Решение от 26.09.2012 года о присвоении звания `Ветеран труда`



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2012 года п. Волово Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Медведева В.И.,

при секретаре Яровой И.А.,

с участием истца Биткина А.В.,

представителя ответчика Зуевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биткина Александра Васильевича к Государственному учреждению Тульской области (ГУ ТО) «Управление социальной защиты населения Воловского района» об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании присвоить звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда»,

у с т а н о в и л:

Биткин А.В. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» об оспаривании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», об обязании ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

В обоснование своих требований Биткин А.В. указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», представив необходимые документы.

Однако ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в присвоении указанного звания, так как продолжительность его трудового стажа не соответствует требованиям Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 года № 797-ЗТО.

С доводами, изложенными в уведомлении об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ , он не согласен, считает отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Богородицкого района» в присвоении ему звания «Ветеран труда» незаконным и необоснованным, противоречащим положениям ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст. 1 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» от 28.02.2007 года № 797-ЗТО.

Истец считает, что вправе претендовать на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку награжден приказом МВД РФ медалью «За безупречную службу» 3 степени, и на момент обращения имел трудовой стаж за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» 20 лет 1 месяц и 29 дней.

По указанным основаниям Биткин А.В. просил суд признать незаконным решение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда», признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» присвоить ему звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

В судебном заседании истец Биткин А.В. обстоятельства дела, изложенные в иске, поддержал, заявленные исковые требования уточнил и просил суд признать отказ ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» принять решение о присвоении ему указанного звания с выдачей соответствующего удостоверения «Ветеран труда».

В судебном заседании представитель ответчика – директор ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» Зуева Н.А. просила в иске Биткину А.В. отказать по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 № 5-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), законом Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Beтеран труда» (с последующими изменениями и дополнениями) звание «Ветеран труда» присваивается гражданам РФ награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или РФ, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде, выданными руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органов государственной власти РФ, и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 20 лет для женщин и не менее 25 лет для мужчин).

Пункт 2 части 1 статьи 7 ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что в качестве основания признания гражданина ветераном труда необходимо наличие двух условий одновременно: наличие награды, указанной в законе и соответствующего трудового стажа.

В качестве награды истцом была предоставлена копия удостоверения к медали «За безупречную службу» III степени.

При подсчёте трудовою стажа Биткина А.В., необходимого для приобретения статуса ветеран труда были учтены все периоды его трудовой деятельности. При этом общий трудовой стаж составил <данные изъяты>, то есть менее 25 лет.

Поскольку трудового стажа для назначения Биткину А.В. трудовой пенсии по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» недостаточно, оснований для присвоения ему звания «Ветеран труда» не имеется.

Федеральный закон «О ветеранах», выделяя такие категории ветеранов как ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда, определяет различные требования для их присвоения.

Так, для установления данных званий, кроме соответствующих наград, требуются:

- для звания ветеран военной службы - продолжительность военной службы 20 лет и более;

- для звания ветерана государственной службы - стаж или выслуга лет, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет в органах, работа в которых засчитывается в стаж государственной службы;

- для звания «Ветеран труда» - трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

В связи с этим требования к стажу, трудовому стажу или продолжительности военной службы при установлении соответствующего звания ветерана не могут применяться при присвоении другого звания ветерана.

Таким образом, по мнению ответчика, для присвоения звания «Ветеран труда», принимая во внимание формулировку «трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости», надлежит учитывать трудовой стаж в 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Следовательно, права на присвоение звания «Ветеран труда» Биткин А.В. не имеет.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, наличие у Биткина А.В. необходимого для назначения пенсии за выслугу лет трудового стажа подтверждается копией приказа начальника ОВД Воловского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ , данными трудовой книжки , согласно которой он проходил службу в органах внутренних дел и уволен со службы по п. «в» ст. 19 (выслуга срока службы, дающего право на пенсию).

Истец Биткин А.В. имел право на пенсию за выслугу лет, что подтверждается удостоверением , выданным ДД.ММ.ГГГГ УВД Тульской области, согласно которому ему с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет.

Выслуга лет, исчисленная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», по состоянию на 11 мая 2004 года составляет в календарном исчислении 18 лет 07 месяцев 01 день, в льготном исчислении – 20 лет 01 месяц 29 дней.

Изложенные обстоятельства также подтверждаются данными трудовой книжки , копия которой имеется в материалах дела.

В соответствии с приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ л/с Биткин А.В. награжден медалью «За безупречную службу» 3 степени. Данные награды подтверждены соответствующим удостоверением.

