Решение от 24.07.2012г. о признании права на досрочное назначение пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2012 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Трегубова С.В.,

при секретаре Рожновой М.В.,

с участием истца Гаджимусаевой М.Ш.,

представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Старикова Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1070/2012 по
иску Гаджимусаевой Майрам Шахбановны к Управлению пенсионного фонда Российской федерации (Государственное учреждение) в городе Богородицк и Богородицком районе Тульской области о признании права на досрочное назначение пенсии и обязании назначить досрочную государственную пенсию,

у с т а н о в и л:

истец Гаджимусаева М.Ш. обратилась в суд с иском к ответчику по изложенным основаниям, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в <адрес>. <адрес> относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ относившего территории зон с правом на отселение, а с указанного времени к территории зоны с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ она обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием на территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В назначении указанной пенсии ей ответчиком было отказано по причине отсутствия права. В своем решении ответчик указал, что она имеет право на назначение трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года. С данным решением она не согласна.

В соответствии с изложенным, просила суд:

признать за ней, Гаджимусаевой М.Ш., право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения;

обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить ей, Гаджимусаевой М.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня возникновения права на назначение такой пенсии.

В настоящем судебном заседании истец Гаджимусаева М.Ш. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, при этом пояснила, что государственная пенсия по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, должна быть ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня возникновения права на назначение такой пенсии. Пояснила, что на указанную дату она достигла возраста 50 лет, у нее имелся страховой стаж требуемой продолжительности.

При этом просила суд:

признать за ней, Гаджимусаевой М.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения;

обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить ей, Гаджимусаевой М.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня возникновения права на назначение такой пенсии.

в зоне с льготныс социально-экономическим статусом мне выдано Удастоверение серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в коПредставитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области по доверенности Стариков Н.Ю. возражал против удовлетворения исковых требований Гаджимусаевой М.Ш., просил в удовлетворении иска отказать, и пояснил, что в своем Определении от 11.07.2006 №403-О Конституционный Суд Российской Федерации определил, что Положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

Тем не менее, право на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию предоставлено только гражданам, которые относятся одновременно к двум и более категориям в соответствии со ст.30-37 Закона от 15.05.1991г. и ст.11,12 и 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Истец не относится к категориям граждан, которым установлена пенсия на льготных основаниях, предусмотренных ст.11,12 и 14 Закона от 20.11.1990г.

Законом от 15.05.1991г. не предусмотрено суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.30-37, т. е. одновременное снижение возраста за проживание на территории зоны проживания с правом на отселение и за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Таким образом, право на снижение пенсионного возраста Гаджимусаева М.Ш. приобретет по достижении возраста 52 лет, поскольку у нее отсутствует период проживания на территории зоны проживания с правом на отселение требуемой продолжительности. Таким образом, пенсионный возраст истца должен быть снижен на 3 года за проживание (работу) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Полагает, что назначение истцу пенсии с уменьшением пенсионного возраста на 5 лет повлечет за собой излишнее расходование средств федерального бюджета.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

В соответствии с положениями ст.10 ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пп. 6,7,10 п. 1 указанной статьи) право на пенсию в соответствии с настоящим федеральным законом имеют в т.ч. граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а так же граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

Согласно положениям п.2 указанной статьи данным категориям граждан пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

При этом положения п.2 данной статьи во взаимосвязи с положениями ст.33,34 и п.7 и 8 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения – независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии (Определение Конституционного суда РФ от 11.07.2006г. №403-О).

Согласно статьи 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В пункте 8 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статьи 33 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В пункте 7 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

Согласно примечанию к ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что назначение пенсии по старости лицам, проживающим (работавшим) в зонах радиоактивного загрязнения, производится с уменьшением возраста выхода на пенсию на первоначальную и дополнительную величины. При этом первоначальная величина снижения пенсионного возраста обусловлена фактом проживания (работы) гражданина на соответствующей территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории, тогда как дополнительная величина – определяется с учетом периода проживания (работы) гражданина на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории он проживает на момент обращения за пенсией.

