Решение от 16.10.2012 г. о взыскании льгот



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2012 года п. Волово Тульской области

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Медведева В.И.,

при секретаре Яровой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арефьева Николая Ивановича к Государственному учреждению Тульской области (ГУ ТО) «Управление социальной защиты населения Воловского района» о взыскании льгот, предоставляемых ветеранам труда,

у с т а н о в и л:

Арефьев Н.И. обратился в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» о взыскании льгот, предоставляемых ветеранам труда, обосновав свои требования следующим.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и Постановлением администрации Тульской области № 201 от 15.03.2005 года он обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты.

В удовлетворении указанного обращения ему было отказано ДД.ММ.ГГГГ за исх. , в связи с тем, что он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.

С отказом ответчика он не согласен, считает его необоснованным и незаконным, нарушающим права и законные интересы, предусмотренные законодательством.

В статье 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО, устанавливающей ежемесячную денежную выплату отдельным категориям граждан, в п. 2 ч. 1 сказано, что одной из такой категорий является «ветеран труда», а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года. О каких-либо дополнительных условиях, в том числе и достижение возраста, дающего право на назначение пенсии, в этой статье не говорится. Желание ответчика рассматривать положения ст. 7 в неразрывной связи со ст. 3 того же Закона, в которой устанавливаются другие меры социальной поддержки ветеранам труда, и оговорено условие достижение возраста, дающего право на назначение пенсии, считает необоснованным.

Ссылка на пункт 7 Постановления Администрации Тульской области от 18.06.2008 года № 339 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», по его мнению, также не аргументирует отказ, данный ему, так как в соответствии с этим Постановлением право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Нормативное регулирование отношений в области социальной поддержки ветеранов труда отнесено к компетенции региональных органов власти, которые, тем не менее, не вправе принимать акты, направленные на ухудшение положения ветеранов, уменьшение ранее установленного в их отношении объёма мер социальной поддержки.

Следовательно, принятие на региональном уровне нормы права (в том числе Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и Постановления Администрации Тульской области от 18.06.2008 года № 339 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области») не могут трактоваться, как основания для снижения ранее установленного уровня социальной защиты ветеранов, ограничения перечня лиц, имеющих право на льготы и уменьшение количественного и качественного состава компенсаций.

Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений ч. 2 ст. 5 Конституции РФ о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное «ограничительное» толкование норм Федерального закона «О ветеранах», норм Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года и Постановления Администрации Тульской области от 18.06.2008 года № 339 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», принятые фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этих законов, так и приведёнными статьями Конституции РФ.

На основании изложенного Арефьев Н.И. просил суд признать за ним право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» назначить ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года.

В судебном заседании истец Арефьев Н.И. на удовлетворении своих требований настаивал, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Директор ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» Зуева Н.А. в судебном заседании исковые требования Арефьева Н.И. не признала и пояснила, что поскольку он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Федеральными законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с достижением которого Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года связывает предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки, право на получение ежемесячных денежных выплат, предусмотренных ст. 7 указанного Закона Тульской области, не приобрёл.

Выслушав объяснения истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Арефьева Н.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешёл к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Настаивая на удовлетворении исковых требований о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года, истец сослалась на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он имеет удостоверение «Ветеран труда».

Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные им обстоятельства подтверждаются исследованным в судебном заседании удостоверением серии в , выданным ДД.ММ.ГГГГ на его имя ГУ ТО «Управлением социальной защиты населения Воловского района».

Судом установлено, что истец обратился в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Воловского района» с заявлением о предоставлении указанной выше меры социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ.

В тот же день ответчик принял решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты.

Данный отказ суд считает неправомерным, исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, установлены ст. 7 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в редакции Законов Тульской области от 31.10.2006 года № 745-ЗТО, от 26.11.2008 года № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 года № 1352-ЗТО).

Исходя из буквального содержания ст. 7 Закона, возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона, законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением лицом статуса ветерана труда, и не ставит в зависимость от каких-либо иных обстоятельств, в том числе от наличия определённого возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утверждён постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.03.2005 года № 201 (в редакции постановления от 15.01.2010 года № 30).

В соответствии с подп. 2 п. 2 указанного Порядка право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Согласно п. 8 этого же Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приёма органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Истец обратился с письменным заявлением к ответчику о назначении данной выплаты 13.08.2012 года, следовательно, указанная выплата должна быть ему назначена с этой даты.

Закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28.12.2004 года не связывает право на получение указанной меры социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), т.е. 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также обязательным получением того или иного вида пенсии, упоминая лишь о наличии права на её получение независимо от продолжительности трудовой деятельности.

Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечёт за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области, принятыми в пределах их компетенции.

Учитывая вышеизложенное, в том числе и тот факт, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление ему меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года, которая должна быть назначена ему с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск Арефьева Николая Ивановича удовлетворить.

Признать за Арефьевым Николаем Ивановичем право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО от 28.12.2004 года.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Воловского района» назначить Арефьеву Николаю Ивановичу с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную выплату в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493-ЗТО от 28.12.2004 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение месяца.

Председательствующий