Таким образом, Биткин А.В. награжден медалью, дающую право на присвоение звания «Ветеран труда», что ответчиком не оспаривалось.

ДД.ММ.ГГГГ Биткин А.В. обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые документы, что также не оспаривается.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении Биткину А.В. звания «Ветеран труда» ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» послужило то обстоятельство, что при подсчёте трудового стажа, необходимого для приобретения статуса ветерана труда, его общий стаж составил <данные изъяты>, то есть менее 25 лет. Поскольку необходимого стажа для назначения трудовой пенсии по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» недостаточно – оснований для присвоения звания «Ветеран труда» Биткину А.В., по мнению ответчика, не имеется.

Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании директором ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района», является несостоятельной и не основанной на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).

В порядке реализации указанного правомочия в Тульской области 28.02.2007 года принят Закон №797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п. 1 ст. 1 указанного Закона Тульской области (в редакции Закона ТО от 22.07.2010 года № 1470-ЗТО) условиями присвоения звания «Ветеран труда» являются: 1) наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; 2) наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 2 того же Закона Тульской области лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», подает в государственное учреждение Тульской области, осуществляющее функции в сфере социальной защиты населения, по месту жительства заявление и подлинники документов либо их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие основания для присвоения звания «Ветеран труда».

Лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также представляют документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».

Право на пенсию в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального закона назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.

Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпунктах 1, 2, 6 и 7 пункта 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, то есть федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов, гражданам из числа работников летно-испытательного состава.

В соответствии со ст. 2 названного ФЗ к военнослужащим отнесены граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

К данной категории относится и истец, проходивший службу в органах внутренних дел – отделе внутренних дел Воловского района Тульской области.

Согласно ст. 8 данного ФЗ пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Как указано в ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 года № 4468-1 (ред. от 21.06.2010 года) право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Биткин А.В. является пенсионером МВД и его выслуга, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в льготном исчислении <данные изъяты>.

Таким образом, приведенными нормами Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.

Само по себе право истца на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», свидетельствует о возможности реализации истцом указанного выше права на государственное пенсионное обеспечение, но по условиям, в порядке и по нормам названного выше Закона Российской Федерации, что основано на положениях статей Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ.

При таких данных суд не может рассматривать указанный факт как обстоятельство, исключающее право истца на присвоение звания «Ветеран труда».

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению права истца на присвоение звания «Ветеран труда».

Согласно ст. 7 Конституции РФ социальное государство - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Все государственные органы без исключения обязаны соблюдать Конституцию РФ, и не имеют права издавать законы, ущемляющие конституционные права граждан, в частности право на социальное обеспечение.

Ограничительные условия противоречат ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, согласно которым все равны перед Законом, перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из статей 2, 18 Конституции РФ следует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе ранее действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из положений ч. 1 ст.19 Конституции РФ, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное, «ограничительное» толкование норм Федерального закона от 12.01.1995 года, Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему по существу отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ст. 1 ч. 1, 2, 18, 54 ч. 1, 55 ч. 2, 57 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что Биткин А.В. на момент обращения в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», имел необходимый трудовой стаж и был награжден ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» об отказе в присвоении Биткину А.В. звания «Ветеран труда» является незаконным.

В соответствии с п. 8 Закона Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО (в ред. от 07.10.2008 года) «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», датой обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» считается дата приема территориальным органом органа исполнительной власти области по социальному развитию заявления со всеми необходимыми документами.

Биткин А.В. обратился с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района», предоставив для этого необходимые документы, ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 года № 309 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача гражданам удостоверения «Ветеран труда», утвержден регламент предоставления данной государственной услуги.

В соответствии с данным регламентом результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю удостоверения «Ветеран труда». Заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Тульской области, которым присвоено звание «Ветеран труда».

Для получения государственной услуги заявитель подает в территориальный орган департамента социального развития Тульской области по месту жительства заявление в письменной форме (приложение № 1 к Административному регламенту) с приложением следующих документов: паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; решения о присвоении звания «Ветеран труда».

В связи с этим, суд считает возможным и необходимым обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» выдать Биткину А.В. удостоверение «Ветеран труда».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Биткина Александра Васильевича удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Воловского района» об отказе в присвоении Биткину Александру Васильевичу звания «Ветеран труда».

Признать за Биткиным Александром Васильевичем право на присвоение звания «Ветеран труда».

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Воловского района» присвоить Биткину Александру Васильевичу звание «Ветеран труда» и выдать удостоверение «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца.

Председательствующий