Решение от 22.04.2011 г. о признании незаконным отказа в назначении ЕДВ, о назначении и взыскании ежемесячной денежной выплаты



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2011 года п. Куркино Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Песковой Г.В.,

при секретаре Зелениной В.В.,

с участием

представителя ответчика - ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Куркинского района» по доверенности Якуниной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-384-2011 по иску Попова Б.А. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Куркинского района» о признании незаконным отказа в назначении ЕДВ, и ЕДВ по оплате жилищно- коммунальных услуг как «Ветерану труда», о назначении и взыскании ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % за ЖКУ,

установил:

Попов Б.А. в соответствии с действующим законодательством является ветераном труда и, одновременно, пенсионером МВД РФ.

Истец обратился в Богородицкий районный суд Тульской области с исковым заявлением к ГУ ТО Управления социальной защиты населения Куркинского района с исковыми требованиями признать незаконным отказ в назначении ЕДВ, и ЕДВ по оплате жилищно-коммунальных услуг как «Ветерану труда», и просил суд обязать ответчика назначить и выплатить ему ежемесячную денежную выплату и ежемесячную денежную выплату по оплате расходов в размере 50 % за ЖКУ. Исковые требования мотивированы тем, что ст.ст. 1,3,7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области », ст. 7 ч 2, ст. 39 Конституции РФ, Федеральным Законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» при предъявлении удостоверения ветерана труда в Комитет социальной защиты населения реализуются меры социальной поддержки ветеранов, такие, как выплата ЕДВ, оплата жилищных и коммунальных услуг в размере 50 %, в предоставлении которых ответчиком ему было отказано, с чем истец не согласен. Учитывая изложенное, Попов Б.А. просил признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении мер социальной поддержки и обязать ответчика предоставить ему меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец Попов Б.А. не явился, предоставил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и исковые требования удовлетворить в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Куркинского района» по доверенности Якунина И.В., в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, ссылаясь на то, что правовых оснований, согласно Закону, для выплат истцу ЕДВ и ЕДВ на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за ЖКУ, как имеющему удостоверение ветерана труда и являющемуся военным пенсионером, но не достигшему возраста 60 лет, дающего право на назначение пенсии по старости, не имеется.

Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, поступили возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать ввиду того, что истец не достиг возраста, дающего право на получение трудовой пенсии. Одновременно просил дело рассмотреть без участия их представителя.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся лиц, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся истца и представителя ответчика Департамента социального развития Тульской области.

Выслушав представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Куркинского района» по доверенности Якуниной И.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместно ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, отразив в статье 1 категории ветеранов, к числу которых относятся и ветераны труда, ветераны военной службы.

Частями 1, 2 статьи 5, пунктом 1 части 1 статьи 7 вышеназванного Закона определены лица, являющиеся ветеранами военной службы и ветеранами труда. Это – лица, для которых установлено звание «Ветеран военных действий», и лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», соответственно.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона «О ветеранах»).

Статьями 10, 13, 22 Закона «О ветеранах» было установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

До внесения изменений 22.08.2004 г. в Федеральный закон РФ «О ветеранах», статья 22 указанного закона, предусматривала ряд мер социальной защиты ветеранов труда, в том числе оплату в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг.

При этом, предоставление данных льгот допускалось лишь лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности. А ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, право на льготы гарантировалось только при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Однако, в силу статей 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») меры социальной поддержки ветеранов труда, стали определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Поэтому, во исполнение вышеуказанного, 28 декабря 2004 года был принят Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», действие которого стало распространяться на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.

Пунктом 2 статьи 1 данного закона ( в редакции Законов Тульской области от 31.10.2006 N 745-ЗТО, от 05.12.2007 N 921-ЗТО, от 18.02.2008 N 972-ЗТО, от 26.11.2008 N 1145-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО, от 21.12.2009 N 1376-ЗТО от 22.07.2010 N 1470-ЗТО, от 22.07.2010 N 1469-ЗТО, от 22.07.2010 N 1481-ЗТО, от 10.11.2010 N 1499-ЗТО) установлено, что право на меры социальной поддержки имеют ветераны труда, а так же граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

В силу ст. 3 Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области » ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 N 745-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО);

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке (в ред. Закона Тульской области от 31.10.2009 N 1352-ЗТО(в ред. Законов Тульской области от 26.11.2008 N 1145-ЗТО, от 31.10.2009 N 1352-ЗТО, от 10.11.2010 года).

Изложенное свидетельствует о том, что положения статьи 1 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493- ЗТО не подлежит применению без учета положений статьи 3 данного закона, и что только для предоставления льгот, установленных статьей 3 Закона, предусмотрено обязательное условие- достижение возраста, отсутствие которого исключает предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и по ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).

Разрешая возникший между сторонами спор, суд, установил, что истец Попов Б.А. в порядке, установленном действующим законодательством, является ветераном труда и, тем самым, имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных ст. 22 Федерального закона РФ «О ветеранах».

Данный факт подтвержден удостоверением «Ветеран труда» серии №, выданным на имя Попова Б.А. «Комитетом социальной защиты населения» администрации МО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, которое являются бессрочным и действительным на всей территории Российской Федерации, а так же дающим право Попову Б.А. на льготы, предъявляемые на условиях и в порядке установленных ст.ст. 22, 23 ФЗ «О ветеранах».

