РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 июня 2012 года г. Богородицк Тульской области Богородицкий районный суд Тульской области в составе: председательствующего Потаповой Л.А., при секретаре Рожновой М.В., с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Булановой Е.Н., представителя 3-его лица комитета образования администрации МО Богородицкий район Тульской области по доверенности Возвышаевой И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №9 о понуждении к принятию мер, направленных на регистрацию права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оперативного управления недвижимым имуществом, установил: Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчику в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об использовании муниципального имущества при закреплении его на праве оперативного управления за муниципальными образовательными бюджетными учреждениями. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район с муниципальным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа №9 заключен договор № о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МОУ СОШ №9. Согласно данному договору Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления недвижимое имущество – здание школы, расположенное по адресу: <адрес>. В нарушение норм федерального законодательства муниципальным образовательным бюджетным учреждением средняя общеобразовательная школа №9 не приняты меры по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что влечет отсутствие правовых оснований для использования недвижимого имущества, лишает ответчика права распоряжения указанным имуществом. На основании изложенного Богородицкий межрайонный прокурор просил суд обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области на праве оперативного управления. В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Буланова Е.Н. заявленные требования поддержала, уточнив их, просила суд обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области на праве оперативного управления недвижимое имущество – здание школы, расположенное по адресу: <адрес>. Представитель ответчика муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №9 в судебное заседание не явился. В представленном суду заявлении директор данного МОБУ СОШ ФИО4 в соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ просит рассмотреть данное заявление без участия их представителя. Представитель 3-его лица комитета образования администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Возвышаева И.Р. в судебном заседании против исковых требований не возражала. Представитель 3-его лица администрации муниципального образования Богородицкий район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном в адрес суда письменном заявлении представитель по доверенности ФИО6 просит рассмотреть дело в ее отсутствие, разрешение данного дела оставляет на усмотрение суда. Представитель 3-его лица комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район в судебное заседание не явился. В представленном в адрес суда письменном заявлении председатель комитета ФИО7 просит рассмотреть заявление Богородицкого межрайонного прокурора в отсутствие их представителя. По основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание. Выслушав прокурора Буланову Е.Н., представителя 3-его лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Богородицкого межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.49 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Согласно п.1 ст.39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Согласно ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителем муниципального бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование. В соответствии с ч.ч1, 2 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Пунктом 1.3 ч. 1 Положения о комитете имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район, утвержденного решением Собрания представителей МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что комитет является функциональным структурным органом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации муниципального образования Богородицкий район, обеспечивающим выполнение полномочий администрации МО Богородицкий район в сфере имущественных и земельных отношений по решению вопросов местного значения. В соответствии с п.п. 3.2.16 п. 3.2 ч. 3 указанного Положения Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район инициирует и оформляет, в установленном порядке передачу муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район с муниципальным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа №9 заключен договор № о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МОУ СОШ №9. Согласно данному договору Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления недвижимое имущество – здание школы, расположенное по адресу: <адрес>. В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Согласно п. 1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Согласно ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О Как следует из п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, постановления Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных в защитой права собственности и других вещных прав» в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О В судебном заседании установлено, что муниципальным образовательным бюджетным учреждением средней общеобразовательной школы №9 право оперативного управления недвижимым имуществом – зданием школы №9 до настоящего времени не зарегистрировано. С учетом изложенного, принимая во внимание мнение ответчика – муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №9, не возражавшего против заявленных требований, требования Богородицкого межрайонного прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с ответчика с учетом заявленных исковых требований подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в сумме <данные изъяты> руб. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: заявление Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №9 о понуждении к принятию мер, направленных на регистрацию права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оперативного управления недвижимым имуществом, удовлетворить. Обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 (место нахождения и фактический адрес: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - дата государственной регистрации в качестве юридического лица, № - идентификационный номер налогоплательщика) принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом - здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, переданным ему комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области на праве оперативного управления. Взыскать с муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №9 (место нахождения и фактический адрес: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - дата государственной регистрации в качестве юридического лица, №- идентификационный номер налогоплательщика) госпошлину в доход государства в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Наименование получателя платежа: УФК по <данные изъяты> области (МИ ФНС РФ № по <данные изъяты> области) Наименование платежа: госпошлина за рассмотрение искового заявления Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по <данные изъяты> области г.<данные изъяты> Расчетный счет: № в УФК по <данные изъяты> области (ИФНС по <данные изъяты> району) ИНН: № ОКАТО: № КПП: № БИК: № Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий
государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с
ним», п.1 ст.131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с
ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.