Согласно справкам и от ДД.ММ.ГГГГ, выданным администрацией МО <данные изъяты> <данные изъяты> района <данные изъяты> области, Гаджимусаева М.Ш. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО <данные изъяты> район, копия которой имеется в материалах дела, Гаджимусаева М.Ш. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована в <адрес>, распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года №237-р территория населенного пункта <адрес> была включена в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 5-15 Ки/ кв.км и, в соответствии со ст.10 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отнесена к зоне проживания с правом на отселение. С 01.02.1998г. и по настоящее время Постановлением Правительства РФ №1582 от 18.12.1997г., указанный населенный пункт включен в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/ кв.км и в соответствии со ст.11 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Указанные обстоятельства подтверждаются так же данными паспорта истца (<данные изъяты> ), копия которого имеется в материалах дела, и не оспариваются.

Как следует из записей трудовой книжки истицы <данные изъяты> , копия которой имеется в материалах дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гаджимусаева М.Ш. работала в колхозе «<данные изъяты>» <данные изъяты> района <данные изъяты> области, реорганизованного впоследствии в производственный сельскохозяйственный кооператив «<данные изъяты>» <данные изъяты> района <данные изъяты> области.

Как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства по делу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована и проживала в <адрес> в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территория была отнесена к зоне проживания с правом на отселение) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, в т.ч. материалами отказного пенсионного дела истца, обозренного в судебном заседании, и не оспариваются.

С 26.04.1986г. распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года №237-р территория населенного пункта <адрес> было включено в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 5-15 Ки/ кв.км и, в соответствии со ст.10 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отнесен к зоне проживания с правом на отселение, территория населенного пункта <адрес> включена в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/ кв.км и в соответствии со ст.11 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

С 01.02.1998г. и по настоящее время Постановлением Правительства РФ №1582 от 18.12.1997г., вышеуказанные населенные пункты включены в зону радиоактивного загрязнения цезием-137 с плотностью от 1-5 Ки/ кв.км и, в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Указанные обстоятельства, равно как и то, что истец на протяжении 8 полных лет проживала на территории зоны проживания с правом на отселение и на протяжении более чем 17 полных лет на момент обращения к ответчику за назначением пенсии проживала на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, ответчиком не оспаривались.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица проживала на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (<адрес>), и в силу положений п.8 ст.13, ст.34, ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, за указанный период, она имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину 1 год, и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а всего на 3 года, с учетом положений ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживала в зоне проживания с правом на отселение, (<адрес>) и в силу положений п.7 ст.13, ст.33, ст.35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года, она имеет право на льготу по снижению пенсионного возраста дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания в зоне проживания с правом на отселение, то есть еще на 2 года, а всего на 5 лет.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении ей государственной пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 33 и 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам рассмотрения указанного заявления истца по вопросу назначения пенсии со снижением пенсионного возраста выхода на пенсию на 5 лет, за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения, отказывая ей в назначении пенсии со снижением возраста выхода на пенсию по этим основаниям на 5 лет, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области исходило из того, что у истца по представленным документам отсутствует право на назначение пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию на 5 лет, с указанием, что заявитель имеет право на назначение трудовой пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года, то есть в возрасте 52 года.

С ранее указанными доводами УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области суд согласиться не может, поскольку, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года №8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

По смыслу Определения от 11.07.2006 №403-О Конституционного Суда Российской Федерации положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.

При суммировании величин уменьшения возраста истца по состоянию на дату достижения ею возраста 50 лет, а равно на день ее обращения за назначением пенсии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, общая их величина составляет 5 лет.

В силу норм ст.ст. 33, 34 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года с учетом периодов проживания и работы в различных зонах радиоактивного загрязнения, законодательно установлено, что максимальное снижение пенсионного возраста не может превышать 5 лет.

В соответствии с положениями ст.28.1 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

На момент обращения истца в УПФ РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области с заявлением о назначении пенсии, а равно на момент достижения ею возраста 50 лет, у нее имелся необходимый страховой стаж, что подтверждается записями в трудовой книжке истца, копия которой имеется в материалах дела, и не оспаривается.

