РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 сентября 2012 года г. Богородицк Богородицкий районный суд Тульской области в составе: председательствующего Игнатьевой Н.В., при секретаре Толкачевой О.Н., с участием ст. помощника Богородицкого межрайонного прокурора Сапронова В.А., истицы Лубовой М.Ю., представителей ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Сосоровой С.В. председателя комитета имущественных и земельных отношений Кобзевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1100-2012 по иску Лубовой Марины Юрьевны к администрации муниципального образования Богородицкий район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, установил: Лубова М.Ю. обратилась в суд с заявлением по вышеизложенному основанию, указывая, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ по комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район она уволена в связи с сокращением штата работников Комитета. Считает, что увольнение незаконно по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ ей было вручено предупреждение о предстоящем увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса РФ в связи с тем, что замещаемая ею должность <данные изъяты> сокращена. Одновременно аналогичные предупреждения о предстоящем сокращении были вручены всем работникам комитета имущественных и земельных отношений. Основанием сокращения явилось распоряжение Главы администрации МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в распоряжение администрации МО Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ № «О штатных расписаниях администрации МО Богородицкий район, ее структурных подразделений на ДД.ММ.ГГГГ год». В соответствии со штатным расписанием на ДД.ММ.ГГГГ комитет имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район состоял из двух отделов - по земельным отношениям и имущественным отношениям. В соответствии со штатным расписанием на ДД.ММ.ГГГГ комитет имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район поменял свою структуру, а именно: не имеет деления на отделы, полномочия и наименование должностей муниципальных служащих изменились, из девяти муниципальных должностей оставлено только семь. В связи с этим, все муниципальные служащие комитета имущественных и земельных отношений были предупреждены о предстоящем сокращении их должностей. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по вопросам сокращения штата работников Комитета, на котором не рассматривался вопрос сокращения муниципальных служащих, замещавших должности консультанта, главных и ведущих специалистов комитета, хотя их должности сокращались. Рассматривался лишь вопрос преимущественного права на оставление на работе ее либо ФИО11 Таким образом, сокращая все муниципальные должности Комитета, работодатель рассмотрел преимущественное право на оставление на работе только в отношении <данные изъяты> - ее и ФИО11 Остальные муниципальные служащие были оставлены на работе вне данной процедуры. Вопрос преимущественного права оставления на работе ее в сравнении с ФИО7, ФИО16, ФИО13 и ФИО14 вообще не рассматривался, что незаконно и противоречит требованиям ст. 179 Трудового Кодекса РФ. Она имеет два высших образования. Кроме того, в ее семье нет других работников с самостоятельным заработком, поскольку ее муж ФИО8 также был уволен по сокращению штата из администрации МО Богородицкий район. В силу закона работодатель обязан был предложить ей вакантные на момент увольнения муниципальные должности консультанта, главных и ведущих специалистов комитета. Однако в нарушение ст. 180 Трудового Кодекса РФ другая имеющаяся работа ей предложена не была. В связи с этим считает, что ее увольнение произведено с грубым нарушением требований действующего законодательства о труде. В связи с незаконным увольнением ей подлежит выплатить средний заработок за время вынужденного прогула, в соответствии со ст. 394 Трудового Кодекса РФ. На основании вышеизложенного, просила восстановить ее на работе в администрацию муниципального образования Богородицкий район в должности муниципальной службы - <данные изъяты> взыскать с администрации муниципального образования Богородицкий район в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения по делу. В судебном заседании Лубова М.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, добавив, что порядок ее увольнения не соблюден, она не имела возможности воспользоваться равным правом среди работников <данные изъяты> на оставление ее на работе. Специалистам и консультантам Комитета в обход нее предлагали вакантные должности, а ей не предложили, сделав вывод за ее спиной, что она не справится с работой, хотя никаких нареканий, претензий, связанных с исполнением своих трудовых обязанностей у нее не было. Настаивает на удовлетворении своих требований и просит восстановить ее на работе в администрацию муниципального образования Богородицкий район в должности муниципальной службы - <данные изъяты>, взыскать с администрации муниципального образования Богородицкий район в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения по делу. Требования о компенсации морального вреда она не заявляла, это требование ошибочно указала в наименовании искового заявления. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика администрации муниципального образования Богородицкий район на Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район. Представитель ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район по доверенности Сосорова С.В. в судебном заседании исковые требования Лубовой М.Н. не признала, указав, увольнение Лубовой М.Ю. было произведено с соблюдением действующего законодательства. В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в распоряжение администрации муниципального образования Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ № «О штатных расписаниях администрации муниципального образования Богородицкий район, ее структурных подразделений на ДД.ММ.