Решение от 14.06.2012 г. об обязании принять меры к оформлению права собственности на автомобольные дороги



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2012 года пос. Волово

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Прядченко С.М.,

при секретаре Кирьяновой Е.В.,

с участием

представителя истца помощника прокурора Воловского района Тульской области Гулиева В.Г,

представителя ответчика главы администрации МО Двориковское Воловского района Балаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воловского района Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Двориковское Воловского района Тульской области об обязании принять меры к оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения,

у с т а н о в и л:

прокурор Воловского района Тульской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Двориковское Воловского района Тульской области об обязании принять меры к оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения, обосновав свои исковые требования следующим.

Прокуратурой Воловского района в ходе проверки исполнения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Воловского района было установлено, что на территории муниципального образования Двориковское Воловского района автомобильные дороги местного значения расположенные по адресам: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км отнесены к автомобильным дорогам общего пользования.

В силу абз. 3 п. 1 Приложения N 3 к постановлению от 27.12.1991 года N 3020-1 Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности на Федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам, относящимся к муниципальной собственности, в частности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением районов в городах) совета народных депутатов объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, находящихся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

На основании п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 года N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением N 3 к постановлению N3020-1.

Согласно Указу Президента РФ от 22.12.1993 года N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ», объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета РФ и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.

Автомобильные дороги являются объектами недвижимости в силу постановки их на кадастровый учет как сооружения. В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 года N 32 автомобильная дорога - сложное сооружение, включающее дорожное полотно, дорожное покрытие и т.д. Характеристики спорных объектов отражены в кадастровых паспортах объектов. Отсутствие в кадастровых паспортах сведений о кадастровых номерах земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимости - автомобильные дороги, допускается на основании Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Специфика учета объектов автодорожной деятельности позволяет идентифицировать объекты в целях государственной регистрации права собственности.

Согласно ст. 14 и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения в собственности поселения могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов.

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ все дороги в зависимости от их назначения делятся на 4 вида: 1) автомобильные дороги федерального значения, 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, 3) автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа; 4) частные автомобильные дороги.

Перечень автодорог федерального значения, утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 года N 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения».

Перечень автодорог регионального и межмуниципального значения утвержден Постановлением правительства Тульской области от 06.12.2011 года N 233 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тульской области».

Эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог.

Автомобильная дорога местного значения - автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам (пункт 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.

Перечень имущества, утвержденный правовым актом органов местного самоуправления на основании вышеуказанных Указа Президента РФ и постановления Верховного Совета Российской Федерации, а также кадастровый паспорт является основанием для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.

Проверка показала, что со стороны администрации муниципального образования Двориковское мер по изданию правового акта о включении перечисленных дорог местного значения в Перечень муниципального недвижимого имущества, мер, необходимых для оформления права собственности органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, мер по оформлению кадастровых паспортов на вышеуказанные автомобильные дороги не принималось.

Бездействие органа местного самоуправления в лице администрации муниципального образования Двориковское Воловского района по не принятию указанных мер является незаконным, грубо нарушающим законные интересы неопределенного круга участников дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

По этим основаниям прокурор Воловского района Дроняев А.Н. просил суд признать бездействие администрации муниципального образования Двориковское Воловского района, выражающееся в не принятии мер по изданию правового акта о включении автомобильных дорог местного значения, расположенных по адресам: <адрес>, протяженность дороги <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км в Перечень муниципального недвижимого имущества, незаконным, а также обязать администрацию муниципального образования <адрес> издать правовой акт о включении указанных выше автомобильных дорог местного значения в Перечень муниципального недвижимого имущества и принять комплекс мер, необходимых для оформления права собственности органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, перечисленных выше автомобильных дорог местного значения.

В судебном заседании помощник прокурора Воловского района Гулиев В.Г. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – глава администрации МО Двориковкое Воловского района Балаева Т.В. в судебном заседании пояснила, что иск признаёт частично, поскольку администрация не бездействует. Администрацией составлен перечень бесхозяйных объектов недвижимости, находящихся на территории администрации МО Двориковское, в этот перечень в т.ч. включены дороги местного значения, указанные в иске. Кроме того, администрацией принят план по оформлению права собственности на указанные объекты. В связи с отсутствием денежных средств администрация запланировала оформить в собственность местные дороги в ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Воловского района Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Двориковское Воловского района Тульской области об обязании принять меры к оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения, подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 9 ст.5 Федерального закона от 8.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, в частности, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям главы муниципального образования Двориковское Воловского района от ДД.ММ.ГГГГ автомобильные дороги, расположенные по адресам: <адрес>, протяженность дороги <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км., <адрес> - <данные изъяты> км., <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км на балансе данного муниципального образования не стоят.

Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие муниципального образования Двориковское Воловского района, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, дорог местного значения, существенно нарушают права и законные интересы неопределённого круга лиц, участников дорожного движения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Воловского района Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Двориковское Воловского района Тульской области об обязании принять меры к оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Двориковское Воловского района, выражающееся в непринятии мер по изданию правового акта о включении автомобильных дорог местного значения, расположенных по адресам: <адрес>, протяженность дороги <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км, <адрес> - <данные изъяты> км в Перечень муниципального недвижимого имущества.

Обязать администрацию муниципального образования Двориковское Воловского района издать правовой акт о включении указанных выше автомобильных дорог местного значения в Перечень муниципального недвижимого имущества.

Обязать администрацию муниципального образования Двориковское Воловского района принять комплекс мер, необходимых для оформления права собственности на перечисленные выше автомобильные дороги местного значения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение месяца.

Председательствующий