Оснований полагать, что истцу Попову Б.А. звание «ветерана труда» было присвоено не в соответствии с Законом Тульской области от 28.02.2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», у суда не имеется.

Факт того, что Попову Б.А., как военнослужащему, назначена пенсия по выслуге лет, подтверждается пенсионным удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Куркинского района» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что истцу было сообщено о рассмотрении его заявления о назначении ежемесячных денежных выплат, и предоставлении льготы на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг, в предоставлении которых было отказано, ввиду не достижения им возраста, дающего право на получение трудовой пенсии.

Анализируя данное сообщение, суд приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в отказе ответчика в предоставлении Попову Б.А. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и ежемесячной денежной выплате, предусмотренной для «Ветеранов труда», являются необоснованными по следующим основаниям.

В настоящее время законодательством Российской Федерации условия и нормы пенсионного обеспечения установлены Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями), и от 17.12.2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).

Так, согласно п.п.2 ч 1 ст. 4 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие. К видам пенсии, назначаемым по государственному обеспечению, относится и пенсии за выслугу лет ( п.п1, ч 1, ст. 5 вышеназванного Закона).

Статьёй 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлено понятие военнослужащих, имеющих право на получение пенсий. К ним относятся, в том числе, граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации.

Военнослужащим пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Федеральным Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, их семей» (с последующими изменениями и дополнениями).

Оценивая установленные факты в их совокупности, суд приходит к убеждению о том, что пенсия за выслугу лет, получаемая Поповым Б.А., относится к государственным пенсиям в Российской Федерации, а значит, истец достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Тем более, что и ФЗ РФ от 15.12.2001 года № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ 17.12.2001 года № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают назначение пенсии ранее достижения установленного пенсионного возраста – 60 лет (для мужчин) в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориям граждан. Поэтому возраст, дающий право на назначение пенсии, может быть различным.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» предусматривает предоставление ветеранам труда и лицам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, льгот по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и по ежемесячной денежной выплате на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), а истец Попов Б.А. является не только пенсионером МВД РФ, но ветераном труда, поэтому, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Куркинского района» Якуниной И.В., в части того, что истцу надлежит отказать в предоставлении мер социальной поддержки по назначению и выплате ежемесячной денежной выплате как «Ветерану труда» и ЕДВ на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилищно- коммунальные услуги, как не достигшему возраста 60 лет, дающего право на трудовую пенсию по старости.

Истец, получая пенсию за выслугу лет, являясь ветераном труда одновременно, достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и, значит, относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 года, обладающих правом на получением мер социальной поддержки.

Факт того, что Попов Б.А. не пользуется какими-либо мерами социальной поддержки, в том числе по оплате жилищно –коммунальных услуг, подтвержден, справкой с ООО «Домоуправляющая компания».

Как усматривается из заявления Попова Б.А., поданного им в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Куркинского района», т.е. по месту своего жительства, истец просил предоставить ему льготы как «Ветерану труда» в виде ЕДВ и ЕДВ на оплату жилищно- коммунальных услуг. Данное заявление, датированное ДД.ММ.ГГГГ, подано истцом и принято ОСЗН Куркинского района ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая отметка в указанном заявлении.

К заявлению были приложены установленные Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», действовавшим на момент обращения Попова Б.А. ДД.ММ.ГГГГ в орган социальной защиты населения, соответствующие документы.

Согласно данному Порядку, право на ежемесячную денежную выплату на момент обращения Попова Б.А. с заявлением, имели ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При этом, письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты должно было быть подано гражданами в орган социального развития по месту жительства с приложением копии документов, удостоверяющих личность, место жительства гражданина; копии удостоверения (свидетельства установленного образца), дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты (п.4 Порядка).

В силу п. 8 вышеуказанного Порядка ежемесячная денежная выплата назначалась со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу о том, что истцом в установленном порядке было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, поэтому отказ органа социальной защиты населения в предоставлении истцу вышеуказанных мер социальной поддержки является незаконным.

Учитывая, что истец обратился с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то, исходя из п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, суд приходит к выводу о том, что требования Попова Б.А. о назначении ему ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ и выплаты ЕДВ на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за ЖКУ, являются обоснованными.

Анализируя установленные судом обстоятельства при разрешении возникшего спора, суд считает необходимым указать на то, что за истцом должно быть признано право на получение мер социальной поддержки, установленных для отдельных категорий жителей Тульской области.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Попова Б.А. удовлетворить.

Признать отказ ГУ ТО «Управления социальной защиты населения Куркинского района» от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении Попову Б.А. ежемесячной денежной выплаты и ЕДВ по оплате жилищно- коммунальных услуг, как «Ветерану труда», незаконным.

Обязать ГУ ТО «Управления социальной защиты населения Куркинского района» назначить и выплатить Попову Борису Александровичу ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для «Ветеранов труда» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ ТО «Управления социальной защиты населения Куркинского района» назначить и выплатить Попову Борису Александровичу ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для «Ветеранов труда» на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение 10 дней.

Председательствующий Пескова Г.В.