ГГГГ», со ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 5 Закона Тульской области от 11 ноября 2005 года N 639-3TO "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области", постановлением правительства Тульской области от 21 марта 2012 года N 116 «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления Тульской области», в связи с необходимостью проведения мероприятий по оптимизации расходов в пределах утвержденных нормативов формирования расходов на заработную плату работников администрации муниципального образования Богородицкий район и ее структурных подразделений, выведены из штатного расписания комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район путем ликвидации: отдел по земельным отношениям и контролю и отдел по имущественным отношениям. В связи с чем выведены из штатного расписания путем сокращения должности: начальника отдела по земельным отношениям и контролю, начальника отдела по имущественным отношениям, две должности главного специалиста отдела по земельным отношениям и контролю, должность ведущего специалиста отдела по земельным отношениям и контролю, две должности консультанта отдела по имущественным отношениям, должность ведущего специалиста отдела по имущественным отношениям. Таким образом, сокращение штата муниципальных должностей связано с сокращением бюджетного финансирования на содержание администрации муниципального образования Богородицкий район и ее структурных подразделений. Должность <данные изъяты>, которая замещалась Лубовой М.Ю., ранее была предусмотрена штатным расписанием, утвержденным распоряжением администрации муниципального образования Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ № «О штатных расписаниях администрации муниципального образования Богородицкий район, ее структурных подразделений на <данные изъяты> год». Распоряжением администрации муниципального образования Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в распоряжение администрации муниципального образования Богородицкий район от ДД.ММ.ГГГГ № «О штатных расписаниях администрации муниципального образования Богородицкий район, ее структурных подразделений на ДД.ММ.ГГГГ» было утверждено, в том числе, штатное расписание комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район, которое уже не предусматривало в своем составе наличие отдела по земельным отношениям и контролю в целом и должность <данные изъяты> в частности. Таким образом, должность <данные изъяты>, замещавшаяся Лубовой М.Ю. - была сокращена. Во исполнение ст. 180 Трудового кодекса РФ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ (то есть за два месяца до сокращения) была предупреждена о сокращении замещаемой ею должности и ознакомлена с данным предупреждением лично (копия предупреждения имеется в материалах дела). Поскольку в структуре комитета имущественных и земельный отношений администрации муниципального образования Богородицкий район были учреждены функциональные органы с полномочиями, аналогичными полномочиям ликвидируемых органов, у комитета возникла обязанность трудоустройства высвобождаемых муниципальных служащих. В связи с чем, ФИО13, ФИО14, замещавшим на тот момент должности <данные изъяты> комитета имущественных и земельных отношения администрации муниципального образования Богородицкий район, ФИО16, ФИО7, замещавшим на тот момент должности <данные изъяты> комитета имущественных и земельных отношения администрации муниципального образования Богородицкий район, ФИО15, замещавшей на тот момент муниципальную должность <данные изъяты> администрации муниципального образования Богородицкий район, был предложен перевод на должности <данные изъяты> комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район соответственно, на который данные сотрудники дали свое письменное согласие. При трудоустройстве были учтены более высокая производительность труда других сотрудников по сравнению с Лубовой М.Ю. При таких обстоятельствах доводы истицы о том, что на момент увольнения в комитете имелись вакантные должности, ошибочны. Таким образом, при увольнении Лубовой М.Ю. комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район в полном объеме были соблюдены требования действующего законодательства, нарушений допущено не было, и, следовательно, основания для удовлетворения требований Лубовой М.Ю. отсутствуют. Просит суд отказать Лубовой М.Ю. в удовлетворении ее исковых требований к комитету имущественных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район в полном объеме. Суд, выслушав объяснение сторон, заключение прокурора Сапронова В.А., полагавшего иск подлежащим удовлетворению, приходит к следующему. Согласно ст. 391 Трудового Кодекса РФ непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы. На основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации. Установлено, что в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Лубова М.Ю. принята на муниципальную должность зам<данные изъяты> администрации МО Богородицкий район. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Лубова М.Ю. переведена на должность <данные изъяты> Комитета имущественных и земельных отношений. Согласно распоряжению главы администрации МО Богородицкий район № от ДД.ММ.ГГГГ «О штатных расписаниях администрации МО Богородицкий район, ее структурных подразделениях на ДД.ММ.ГГГГ год» утверждено штатное расписание Комитета земельных и имущественных отношений, в соответствии с которым в Комитете имеются 13 штатных единиц: председатель комитета, два начальника отделов, 3 консультанта, два главных специалиста, два ведущих специалиста, два инспектора и водитель. На основании распоряжения главы администрации МО Богородицкий район № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение администрации МО Богородицкий район № от ДД.ММ.ГГГГ «О штатных расписаниях администрации МО Богородицкий район, ее структурных подразделениях на ДД.ММ.ГГГГ год» выведена из штатного расписания Комитета с ДД.ММ.ГГГГ одна штатная единица консультанта отдела по земельным отношениям и контролю. На основании распоряжения главы администрации МО Богородицкий район № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в распоряжение администрации МО Богородицкий район № от ДД.ММ.ГГГГ «О штатных расписаниях администрации МО Богородицкий район, ее структурных подразделениях на ДД.ММ.ГГГГ год» с ДД.ММ.