Исходя из положений приведенных выше норм права, а также с учетом вышеуказанных периодов проживания Гаджимусаевой М.Ш. в различных зонах радиоактивного загрязнения она имеет право на снижение пенсионного возраста по этим основаниям на 5 лет, таким образом, право выхода на пенсию Гаджимусаева М.Ш. приобрела по достижении ею возраста 50 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из данных паспорта истца <данные изъяты> , копия которого имеется в материалах дела, Гаджимусаева Майрам Шахбановна родилась в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, возраста 50 года истец достигла ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Анализ указанной нормы данного Закона позволяет суду сделать вывод о том, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, то есть носит заявительный характер.

Учитывая, что право выхода на пенсию со снижением возраста выхода на пенсию за проживание (работу) в различных зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, у Гаджимусаевой М.Ш. возникло по достижении возраста 50 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, однако она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 33 и ст. 34 Закона РФ № 1244-1, уже ДД.ММ.ГГГГ, суд, в силу ст.23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации » №166-Ф3 от 15 декабря 2001 года, приходит к выводу о том, что государственная пенсия по старости Гаджимусаевой М.Ш. должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты достижения ею возраста 50 лет.

Суд находит ссылки и доводы представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о том, что право на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию предоставлено только тем гражданам, которые относятся одновременно к двум и более категориям в соответствии со статьями 30-37 Закона №1244-1 от 15.05.1991 года и статьями 11,12 и 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (льготы по снижению пенсионного возраста в связи со специальным стажем, работой на Крайнем Севере, льготы для женщин, родивших пять и более детей, инвалидам Отечественной Войны и.т.п.) и, что назначение пенсии Гаджимусаевой М.Ш. с уменьшением возраста на 5 лет будет незаконным и повлечет за собой излишнее расходование средств федерального бюджета, на восстановление которых источники финансирования не определены – необоснованными, несостоятельными и не относимыми к спорному правоотношению, поскольку в соответствии с п. 3.3 Определения от 11.07.2006 № 403-О Конституционного Суда Российской Федерации, положения части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которыми к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, направлены на повышенную социальную защиту указанных категорий граждан и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы: отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, к той или иной категории предопределяет лишь вид и объем возмещения вреда и мер социальной поддержки, но не лишает права получить их в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья (имущества) или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.

Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

Следовательно, доводы представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области о том, что Гаджимусаев М.Ш. не имеет права на суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию со ссылками на иное специальное законодательство, предусматривающее суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию и указание на то, что удовлетворение исковых требований Гаджимусаевой М.Ш. повлечет расходование средств федерального бюджета – не являются и не могут быть основаниями для лишения предусмотренного вышеуказанными положениями законодательства права Гаджимусаевой М.Ш. на получение возмещения вреда и мер социальной поддержки в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья или испытанному риску вследствие проживания на радиоактивно зараженной территории, в том числе право на назначение пенсии на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет с учетом периодов проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам РФ гарантируется возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации в своих решениях, в том числе в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О, не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В связи с изложенным суд считает возможным признать за Гаджимусаевой Майрам Шахбановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение пенсии на льготных основаниях с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет, определив дату назначения пенсии Гаджимусаевой М.Ш. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня достижения ею возраста 50 лет.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Гаджимусаевой Майрам Шахбановны к Управлению пенсионного фонда Российской федерации (Государственное учреждение) в городе Богородицк и Богородицком районе Тульской области о признании права на досрочное назначение пенсии и обязании назначит досрочную государственную пенсию, удовлетворить.

Признать за Гаджимусаевой Майрам Шахбановной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в г. Богородицк и Богородицком районе Тульской области назначить Гаджимусаевой Майрам Шахбановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, государственную пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет за проживание в различных зонах радиоактивного загрязнения с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня возникновения права на назначение такой пенсии - достижения ею возраста 50 лет.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца.

Председательствующий