решение от 20.06.2012 года о понуждении к принятию мер, направленных на регистрацию права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оперативного управления недвижимым имуществом



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2012 года г. Богородицк Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Стариковой Н.Г.,

при секретаре Савченко Л.В.,

с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Булановой Е.Н.,

представителя муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №22 Буфетовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №22 о понуждении к принятию мер, направленных на регистрацию права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оперативного управления недвижимым имуществом,

установил:

Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ответчику в защиту интересов неопределенного круга лиц, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об использовании имущества при закреплении его на праве оперативного управления за муниципальными образовательными бюджетными учреждениями. В ходе проверки установлено, что 03.01.2003 года комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район с муниципальным образовательным бюджетным учреждением средняя общеобразовательная школа №22 заключен договор №24 о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления МОБУ СОШ №22. Согласно данному договору Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления недвижимое имущество – здание школы, расположенное по адресу: Тульская область, Богородицкий район, с. Ломовка. В нарушение норм федерального законодательства муниципальным образовательным бюджетным учреждением средняя общеобразовательная школа №22 не приняты меры по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что влечет отсутствие правовых оснований для использования недвижимого имущества, лишает ответчика права распоряжения указанным имуществом. На основании изложенного Богородицкий межрайонный прокурор просил суд обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области на праве оперативного управления.

В судебном заседании прокурор Буланова Е.Н. заявленные требования уточнила, просила суд обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области на праве оперативного управления – здания школы, расположенного по адресу: Тульская область, Богородицкий район, с. Ломовка.

Представитель ответчика муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №22 Буфетова А.Б. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что она принимает меры для регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом.

Представитель 3-его лица комитета образования администрации муниципального образования Богородицкий район не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном ранее в адрес суда заявлении председатель Комитета по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район Гайдак И.П. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель 3-его лица администрации муниципального образования Богородицкий район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном в адрес суда письменном заявлении представитель по доверенности Ерещенко Е.Л. просит рассмотреть дело в ее отсутствие, разрешение данного дела оставляет на усмотрение суда.

Представитель 3-его лица комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном в адрес суда письменном заявлении председатель комитета Кобзева Е.А. просит рассмотреть заявление Богородицкого межрайонного прокурора в отсутствие их представителя.

По основаниям, предусмотренным ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав прокурора Буланову Е.Н., представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.49 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности

Согласно п.1 ст.39 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Согласно ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителем муниципального бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование.

В соответствии с чч1, 2 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 1.3 ч.1 Положения о комитете имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район, утвержденного решением Собрания представителей МО Богородицкий район от 09.11.2007 № 31-191, установлено, что комитет является функциональным структурным органом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Богородицкий район, обеспечивающим выполнение полномочий администрации МО Богородицкий район в сфере имущественных и земельных отношений по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п.п.3.2.16, п.3.2 ч.3 указанного Положения Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район инициирует и оформляет, в установленном порядке передачу муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений.

В судебном заседании установлено, что 03.01.2003 года между комитетом по управлению имуществом администрации города Богородицка и Богородицкого района и муниципальным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа №22 заключен договор №24 о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления.

Согласно пп.1.1 данного договора Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество, согласно приложению, а именно – здание школы, расположенное по адресу: Тульская область, Богородицкий район, с. Ломовка.

Из сообщения комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район от 14.06.2012 года следует, что постановлением главы администрации МО Богородицкий район от 31.08.2005 года №1085 в связи с переименованием муниципального образования «город Богородицк и Богородицкий район» Тульской области в муниципальное образование Богородицкий район, на основании закона Тульской области от 14.03.2005 года №555-ЗТО «О переименовании муниципального образования «город Богородицк и Богородицкий район» Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Богородицкого района Тульской области» комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Богородицк и Богородицкий район» Тульской области переименован в комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Богородицкий район. Согласно пункту 1 Положения о комитете имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования Богородицкий район от 16.05.2006 года №409, комитет имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район является правопреемником комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования город Богородицк и Богородицкий район.

В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Согласно ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О
государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с
ним», п.1 ст.131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как следует из п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, постановления Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных в защитой права собственности и других вещных прав» в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О
государственной регистрации прав не недвижимое имущество и сделок с
ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В судебном заседании установлено, что муниципальным образовательным бюджетным учреждением средняя общеобразовательная школа №22 право оперативного управления недвижимым имуществом – зданием школы №22 до настоящего времени не зарегистрировано.

С учетом изложенного, принимая во внимание мнение ответчика – муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №22, не возражавшего против заявленных требований, требования Богородицкого межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, в силу ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Богородицкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа №22 о понуждении к принятию мер, направленных на регистрацию права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оперативного управления недвижимым имуществом, удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №22 принять меры, направленные на регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области на праве оперативного управления – здания школы, расположенного по адресу: Тульская область, Богородицкий район, с.Ломовка.

Взыскать с муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №22 (место нахождения и фактический адрес: Тульская область, Богородицкий район, с. Ломовка; дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 19.08.1997 года, идентификационный номер налогоплательщика – 7112006691) государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Реквизиты для уплаты государственной пошлины: наименование получателя платежа: УФК по Тульской области (МИ ФНС РФ №1 по Тульской области), наименование платежа: госпошлина за рассмотрение искового заявления, наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Тульской области г.Тула, расчетный счет: 40101810700000010107 в УФК по Тульской области (ИФНС по Богородицкому району), ИНН: 7117014255, ОКАТО: 70408550000, КПП: 711701001, БИК: 047003001, Код бюджетной классификации: 18210803010011000110.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий