27 сентября 2011 года г. Богородицк Судья Богородицкого районного суда Тульской области Старикова Н.Г., при секретаре Савченко Л.Е., с участием лица, привлеченного к административной ответственности, Ушаковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица привлеченного к административной ответственности Ушаковой Веры Викторовны на постановление мирового судьи судебного участка №8 Богородицкого района Тульской области от 08 августа 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, установил: постановлением мирового судьи судебного участка №8 Богородицкого района Тульской области от 08 августа 2011 года Ушакова В.В. подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: 11.07.2011 года в 12 час. 00 мин. при проведении Управлением Росздравнадзора по Тульской области плановой выездной проверки в Государственном учреждении социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области», расположенном по адресу: Тульская область, г.Богородицк, ул.Комсомольская, д.89, установлен факт осуществления медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии), а именно: работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, организации сестринского дела, диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине; при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии. В штатном расписании учреждения 0,5 ставки врача педиатра, 1 ставка старшей медицинской сестры, 1 ставка медицинской сестры, В учреждении осуществляется закупка лекарственных препаратов, разрабатываются программы для воспитанников по проведению лечебно-оздоровительных мероприятий, имеется оборудование для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий. В должностной инструкции директора ГУСОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области», утвержденной 16.02.2010 года п.4.1 определена ответственность директора за несоблюдение законодательства Российской Федерации, Тульской области, Устава Центра, невыполнение приказов, решений и распоряжений Учредителя. Осуществление медицинской деятельности без лицензии является нарушением п.96 ст.17 Федерального закона № 128 от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». При указанных обстоятельствах должностное лицо – директор Государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). В жалобе лицо, привлеченное к административной ответственности Ушакова В.В., просит отменить данное постановление мирового судьи судебного участка №38 Богородицкого района Тульской области как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления. В ходе судебного разбирательства лицо, привлеченное к административной ответственности, Ушакова В.В. поддержала доводы своей жалобы, кроме того пояснила, что социально-реабилитационный центр директором которого она является, медицинскую деятельность не осуществляет, поскольку не осуществляет лечебную деятельность. Медицинские услуги Центру по договору от 12.01.2011 года оказывает МУЗ «Богородицкая ЦРБ», при необходимости в Центр вызывается «Скорая медицинская помощь». Пояснила, что организация медицинского обслуживания в центре означает осуществление сопровождения в специализированные медицинские учреждения, при назначении врачами определенных лекарств работники учреждения должны давать детям соответствующие лекарства, а также закупку лекарственных средств. Именно для этого в штате имеются ставки двух медсестер и 0,5 ставки врача-педиатра. В центре находятся несовершеннолетние, над которыми установлена опека Центра. Учреждение исполняет родительские обязанности по отношению к своим воспитанникам, то есть сотрудники центра следят за здоровьем детей, определяют, болен ли ребенок, если да то направляют его в лечебное учреждение, а не приступают к лечению самостоятельно. Лекарственные средства даются детям только по назначению врачей больницы, с которой заключен договор на обслуживание несовершеннолетних. Медицинскую деятельность по диетологии Центр также не осуществляет. В Центре составляются только меню-раскладки соответственно возрастам детей. Центр не осуществляет деятельность по лечебной физкультуре и спортивной медицине. Наличие в Центре велотренажера и беговой дорожки не может являться основанием к осуществлению медицинской деятельности по лечебной физкультуре и спортивной медицине, так как согласно их инструкциям, не предназначены для терапевтических целей, а только для организации досуга детей. На основании изложенного просит постановление мирового судьи судебного участка №8 Богородицкого района Тульской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении нее, Ушаковой В.В., от 08.08.2011 года отменить и производство по делу прекратить. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы с пояснениями и дополнениями, выслушав объяснения Ушаковой В.В., исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему. Срок для подачи жалобы на постановление мирового судьи судебного участка №8 Богородицкого района Тульской области от 08.08.2011 года в силу ч.1 ст.30.3 КоАП РФ Ушаковой В.В. не пропущен по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В силу положений ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Из материалов дела следует, что постановление мирового судьи судебного участка №8 Богородицкого района Тульской области от 08.08.2011 года было получено Ушаковой В.В. 22.08.2011 года. Следовательно, начало течения срока на подачу жалобы следует исчислять с 23.08.2011 года, а последним днем для подачи жалобы является 01.09.2011 года. Жалоба Ушаковой В.В. на постановление мирового судьи была подана 29.08.2011 года, то есть в течение десяти дней с момента получения копии постановления. В силу требований п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ч.3 ст.26.2 КоАП РФ). В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст.19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Согласно п.96 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ (в редакции от 29.12.2010 года) «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, приведенном в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 года №30, работы (услуги) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащей лицензированию включают в себя, в том числе, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, в организации сестринского дела, в диетологи, а также, лечебная физкультура и спортивная медицина; при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии. Согласно Уставу Центра, утвержденному Приказом Департамента социального развития Тульской области №475-осн от 02.12.2008 года, его основными задачами являются профилактика безнадзорности, беспризорности, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации ( п.3.2. Устава). Выполняя указанные задачи, согласно п.3.3. Устава Центр оказывает социальную и иную помощь детям, осуществляет организацию медицинского обслуживания несовершеннолетних. В соответствии с п.4.1 должностной инструкции директора ГУСОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области» директор центра несет ответственность за несоблюдение законодательства Российской Федерации, Тульской области, Устава Центра, невыполнение приказов, решений и распоряжений Учредителя. Согласно Национальному стандарту Российской Федерации в области социального обслуживания населения (ГОСТ Р 52143-2003), социально-медицинские услуги включают в себя оказание или содействие в оказании клиентам учреждений социального обслуживания медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях (п.4.2.2), оказание клиентам учреждений первичной медико-санитарной помощи ( п. 4.2.6), оказание первой доврачебной помощи (п.4.2.15), проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.) (п.4.2.16), оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения (п. 4.2.29). Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: - актом проверки ГУСОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области» Управлением Росздравнадзора по Тульской области от 11 июля 2011 года, из которого следует, что в Центре осуществляется медицинская деятельность без специального разрешения (лицензии), а именно, выполняются работы (услуги) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, организации сестринского дела, диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине; при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии; - штатным расписанием ГУСОН ТО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области»; - выпиской из приказа №1 л/с от 01.01.2004 года о принятии Крутилиной Л.В. на должность старшей медсестры Центра с 01.01.2004 года; - должностной инструкцией старшей медицинской сестры аппарата учреждения Центра, утвержденной директором Центра 05.06.2009 года, из которой следует, что на старшую медицинскую сестру возложены обязанности по осуществлению работы (услуги) по «организации сестринского дела», а именно, систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений центра, соблюдением правил личной гигиены воспитанников и персонала учреждения (п.2.1.), за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий (п.2.2.), осуществление медицинского контроля за работой пищеблока и питанием воспитанников (п.2.4), организация и контроль в установленном порядке своевременного прохождения сотрудниками центра медицинских обследований (п. 2.5.), ведение утвержденной медицинской учетно-отчетной документации, составление примерного 14-ти дневного меню, меню-раскладки (п.2.12); - выпиской из приказа от 19.07.2010 года №153 л/с о принятии на работу Щадиловой Е.Г. на должность медицинской сестры Центра; - должностной инструкцией медицинской сестры аппарата учреждения, утвержденной 05.07.2010 года директором Центра, из которой следует, что медицинская сестра осуществляет контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в Центре, проведение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, ежедневный осмотр воспитанников, контроль за проведением закаливающих процедур и оздоровительных мероприятий, измерение АД, измерение антропометрических данных; - копией журнала учета медикаментов, в котором имеются сведения о выдаче медикаментов воспитанникам Центра; - копией журнала контроля артериального давления; - товарными накладными на приобретение лекарственных препаратов в Центре в 2011 году на сумму 10000 руб. и 11400 руб.; - копией меню-раскладки; - протоколом об административном правонарушении от 11 июля 2011 года в отношении директора Центра Ушаковой В.В., в данном протоколе имеются объяснения Ушаковой В.В. о том, что она назначена на должность директора год назад. В течение этого времени произведена закупка необходимого для лицензирования медицинской деятельности, производился ремонт помещения. Подана заявка в Роспотребнадзор на получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта санитарным нормам и правилам для осуществления медицинской деятельности. Все вышеуказанные собранные по делу доказательства оценены мировым судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Из пояснений директора Центра Ушаковой В.В. следует, в Центре оказываются вышеперечисленные социально-медицинские услуги, включая медицинскую помощь, а именно, оказание или содействие в оказании детям, находящимся в учреждении медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, проведение процедур, связанных со здоровьем, оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача и скорой помощи в Центр, сопровождение детей в учреждения органов здравоохранения. Из Приказа Министерства здравоохранения РФ №113 от 10.04.2001 года «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги», следует, что медицинская услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, медицинская помощь – это комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в подержании и восстановлении здоровья. Данные понятия медицинской услуги и медицинской помощи в совокупности с установленными судом обстоятельствами, подтверждают осуществление медицинской деятельности в Центре без специального разрешения (лицензии). Понятия медицинской услуги и медицинской помощи, приведенные в Приказе Министерства здравоохранения РФ №113 от 10.04.2001 года понятия не противоречат понятиям, приведенным в Национальном стандарте Российской Федерации в области социального обслуживания населения (ГОСТ Р 52143-2003) в части оказания социально-медицинских услуг. Положения СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», также не свидетельствуют о том, что медицинская деятельность, требующая лицензии в Центре не осуществляется. Работа в Центре по организации питания воспитанников, с учетом должностных обязанностей старшей медицинской сестры, ведением ею медицинской документации, свидетельствуют об осуществлении в Центре медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии), а именно, выполнение работ (услуг) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, организации сестринского дела, диетологии, лечебной физкультуры и спортивной медицины; при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии. Доводы жалобы о том, что производство по делу в отношении Ушаковой В.В. подлежит прекращению в соответствии с п.7 ч.1 ст.19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), являются несостоятельными. В соответствии с ч.3 ст.2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. Таким образом, по делу правильно установлено наличие события правонарушения и действия Ушаковой В.В. – лица, привлекаемого к ответственности, правомерно квалифицированы по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено. Совершенное Ушаковой В.В. административное правонарушение было квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.19.20 КоАП РФ. Оценивая установленные в судебном заседании обстоятельства и материалы дела, суд приходит к выводу о том, что мировой судья судебного участка №8 Богородицкого района Тульской области вынес законное постановление по делу об административном правонарушении, оснований для его отмены не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6.-30.8. КоАП РФ, решил: постановление мирового судьи судебного участка №8 Богородицкого района Тульской области Давыдовой Л.Е. от 08 августа 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Ушаковой Веры Викторовны, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения. Судья