Решение от 14.06.2012 г. о понуждении к принятию мер направленных на регистрацию права



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2012 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Рязанцева А.Б.,

при секретаре Саломасовой И.Ю.,

с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Булановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №14 о понуждении к принятию мер, направленных на регистрацию права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оперативного управления недвижимым имуществом,

установил:

Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчику в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об использовании имущества при закреплении его на праве оперативного управления за муниципальными образовательными бюджетными учреждениями. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район с муниципальным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа №14 (далее МОБУ СОШ №14) заключен договор о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МОБУ СОШ №14. Согласно данному договору Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления недвижимое имущество – здание школы, расположенное по адресу: <адрес>. В нарушение норм федерального законодательства МОБУ СОШ №14 не приняты меры по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что влечет отсутствие правовых оснований для использования недвижимого имущества, лишает ответчика права распоряжения указанным имуществом.

На основании изложенного Богородицкий межрайонный прокурор просил суд обязать МОБУ СОШ №14 принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области на праве оперативного управления.

В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Буланова Е.Н. заявленные требования поддержала.

Директор ответчика МОБУ СОШ №14 Тюрина Л.А. в судебное заседание не явилась, представив в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть данное дело в ее отсутствие.

Представитель 3-его лица комитета образования администрации муниципального образования Богородицкий район в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Представитель 3-его лица администрации муниципального образования Богородицкий район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель 3-его лица комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район в судебное заседание не явился. В представленном в адрес суда письменном заявлении председатель комитета Кобзева Е.А. просит рассмотреть заявление Богородицкого межрайонного прокурора в отсутствие их представителя.

По основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав прокурора Буланову Е.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Богородицкого межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.49 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности

Согласно п.1 ст.39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителем муниципального бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 1.3 ч. 1 Положения о комитете имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район, утвержденного решением Собрания представителей МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что комитет является функциональным структурным органом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Богородицкий район, обеспечивающим выполнение полномочий администрации МО Богородицкий район в сфере имущественных и земельных отношений по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ п. 3.2 ч. 3 указанного Положения Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район инициирует и оформляет, в установленном порядке передачу муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район с МОБУ СОШ №14 заключен договор о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МОБУ СОШ №14.

Согласно данному договору Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления недвижимое имущество – здание школы, расположенное по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О
государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с
ним», п.1 ст.131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как следует из п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, постановления Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных в защитой права собственности и других вещных прав» в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

В судебном заседании установлено, что за МОБУ СОШ №14 право оперативного управления недвижимым имуществом – зданием школы №14 до настоящего времени не зарегистрировано.

С учетом изложенного требования Богородицкого межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 (место нахождения и фактический адрес: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ- дата государственной регистрации в качестве юридического лица, 7112006684- идентификационный номер налогоплательщика) принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом-здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, переданным ему комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области на праве оперативного управления.

Взыскать с муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №14 (место нахождения и фактический адрес: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ- дата государственной регистрации в качестве юридического лица, 7112006620- идентификационный номер налогоплательщика) госпошлину в доход государства в сумме 200 руб. 00 коп.

Наименование получателя платежа: УФК по Тульской области (МИ ФНС РФ №1 по Тульской области)

Наименование платежа: госпошлина за рассмотрение искового заявления

Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Тульской области г.Тула

Расчетный счет: 40101810700000010107 в УФК по Тульской области (ИФНС по Богородицкому району)

ИНН: 7117014255

ОКАТО: 70408550000

КПП: 711701001

БИК: 047003001

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца.

Председательствующий