в которой состоит на регистрационном учете Моисеев И.М., расположена в муниципальном, двухэтажном, кирпичном здании - бывшем общежитии. Данная комната находится на втором этаже, общая площадь комнаты - <данные изъяты>. Крыша шиферная – ветхая, протекает по всему периметру. Оконные рамы и входные двери полностью сгнили. В комнате нет отопления, электроэнергии, канализации, воды. Санитарно-гигиеническое состояние комнаты и всего общежития - неудовлетворительное, признаны не пригодными для проживания. По результатам обследования, было сделано заключение от ДД.ММ.ГГГГ о признании непригодной для постоянного проживания комнаты, в которой состоит на регистрационном учете Моисеев И.М. и принято решение провести отселение жильцов общежития в кратчайшие сроки.

На основании постановления главы администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, Моисеев И.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из уведомления управления Росреестра по Тульской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Моисеева И.М. на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом судом установлено, что Моисеев И.М. не имеет жилого помещения, пригодного для проживания.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частями 3 и 5 указанной нормы Закона предусмотрено, что гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В связи с чем, в соответствии с п. 1 статьи 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооружённых Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1-2 ст. 24 Закон Тульской области от 07.10.2009 N 1336-ЗТО (ред. от 01.06.2011) "О защите прав ребенка", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся под опекой (попечительством) либо зачисленные на полное государственное обеспечение в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, при осуществлении контроля за сохранностью жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду, право пользования, которыми сохранено за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, взаимодействует с органами местного самоуправления с целью принятия мер по защите прав детей указанной категории в случаях, предусмотренных ст. 687 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 91 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Часть третья данной статьи определяет, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти области жилыми помещениями жилищного фонда области по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

Из содержания закона Тульской области «О жилищном фонде Тульской области», следует, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, предоставляются органом, уполномоченным администрацией Тульской области на предоставление жилых помещений жилищного фонда Тульской области.

Согласно постановлению администрации Тульской области от 09.10.2009 N 754 (ред. от 22.03.2011) "Об утверждении Порядка управления жилищным фондом социального использования Тульской области" государственными заказчиками по размещению государственного заказа по приобретению жилых помещений для формирования жилищного фонда социального использования Тульской области, наймодателями по договору социального найма жилого помещения жилищного фонда Тульской области, органами, уполномоченными на принятие решений об отнесении переданных им в оперативное управление находящихся в собственности Тульской области жилых помещений к жилищному фонду социального использования Тульской области, передачу жилых помещений жилищного фонда социального использования Тульской области в собственность граждан (детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения) является комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству. Данный комитет принимает решение о предоставлении жилого помещения, которое является основанием для заключения договора социального найма.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Моисеев И.М. имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а впоследствии статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей; содержался в детском доме, после чего проходил обучение в профессиональном училище до 2001 года; не имеет жилого помещения, пригодного для проживания, состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

С учетом всех обстоятельств дела, а так же учитывая, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести ряд действий: подготовить документы, получить денежные средства, суд полагает, что требование прокурора о предоставлении Моисееву И.М. благоустроенное жилое помещение в срок до ДД.ММ.ГГГГ является разумным и достаточным.

При таких обстоятельствах, требования прокурора законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что Моисеев И.М. не может воспользоваться правом на получение вне очереди жилого помещения как имеющий статус - лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент рассмотрения дела ему более <данные изъяты> лет, суд отвергает.

Действительно, из положений абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ следует, что гарантируемая названным в этом абзаце лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения возраста 23 лет.

В то же время, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Куркинского района Тульской области в интересах Моисеева Игоря Михайловича к комитету Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в срок до ДД.ММ.ГГГГ, предоставить Моисееву Игорю Михайловичу жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной органами местного самоуправления МО Самарское Куркинского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца через Богородицкий районный суд со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий