Решение суда от 15.06.12г. по иску прокурора о признании недвижимой вещи - гидротехнического сооружения, бесхозяйной, о понуждении к постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнического сооружения.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2012 года пос. Куркино

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Песковой Г.В.,

при секретаре Зелениной В.В.,

с участием

помощника прокурора Куркинского района Тульской области Папрыгина Е.С.,

представителя ответчика администрации МО Крестовское Куркинского района Тульской области – главы администрации МО Крестовское Приданцева Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-776/2012 по иску прокурора Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Крестовское Куркинского района Тульской области о признании незаконным бездействие администрации МО Крестовское Куркинского района, о признании недвижимой вещи – гидротехнического сооружения, бесхозяйной, о понуждении ответчика к постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнического сооружения,

установил:

Прокурор Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Крестовское Куркинского района Тульской области указывая, что прокуратурой района совместно со специалистом МРО по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, с начальником ОНД по Куркинскому району была проведена проверка соблюдения администрацией МО Крестовское Куркинского района законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что на территории <адрес> МО Крестовское Куркинского района имеется гидротехническое сооружение – ГТС пруда. Собственник данной ГТС не выявлен. Право собственности иных лиц на данное ГТС в ходе прокурорской проверки не установлено, в связи, с чем в настоящее время гидротехническое сооружение является бесхозяйным. В ходе проведенной проверки состояния безопасности ГТС было установлено, что плотина в <адрес> имеет проезжий гребень, в нарушение требований ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности гидротехнических сооружений», состояние данного ГТС неудовлетворительное, требуется проведение ремонта. ГТС состоит из водосбросного сооружения трубчатого типа с двумя водоотводящими нитями круглого сечения диаметром по <данные изъяты> плотина грунтовая, проезжая, длинной <данные изъяты> метров, шириной <данные изъяты> метров, состояние неудовлетворительное. Таким образом, создается угроза для возникновения ДТП, нанесения вреда жизни и здоровью людей.

Выявленные в ходе проверки ГТС нарушения требований безопасности и фактически статус ГТС, как бесхозяйного, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и гибели людей. Однако, администрация МО Крестовское меры по регистрации права на недвижимое имущество – ГТС, по признанию объекта бесхозяйным и по постановке его на учет не принимает. Дальнейшее бездействие со стороны ответчика может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации на территории <адрес> и как следствие материальные потери и человеческие жертвы. Данная ситуация дает прокурору право в соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» обратиться с данным заявлением в суд и просить суд признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда расположенного в <адрес> МО Крестовское Куркинского района, бесхозяйной; признать незаконным бездействие администрации МО Крестовское Куркинского района, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, гидротехнического сооружения - пруда в с. <адрес> Крестовского муниципального образования; а также обязать администрацию МО Крестовское Куркинского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры необходимые для постановки гидротехнического сооружения - пруда в <адрес> МО Крестовское Куркинского района на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В судебном заседании помощник прокурора Куркинского района Тульской области Папрыгин Е.С. заявленные требования в интересах неопределенного круга лиц просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО Крестовское Куркинского района Тульской области – глава администрации МО Крестовское Приданцев Н.Н. в судебном заседании подтвердил изложенные в иске обстоятельства, согласился и признал исковые требования полностью. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ судом ответчику разъяснены и понятны.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Куркинского района Тульской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, ремонте, реконструкции, консервации, выводе и эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 указанного Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Произведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории МО Крестовское Куркинского района Тульской области имеется гидротехническое сооружение пруда – плотина, расположенная в <адрес>, которая не имеет своего собственника и эксплуатирующую организацию.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается ответчиком, что администрация МО Крестовское Куркинского района Тульской области до настоящего времени не обратилась в учреждение юстиции по регистрации права на недвижимое имущество с заявлением о принятии бесхозяйного гидротехнического сооружения на учет, не приняла мер по принятию его в муниципальную собственность.

В настоящее время гидротехническое сооружение находится в неудовлетворительном состоянии, что является нарушением ст. 9 Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Как указанно в акте от ДД.ММ.ГГГГ, по проверке гидротехнических сооружений, расположенных на территории Куркинского района, составленного заместителем прокурора Куркинского района совместно с межрегиональным отделом по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, специалистом ОНД по Куркинскому району, проверена ГТС пруда в с. <данные изъяты> Крестовского муниципального образования Куркинского района и установлено, что: плотина грунтовая, проезжая, ширина плотины <данные изъяты>., длинна <данные изъяты>. Состоит из водосбросного сооружения трубчатого типа с двумя водоотводящими нитями круглого сечения диаметром <данные изъяты> просадок гребня плотины не обнаружено. Состояние неудовлетворительное.

Учитывая, что гребень плотины является проезжим, требует ремонта, то дальнейшее разрушение гребня плотины может привести к возникновению аварийной ситуации и повлечь за собой материальные потери и человеческие жертвы.

Сложившаяся ситуация с гидротехническим сооружением явилась следствием отсутствия собственника, а также эксплуатирующей организации, которые должны поддерживать сооружение в надлежащем состоянии.

В соответствии с информацией Куркинского производственного участка Богородицкого отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», у них отсутствуют сведения на объект - гидротехническое сооружение пруда в с. <адрес> Куркинского района.

Как следует из сообщения Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах, в том числе о постановке на учет вышеуказанного гидротехнического сооружения как бесхозяйного имущества в ЕГРП отсутствуют.

Статьей 225 ГК РФ установлено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора должен сообщить данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17,09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора Куркинского района в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Крестовское Куркинского района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Крестовское Куркинского района Тульской области о признании незаконным бездействие администрации МО Крестовское Куркинского района, о признании недвижимой вещи – гидротехнического сооружения, бесхозяйной, о понуждении ответчика к постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи гидротехнического сооружения, удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации МО Крестовское Куркинского района, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет гидротехнического сооружения - пруда в с. <адрес> Крестовского муниципального образования, в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Признать недвижимую вещь - гидротехническое сооружение пруда в <адрес> МО Крестовское Куркинского района Тульской области, бесхозяйной.

Обязать администрацию МО Крестовское Куркинского района Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры, необходимые для постановки на учет гидротехнического сооружения пруда в с. <адрес> Куркинского района Тульской области в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий