Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 июня 2012 года п. Волово Богородицкий районный суд Тульской области в составе: председательствующего Прядченко С.М., при секретаре Кирьяновой Е.В., с участием помощника прокурора Воловского района Тульской области Гулиева В.Г., представителя ответчика администрации муниципального образовании Воловский район Тульской области по доверенности Санкиной Н.В., представителя ответчика муниципального казенного образовательного учреждения «Никитская средняя общеобразовательная школа» Данилова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воловского района Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Никитская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального образования Воловский район Тульской области об обязании оградить забором территорию участка общеобразовательного учреждения, у с т а н о в и л: прокурор Воловского района Тульской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Никитская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального образования Воловский район Тульской области об обязании оградить забором территорию участка общеобразовательного учреждения, обосновав свои исковые требования следующим. Прокуратурой Воловского района была проведена проверка исполнения в муниципальном казенном образовательном учреждении «Никитская средняя общеобразовательная школа» законодательства о противодействии терроризму. Проверка показала, что в МКОУ «Никитская средняя общеобразовательная школа» не в полной мере соблюдаются требования законодательства, направленного на противодействие терроризму, в части обеспечения инженерно-технической и антитеррористической защищенности. Так, в нарушение ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 6.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 3.1 Руководящего документа 78.36.003-2002 МВД России, утвержденного Министром Внутренних дел РФ 6.11.2002 года «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», ст. 15 Федерального закона РФ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 ч. 1 ст. 31, п.1 ч.2 ст. 32, ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, было установлено, что территория МКОУ «Никитская средняя общеобразовательная школа» не имеет ограждения. МКОУ «Никитская средняя общеобразовательная школа» является местом массового пребывания людей, нарушение требований действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности школы создает угрозу жизни и здоровья граждан, в том числе детей данного учреждения, нарушает конституционные права несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. По указанным выше основаниям прокурор Воловского района Дроняев А.Н. просил суд обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Никитская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оградить забором территорию участка данного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, а также обязать администрацию муниципального образования Воловский район Тульской области выделить денежные средства на ограждение территории муниципального казенного образовательного учреждения «Никитская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Воловского района Гулиев В.Г. поддержал свои исковые требования в полном объёме. Представитель ответчика администрации МО Воловский район по доверенности Санкина Н.В. исковые требования признала частично и пояснила, что при наличии денежных средств, они будут выделены и работы по установлению недостающей части изгороди будут завершены в срок. Представитель МКОУ «Никитская средняя общеобразовательная школа» директор школы Данилов В.Н. также исковые требования признал частично и пояснил, что администрацией школы проводится планомерная работа по обеспечению антитеррористической защищённости образовательного учреждения. При наличии денежных средств работы по установке недостающего участка забора вокруг МКОУ «Никитская СОШ» планируется завершить к ДД.ММ.ГГГГ. Выслушав стороны, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему. По результатам проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в адрес главы администрации муниципального образования Воловский район ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Воловского района было вынесено представление об устранении нарушений указанного законодательства. Из сообщения МКОУ «Никитская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что территория школы ограждена частично, требуется ограждение <данные изъяты> м. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Статья 1 Федерального закона от 6.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусматривает, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, настоящей Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона противодействие терроризму в РФ основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников, недопустимость политических уступок террористам, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. Одной из наиболее эффективных мер по предотвращению террористических актов на местах является осуществление охраны наиболее уязвимых для террористов предприятий, организаций, учреждений. Пункт 3.1 Руководящего документа 78.36.003-2002 МВД России, утвержденного Министром Внутренних дел РФ 6.11.2002 года «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» предусматривает, что к объектам подгруппы АI и АII относятся особо важные объекты, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия (кража, грабеж, разбой, терроризм и другие) на которых, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества. Согласно п.п. 1, 6.1, 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Статьи 139, 140 Бюджетного кодекса РФ предусматривают, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ На основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1999 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Пункт 1 ч. 2 ст. 32 данного Закона предусматривает, что к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно ч. 1, 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Пунктами 3.1 и 3.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. На территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны. В силу ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие администрации МКОУ «Никитская СОШ» и муниципального образования Воловский район, выразившееся в нарушение требований действующего законодательства в сфере антитеррористической защищенности школы, а именно, в отсутствии ограждения территории образовательного учреждения, существенно нарушают права и законные интересы неопределённого круга лиц, в т.ч. учащихся в данной школе. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: исковые требования прокурора Воловского района Тульской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Никитская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального образования Воловский район Тульской области об обязании оградить забором территорию участка общеобразовательного учреждения удовлетворить. Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Никитская средняя общеобразовательная школа» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оградить забором территорию участка данного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования Воловский район Тульской области выделить денежные средства на ограждение забором территории муниципального казенного образовательного учреждения «Никитская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение месяца. Председательствующий