Решение суда от 07.06.2012 г. по гражданскому делу по иску Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределнного круга лиц к МОБУ СОШ №17 о понуждении к регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 июня 2012 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Игнатьевой Н.В.,

при секретаре Толкачевой О.Н.,

с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Булановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №17 о понуждении к принятию мер, направленных на регистрацию права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оперативного управления недвижимым имуществом,

установил:

Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчику в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об использовании имущества при закреплении его на праве оперативного управления за муниципальными образовательными бюджетными учреждениями. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования <адрес>, действующим на основании Положения о Комитете, с муниципальным образовательным бюджетным учреждением средняя общеобразовательная школа №17. действующим на основании Устава, заключен договор о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МОУ СОШ №17. Согласно п.п. 1.1 п. 1 данного договора Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления недвижимое имущество- здание школы, расположенного по адресу: <адрес>, что также подтверждается постановлением администрации МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче муниципального имущества в оперативное управление». В нарушение норм федерального законодательства муниципальным образовательным бюджетным учреждением средняя общеобразовательная школа №17 не приняты меры по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом, а именно сараем, расположенным по адресу: <адрес>, в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что влечет отсутствие правовых оснований для использования недвижимого имущества, лишает ответчика права распоряжения указанным имуществом. На основании изложенного просит суд обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области на праве оперативного управления.

В своем уточненном заявлении прокурор указывает, что на основании п.п. 1.1 п. 1 договора о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МОУ СОШ №17, Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления недвижимое имущество - сарай <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Просит суд обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области на праве оперативного управления недвижимое имущество – сарай, расположенный по указанному выше адресу.

Помощник Богородицкого межрайонного прокурора Буланова Е.Н. в судебном заседании уточненные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №17 в судебное заседание не явился. В представленном суду заявлении просит рассмотреть гражданское дело по иску прокурора к МОБУ СОШ №17 в отсутствие представителя МОБУ СОШ№17. уточненное исковое требование признают и не возражают против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица комитета имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район в судебное заседание не явился. В представленном суду заявлении просит рассмотреть гражданское дело по иску Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МОБУ СОШ №17 о понуждении принятия мер, направленных на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом без его участия.

Представитель третьего лица комитета по образованию администрации МО Богородицкий район в судебное заседание не явился. В представленном в адрес суда заявлении просит рассмотреть гражданское дело по иску прокурора о понуждении к принятию мер, направленных на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом. Явиться в суд не может в связи с занятостью на работе, против исковых требований прокурора не возражает.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Богородицкий район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном в адрес суда письменном заявлении представитель по доверенности Ерещенко Е.Л. просит рассмотреть дело в ее отсутствие, разрешение данного дела оставляет на усмотрение суда.

По основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав доводы помощника прокурора Булановой Е.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из ст.49 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности

В силу п.1 ст.39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» за образовательным учреждением, в целях обеспечения образовательной деятельности, в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителем муниципального бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование.

В соответствии с ч.ч. 1. 2 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Пунктом Положения о комитете имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район, утвержденного решением Собрания представителей МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что комитет является функциональным структурным органом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Богородицкий район, обеспечивающим выполнение полномочий администрации МО Богородицкий район в сфере имущественных и земельных отношений по решению вопросов местного значения.

Как следует из п.п. п. указанного Положения, Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район инициирует и оформляет, в установленном порядке, передачу муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район, действующим на основании положения о Комитете, с муниципальным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа №17. действующим на основании Устава, заключен договор о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МОУ СОШ №17.

Согласно указанного договора, Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления недвижимое имущество – сарай <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Факт передачи администрацией МО Богородицкий район муниципального имущества в оперативное управление подтверждается Постановлением администрации МО Богородицкий район за от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с которым движимое и недвижимое имущество: <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>, закреплены на праве оперативного управления за МОБУ СОШ №17

В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с ним», а также ч. 1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 216 ГК РФ, вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

Из п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Постановления Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных в защитой права собственности и других вещных прав» следует, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В судебном заседании установлено, что муниципальным образовательным бюджетным учреждением средней общеобразовательной школы №17 право оперативного управления недвижимым имуществом – сараем, расположенным по адресу: <адрес>, до настоящего времени не зарегистрировано.

С учетом изложенного, принимая во внимание мнение ответчика – муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №17, не возражавшего против заявленных требований, требования Богородицкого межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №17 о понуждении к принятию мер, направленных на регистрацию права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оперативного управления недвижимым имуществом, удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 (место нахождения и фактический адрес: <адрес>) принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом – сараем, расположенным по адресу: <адрес>, переданным ему комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области на праве оперативного управления.

Взыскать с муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №17 (место нахождения и фактический адрес: <адрес>) госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., которую перечислить в УФК по Тульской области (МИ ФНС РФ №1 по Тульской области)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца.

Председательствующий