РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 августа 2012 года г. Богородицк Тульской области Богородицкий районный суд Тульской области в составе: председательствующего Стариковой Н.Г., при секретаре Савченко Л.В., с участием Богородицкого межрайонного прокурора Ивановой С.В., представителя ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Зелева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Богородицкий район Тульской области к администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении к оснащению объектов муниципальной собственности приборами учета энергетических ресурсов, установил: Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к ответчику по вышеизложенному основанию, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы оснащения зданий, находящихся в муниципальной собственности, приборами учета энергетических ресурсов на основании Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с чч.3, 4 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Проверка показала, что администрацией муниципального образования Богородицкий район вышеуказанные обязанности не исполнены. Установлено, что муниципальному образованию Богородицкий район на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: <адрес>. Данное здание используется собственником, в лице администрации муниципального образования Богородицкий район, для размещения муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №10 комбинированного вида. При эксплуатации вышеуказанного здания используются энергетические ресурсы, однако до настоящего времени оно не оснащено прибором учета тепловой энергии. Неисполнение администрацией муниципального образования Богородицкий район установленной законом обязанности по оснащению приборами учета энергетических ресурсов зданий, находящихся в муниципальной собственности, нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Непринятие органом местного самоуправления мер к установке приборов учета нарушает интересы муниципального образования, поскольку препятствует проведению муниципальным учреждением мероприятий по энергосбережению, предусмотренных ст.24 Федерального закона №261-ФЗ; определению объема снижения потребляемых муниципальным учреждением ресурсов в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития от 24.10.2011 года №591; достижению экономии средств за счет снижения потребления энергетических ресурсов и использования ее для нужд учреждения; а также осуществлению надлежащего планирования бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ) казенными (бюджетными и автономными) учреждениями. На основании изложенного Богородицкий межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Богородицкий район в части оснащения здания муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №10 комбинированного вида, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в муниципальной собственности, приборами учета энергетических ресурсов. Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район оснастить прибором учета тепловой энергии здание муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №10 комбинированного вида, расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании Богородицкий межрайонный прокурор Иванова С..В. уточнила заявленные требования, просила не рассматривать требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Богородицкий район в части оснащения здания муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №10 комбинированного вида, расположенного по адресу: <адрес>, приборами учета энергетических ресурсов, так как администрацией принимаются меры по реализации Федерального закона №261-ФЗ, и просила обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район оснастить прибором учета тепловой энергии здание муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №10 комбинированного вида, расположенного по адресу: <адрес>, при осуществлении реконструкции или капитального ремонта данного здания. Представитель ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности Зелев В.В. уточненные требования Богородицкого межрайонного прокурора об обязании администрации муниципального образования Богородицкий район оснастить прибором учета тепловой энергии здание муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №10 комбинированного вида, расположенного по адресу: <адрес>, при осуществлении реконструкции или капитального ремонта данного здания, признал, не возражал против их удовлетворения. Представитель 3-го лица муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №10 комбинированного вида в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений не представил. Суд, выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, находит уточненное заявление Богородицкого межрайонного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии со ст.51 указанного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.17 ФЗ-№131, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Согласно сообщению Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ МДОБУ детский сад №10 комбинированного вида, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования Богородицкий район. В соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе на принципе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов (п.1 ст.4 ФЗ №261-ФЗ). На основании п.1 ст.6 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В силу п.3 ст.9 Федерального закона №261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов. Частью 1 статьи 13 вышеназванного Федерального закона установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ). В соответствии с частью 3, частью 4 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ до 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В силу п.1 ч.1 ст.48 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта: здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Согласно сообщению комитета по образованию администрации МО Богородицкий район Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ год постройки здания МДОБУ детский сад №10 комбинированного типа – 1977 год. Из информационного письма комитета по образованию администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на ДД.ММ.ГГГГ здание МДОБУ детский сад №10 комбинированного вида не оснащено приборами учета тепловой энергии. Согласно информации представленной МДОБУ детский сад №10 комбинированного вида от ДД.ММ.ГГГГ, в детском саду прибор учета тепловой энергии отсутствует. В судебном заседании сторонами не оспаривается, что здание МДОБУ детский сад №10 комбинированного вида введено в эксплуатацию до 2009 года, в связи с чем, уточненные требования Богородицкого межрайонного прокурора суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании требований, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: требования Богородицкого межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования <адрес> к администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении к оснащению объектов муниципальной собственности приборами учета энергетических ресурсов, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район Тульской области оснастить прибором учета тепловой энергии здание муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №10 комбинированного вида, расположенного по адресу: <адрес>, при осуществлении реконструкции или капитальном ремонте здания. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий