Постановлени о назначении административного наказания в отношении Реабилитационного центра по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 августа 2011 года г.Богородицк

Судья Богородицкого районного суда Тульской области Наумкина О.И.,

при секретаре Янковской Н.С.,

рассмотрев дело № «5»-90-2011 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении

Государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области», юридический адрес: Тульская область, г.Богородицк, ул.Комсомольская, д.89,

у с т а н о в и л:

11.07.2011г. в 12 час. 00 мин. при проведении Управлением Росздравнадзора по Тульской области плановой выездной проверки в Государственном учреждении социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области» по адресу: Тульская область, г.Богородицк, ул.Комсомольская, д.89 установлен факт осуществления медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии), а именно: работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, организации сестринского дела, диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине; при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии, что подтверждается наличием в штатном расписании учреждения 0,5 ставки врача педиатра, 1 ставки старшей медицинской сестры, 1 ставки медицинской сестры, и обязанностями, предусмотренными должностными инструкциями медицинской сестры и старшей медицинской сестры, разработанными в учреждении программами для воспитанников по проведению лечебно-оздоровительных мероприятий, наличием в учреждении оборудования для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, а именно, гребного тренажера, беговой дорожки, силовых тренажеров, накладными по закупке лекарственных препаратов за истекший период 2011г. на сумму 10000 руб. и 11400 руб.

Осуществление медицинской деятельности без лицензии является нарушением п.96 ст.17 Федерального закона № 128 от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».

При указанных обстоятельствах Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Директор Государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области» Ушакова В.В. при рассмотрении дела об административном правонарушении с обстоятельствами, изложенными в протоколе об административном правонарушении, согласилась частично, полагала, что Центр медицинскую деятельность не осуществляет, поскольку не осуществляет лечебную деятельность, медицинские услуги Центру по договору от 12.01.2011г. оказывает МУЗ «Богородицкая ЦРБ», при необходимости вызывается в Центр «Скорая медицинская помощь». Наличие в штатном расписании и фактическое наличие в Центре старшей медицинской сестры и медицинской сестры, а также их должностные обязанности, отнесенные органом Росздравнадзора к работе по организации сестринского дела, работам (услугам) диетологии, при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической помощи, объяснила требованиями разделов 4 и 7 СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Подтверждая наличие разработанных в Центре программ для воспитанников, включающих проведение реабилитационных мероприятий, полагала, что они являются только реабилитационными, а не лечебно-оздоровительными, имеющиеся в Центре тренажеры, согласно их инструкциям, не предназначены для терапевтических целей, а только для организации досуга детей.

Представитель Департамента социального развития Тульской области, являющегося, согласно Уставу Центра его учредителем, координирующим и регулирующим деятельность Центра, по доверенности Московский М.В. в судебном заседании полагал, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Центра по ч.1 ст.19.20 КоАП подлежит прекращению, поскольку данного правонарушения Центр не совершал. Предмет и основные направления деятельности Центра определены его Уставом, который не предусматривает осуществление в Центре медицинской деятельности, требующей лицензии. Центр осуществляет социально-медицинские услуги. Медицинская составляющая в деятельности Центра присутствует, но не является главной в работе, и, связана только с организацией медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних.

Представитель Департамента социального развития Тульской области по доверенности Бобырь Н.П., в судебное заседание 02.08.2011г. не явилась, при рассмотрении дела 28.08.2011г. полагала, что Центр не осуществляет медицинской деятельности по диетологии, поскольку дети в Центре проживают временно, обеспечиваются бесплатным питанием, Центр организует их рациональное, но не диетическое питание, 1 раз в две недели меню-раскладки подаются в отдел Роспотребнадзора.

Представители Управления Росздравнадзора по Тульской области по доверенности Кузнеченкова О.А. и Мамчев Г.Г. в судебное заседание 02.08.2011г. не явились, при рассмотрении дела 28.07.2011г. настаивали на осуществлении в Центре медицинской деятельности.

Кузнеченкова О.А. пояснила, что в Центре имеются кабинет врачебного приема, процедурный кабинет и изолятор на две койки. Медицинские сестры ведут в Центре документы, свидетельствующие об осуществлении медицинской деятельности, а именно, ведут динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, учет их антропометрических данных, составляют меню-раскладки, то есть выполняют обязанности диетсестры, поскольку диетология это не только лечебное, но и профилактическое питание, являющееся составляющей детского питания. Дети в Центре разновозрастные и для каждого возраста существует определенный колораж питания. Старшая медсестра ведет журнал бракеража готовой продукции, снимает пробы с готовых блюд, организовывает диетическое (щадящее) питание, следит за видами обработки продукции, кратности приема пищи и интервалами между приемами пищи, суточной калорийности готовых блюд. Она же осуществляет закупку медицинских препаратов для Центра, что также является составляющей медицинской деятельности. Полагала, что имеющиеся в Центре тренажеры, даже, если они не предназначены для терапевтических целей и не обладают лечебным эффектом, помогают физическому развитию детей, поэтому до и после занятий детей на тренажерах обязательными являются измерение пульса и артериального давления специалистом-медиком.

Выслушав директора Центра, представителей учредителя Центра, Управления Росздравнадзора по Тульской области, исследовав материалы дела, суд находит вину Государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области» в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) установленной и подтверждающейся следующими доказательствами:

актом проверки Центра Управлением Росздравнадзора по Тульской области от 11 июля 2011г., согласно которому в Центре осуществляется медицинская деятельность без специального разрешения (лицензии), а именно, выполняются работы (услуги) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, организации сестринского дела, диетологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине; при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии.

штатным расписанием Центра, свидетельствующим о наличии в Центре 0,5 ставки врача педиатра, 1 ставки старшей медицинской сестры, 1 ставки медицинской сестры;

выпиской из приказа № 1 л/с от 01.01.2004г. о принятии Крутилиной Л.В. на должность старшей медсестры Центра с 01.01.2004г.;

должностной инструкцией старшей медицинской сестры аппарата учреждения Центра, утвержденной директором Центра 05.06.2009г., согласно которой, на старшую медицинскую сестру возложены обязанности по осуществлению работы (услуги) по «организации сестринского дела», а именно, систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений центра, соблюдением правил личной гигиены воспитанников и персонала учреждения (п.2.1.), за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий (п.2.2.), организация и контроль в установленном порядке своевременного прохождения сотрудниками центра медицинских обследований (п. 2.5.), осуществление медицинского контроля за работой пищеблока и питанием воспитанников (п.2.4), ведение утвержденной медицинской учетно-отчетной документации, составление примерного 14-ти дневного меню, меню-раскладки ( п.2.12);

выпиской из приказа от 19.07.2010г. № 153 л/с о принятии на работу Щадиловой Е.Г. на должность медицинской сестры Центра;

должностной инструкцией медицинской сестры аппарата учреждения, утвержденной 05.07.2005г. директором Центра, согласно которой медицинская сестра осуществляет контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в Центре, проведение санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, ежедневный осмотр воспитанников, контроль за проведением закаливающих процедур и оздоровительных мероприятий, измерение АД, измерение антропометрических данных;

наличием в Центре журнала учета медикаментов, сведений в нем о выдаче медикаментов воспитанникам Центра;

товарными накладными на приобретение лекарственных препаратов в Центре в 2011г. на сумму 10000 руб. и 11400 руб.

протоколом об административном правонарушении от 11 июля 2011г.

Согласно п.96 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ в редакции от 29.12.2010г. медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, приведенном в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007г. № 30, работы (услуги) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащей лицензированию включают в себя, в том числе, работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, в организации сестринского дела, в диетологи, а также, лечебная физкультура и спортивная медицина; при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии.

Согласно Уставу Центра, утвержденному Приказом Департамента социального развития Тульской области № 475-осн от 02.12.2008г., его основными задачами являются профилактика безнадзорности, беспризорности, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации ( п.3.2. Устава). Выполняя указанные задачи, согласно п.3.3. Устава Центр оказывает социальную и иную помощь детям, осуществляет организацию медицинского обслуживания несовершеннолетних.

Согласно Национальному стандарту Российской Федерации в области социального обслуживания населения ( ГОСТ Р 52143-2003), социально-медицинские услуги включают в себя оказание или содействие в оказании клиентам учреждений социального обслуживания медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях ( п. 4.2.2.), оказание клиентам учреждений первичной медико-санитарной помощи ( п. 4.2.6.), оказание первой доврачебной помощи (п. 4.2.15.), проведение процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель и др.) (п. 4.2.16.), оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в учреждения органов здравоохранения ( п. 4.2.29.).

Пояснениями директора Центра, представителей Департамента социального развития установлено, что в Центре оказываются вышеперечисленные социально-медицинские услуги, включая медицинскую помощь, а именно, оказание или содействие в оказании детям, находящимся в учреждении медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях проведение процедур, связанных со здоровьем, оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача и скорой помощи в Центр, сопровождение детей в учреждения органов здравоохранения.

Понятие медицинской услуги и медицинской помощи приведено в Приказе Министерства здравоохранения РФ № 113 от 10.04.2001г. «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги», согласно которым медицинская услуга – это мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость, медицинская помощь – это комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в подержании и восстановлении здоровья.

Вышеприведенные понятия медицинской услуги и медицинской помощи в совокупности с установленными судом обстоятельствами, подтверждают осуществление медицинской деятельности в Центре без специального разрешения (лицензии).

Суд не может согласиться с доводами представителя Департамента социального развития Тульской области о том, что понятия медицинской услуги и медицинской помощи, приведенные в Приказе Министерства здравоохранения РФ № 113 от 10.04.2001г. касаются только учреждений здравоохранения, поскольку в рассматриваемом деле Центр, как установлено судом, осуществляет медицинскую деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без соответствующего разрешения (лицензии).

Указанные понятия не противоречат понятиям, приведенным в Национальном стандарте Российской Федерации в области социального обслуживания населения ( ГОСТ Р 52143-2003) в части оказания социально-медицинских услуг.

Положения СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», также не свидетельствуют о том, что медицинская деятельность, требующая лицензии в Центре не осуществляется.

Работа в Центре по организации питания воспитанников, с учетом должностных обязанностей старшей медицинской сестры, ведением ею медицинской документации, свидетельствуют об осуществлении в Центре медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии), а именно, выполнению работ (услуг) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, организации сестринского дела, диетологии, лечебной физкультуры и спортивной медицины; при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии,

Разрешая вопрос о виновности Центра в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, суд также учитывает, что в своем объяснении в протоколе об административном правонарушении директор Центра, факт совершения правонарушения признала, указав на проведение Центром мероприятий, направленных на получение разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности.

Суд также учитывает, что согласно представленному Управлением Росздравнадзора по Тульской области списку Государственных учреждений социального обслуживания Тульской области, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних Белевского, Дубенского, Арсеньевского и других районов, указанные Центры уже получили соответствующие разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности.

При этом, из пояснений представителя Департамента социального развития Тульской области Московского М.В. следует, что все указанные Центры имеют типовые Уставы и назначение, аналогичные Государственному учреждению социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области».

Принимая во внимание, что осуществление в Центре медицинской деятельности без лицензии создает угрозу здоровью и жизни детей, судья считает необходимым назначить Государственному учреждению социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области» административное наказание в виде административного приостановления деятельности по осуществлению медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии), а именно, работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, организации сестринского дела, диетологии, лечебной физкультуры и спортивной медицины; при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии.

Не усматривая обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Центра, суд вместе с тем полагает, что менее строгий вид административного наказания в виде административного штрафа не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В удовлетворении ходатайства представителя Департамента социального развития Тульской области о прекращении производства по делу определением суда от 02 августа 2011г. отказано.

Руководствуясь ст.ст.20.4. ч.1, 29.10. КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности Центра, расположенного по адресу: Тульская область, г.Богородицк, ул.Комсомольская, 4, по осуществлению медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии), а именно, работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, организации сестринского дела, диетологии, лечебной физкультуры и спортивной медицины; при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии, сроком на 90 суток.

Срок административного приостановления деятельности Государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области» исчислять с 02 августа 2011г.

Постановление подлежит немедленному исполнению судебным приставом-исполнителем ОСП Богородицкого района.

Разъяснить Государственному учреждению социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Богородицкого района Тульской области» право ходатайствовать о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности по осуществлению медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии), а именно, работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, организации сестринского дела, диетологии, лечебной физкультуры и спортивной медицины; при осуществлении первичной амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по педиатрии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление Росздравнадзора по Тульской области.

Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий райсуд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

Судья Наумкина О.И.