ГГГГ из штатного расписания комитета имущественных и земельных отношений, далее Комитет, выведены отдел по земельным отношениям и контролю и отдел по имущественным отношениям, должности начальника отдела по земельным отношениям и контролю и начальника отдела по имущественным отношениям, две должности главного специалиста отдела по земельным отношениям и контролю, должность ведущего специалиста отдела по земельным отношениям и контролю, две должности консультанта отдела по имущественным отношениям, одну должность ведущего специалиста отдела по имущественным отношениям. С этого же дня, то есть с ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание Комитета введены должность заместителя председателя Комитета, должность консультанта Комитета, две должности главного специалиста Комитета, две должности ведущего специалиста Комитета. Новое штатное расписание Комитета на ДД.ММ.ГГГГ содержит 10 штатных единиц. Приказом по Комитету № от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по вопросам сокращения штата Комитета. ДД.ММ.ГГГГ Лубова М.Ю. наряду с другими работниками предупреждена о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников. Приказом Комитета имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район № от ДД.ММ.ГГГГ Лубова М.Ю. уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 настоящего Кодекса. Согласно ч. 3 ст.81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному п. 2 или 3 ч. 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по вопросам сокращения штата работников Комитета, на котором не рассматривался вопрос сокращения муниципальных служащих, замещавших должности консультанта, главных и ведущих специалистов комитета, хотя их должности сокращались. Рассматривался лишь вопрос преимущественного права на оставление на работе истицы либо Мальцевой О.Н. Таким образом, сокращая все муниципальные должности Комитета, работодатель рассмотрел преимущественное право на оставление на работе только в отношении начальников отделов Комитета – Лубовой М.Ю. и Мальцевой О.Н. Остальные муниципальные служащие были оставлены на работе вне данной процедуры. Как ранее пояснила в судебном заседании председатель комитета имущественных и земельных отношений Кобзева Е.А., вакантные должности предлагались только тем специалистам, которые в будущем будут выполнять аналогичную работу с добавлением некоторых функций, которые остались после сокращения отделов: по земельным отношениям и контролю и по имущественным отношениям. Лубова М.Ю. исполняла контролирующие функции, а непосредственно работу не исполняла, и ее нужно было этому учить, тогда как специалисты и консультанты эту работу знали и на их обучение время не требовалось. Кроме того, вакантные должности первоначально предлагали специалистам и консультантам комитета, когда дошла очередь до Лубовой М.Ю., вакантных должностей не осталось. Поскольку начальниками отделов были Мальцева О.Н. и Лубова М.Н., преимущественное право на оставление на работе решался только между ними. Таким образом, вакантные должности Лубовой М.Ю. не предлагались. Также не рассматривался вопрос преимущественного права оставления на работе истицы в сравнении с другими работниками, в частности Меленчук Е.С., Леоновой Н.В., Елчиной Т.В. и Черепова В.А. В соответствии со ст. 179 Трудового Кодекса РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Доводы председателя комитета имущественных и земельных отношений Кобзевой Е.А. нельзя признать состоятельными, поскольку Лубова М.Ю. имеет два высших образования по специальностям инженер-строитель и экономист –менеджер по специальности «Экономика и управление на предприятии». Кроме того, она имеет свидетельство о краткосрочном повышении квалификации с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в институте экономики и управления в промышленности, лицензию серия № от ДД.ММ.ГГГГ на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении. Как уже установлено выше, ДД.ММ.ГГГГ Лубова М.Ю. уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Согласно представленным копиям трудовых книжек работников Комитета, ФИО13 переведена с ее согласия на должность <данные изъяты> Комитета с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 переведен с его согласия на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15 переведена с ее согласия на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 переведена с ее согласия на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16 переведена с ее согласия на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, при наличии вакантных должностей, Лубовой М.Ю. ни одна из них предложена не была, по истечении двухмесячного срока со дня предупреждения истица была уволена. После ее увольнения работников Комитета, с их согласия переводят на вакантные должности. При таких обстоятельствах увольнение Лубовой М.Ю. нельзя признать законным. На основании ч. 2 ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. На основании расчета, представленного ответчиком, среднемесячная заработная плата Лубовой М.Ю. составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., среднедневная заработная плата Лубовой М.Н. составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> см.) Дни вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ составляют <данные изъяты> дней. Заработная плата за время вынужденного прогула составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп, ( <данные изъяты> дн.). Как пояснила Лубова М.Ю. сумма в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. ей перечислена на карточку, таким образом, сумма, подлежащая выплате в пользу Лубовой М.Ю. составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. С расчетом истица согласна и его не оспаривала. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Лубовой Марины Юрьевны к администрации муниципального образования Богородицкий район о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, удовлетворить. Восстановить Лубову Марину Юрьевну в должности муниципальной службы – начальника <данные изъяты>, отменив приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о ее увольнении. Взыскать с комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район, расположенного по адресу: <адрес> ИНН <данные изъяты>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ в пользу Лубовой Марины Юрьевны заработную плату за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> коп. Взыскать с комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Богородицкий район <данные изъяты>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., которую перечислить в УФК по Тульской области (МИ ФНС РФ №1 по Тульской области) <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий