ПОСТАНОВЛЕНИЕ 20 сентября 2012 года г.Богородицк Судья Богородицкого районного суда Тульской области Санкина Т.Р., при секретаре Ворониной Ю.В., рассмотрев дело № «5»-48-2012 об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Дека-Хим», юридический адрес: Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д.1, офис 30, почтовый адрес: г. Санкт-Петербург, Спасский переулок, д.10, лит.А, пом. 7-Н, место фактического осуществления деятельности Тульская область, г. Богородицк, ул. Волынкина (земельный участок с кадастровым номером 71:25:010104:96), установил: 08.08.2012г. в 13 часов 00 минут ООО «Дека-Хим» нарушило гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления, а именно: при проведении работ по транспортировке отхода 4 класса опасности (шлака – добавки железосодержащей) автотранспортом, на автодороге по ул. Волынкина г. Богородицка Тульской области при въезде на открытую площадку для временного складирования по адресу: Тульская область, г. Богородицк, ул. Волынкина (земельный участок с кадастровым номером 71:25:010104:96) имеются следы рассыпанного отхода, что указывает на то, что конструкция и условия эксплуатации транспорта не исключают возможность потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отхода 4 класса опасности с одного вида транспорта на другой. Поверхность площадки, расположенной по вышеуказанному адресу, для временного хранения отхода, не имеет водонепроницаемое и химически стойкое покрытие по всей площади (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.). Поверхность хранящегося насыпью отхода 4 класса опасности не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, т.к. укрытие брезентом или навесами не предусмотрено; отход на площадке частично хранится на почке, по периметру площадки не предусмотрена обваловка и сеть ливневого стока. На месте разгрузки отхода отсутствуют средства пылеподавления, что является нарушением ст. 11р.1,р.2,р.3; ст. 21, ст. 22 пп.1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г.; п.3, пп.3.7, пп.3.8, пп.3.19 СанПиН 2.1 7.1322-03» «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления». При указанных обстоятельствах ООО «Дека-Хим» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ, а именно несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Вина ООО «Дека-Хим» в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами подтверждается: протоколом об административном правонарушении №253 от 08.08.2012г.; протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 08.08.2012г., согласно которому главный специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области в Богородицком, Воловском районах Семенькина Г.Н. с участием представителя ООО «Дека-Хим» Сидорова И.А., действующего на основании доверенности в присутствии понятых произвела осмотр территории для временного складирования, разгрузки, погрузки шлака – добавки железосодержащей (отход 4 класса опасности), договора аренды №11-А от 22.06.2012г., на часть земельного участка общей площадью 38033 кв.м. и представленных документов, находящихся по адресу: Тульская область, г. Богородицк, ул. Волынкина, в районе д. 21б и по ул. Волынкина, г. Богородицка. Осмотром установлено, что ООО «Дека-Хим» на земельном участке по адресу: Тульская область, г. Богородицк, ул. Волынкина, в районе д. 21-б временное складирование, разгрузку и транспортировку шлака - джобавки железосодержащей для производства цемента (отхода 4 класса опасности) не производит. Сидоровым И.А. представлен договор аренды №11-А от 22.06.2012г. на часть земельного участка общей площадью 38033 кв.м., расположенного по адресу Тульская область, Богородицкий район, г. Богородицк, ул. Волынкина, в 160м. от ворот железнодорожной ветки, где в данный период производится разгрузка, временное складирование и погрузка на железнодорожный транспорт шлака – добавки железосодержащей (отход 4 класса опасности) Перевозка шлака – добавки железосодержащей (отход 4 класса опасности) осуществляется из отвала угольного разреза по адресу: Тульская область, Киреевский район, Богучаровская с/а в 1,2 км северо-западнее населенного пункта н/п «Прогресс». При транспортировке автотранспортом допускается потеря отхода. При въезде на участок для временного складирования и по дороге по ул. Волынкина г. Богородицка имеются следы частично рассыпанного отхода на почву и асфальт, что указывает на то, что конструкция и условия эксплуатации транспорта не исключают возможность потерь и загрязнения окружающей природной среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой, что является нарушением требований п.3 пп.3.19 СанПиН 2.1 7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления». При временном хранении отходов 4 класса опасности на открытой площадке не соблюдаются п.3 пп. 3.7, пп.3.8 СанПиН 2.1 7.132203 «Гигиенические требования к размещению и обеззараживанию отходов производства и потребления», а именно: поверхность хранящегося насыпью отхода не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, т.к. укрытие брезентом или навесами не предусмотрено; поверхность площадки для временного хранения отхода по всей площади не имеет водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), отход хранится частично на почве, частично на бетонированной площадке, по периметру площадки не оборудована обваловка и сеть ливневого стока. На месте временного хранения отхода 4 класса опасности (шлака – добавки железосодержащей) отсутствуют средства пылеподавления. Были представлены следующие документы ООО «Дека-Хим»: протокол результатов биотестирования шлака добавки железосодержащей от 07.09.2010г. №31 по определению класса опасности, выданный ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному Федеральному округу»; протокол количественного химического анализа шлака от 29.10.2010г. №936-10, выданный региональным аналитическим центром ЗАО «Механобр инжиниринг аналит»; протокол лабораторных испытаний на определение удельной эффективности естественных радионуклидов от 01.02.2011г. №54, выданный ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области»; паспорт опасного отхода, согласованный с Управлением Росприроднадзора по Тульской области, паспорт безопасности химической продукции, зарегистрированный информационно-аналитическим центром «Безопасность веществ и материалов» ФГУП «ВНИЦСМВ», лицензия на право деятельности с отходами 1-4 класса опасности от 09.08.2011г.,выданная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования; договор аренды на часть земельного участка №11-А от 20.06.2012г., устав ООО «Дека-Хим». Согласно договору аренды №11-А от 20.06.2012г. ООО «Дека-Хим» арендована часть земельного участка площадью 38033 кв.м. с кадастровым номером 71:25:010104:96, расположенного согласно кадастровой выписке о земельном участке по адресу: Тульская область, г. Богородицк, ул. Волынкина. Арендуемая часть расположена в 160м. от ворот железнодорожной ветки, длина составляет 40м. правее ворот вдоль железнодорожной ветки, ширина – 30м. от железнодорожной ветки. В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тульской области в Богородицком, Воловском районах по доверенности Семенькина Г.Н. при рассмотрении дела об административном правонарушении пояснила, что все нарушения, которые указаны в протоколе об административном правонарушении от 08.08.2012г. были установлены при проведении 08.08.2012г. осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий и документов, в рамках возбужденного 24.07.2012г. дела об административном правонарушении и проведения административного расследования. Полагала, что с учетом характера установленных нарушений санитарных правил подлежит приостановлению деятельность открытой площадки для временного складирования шлака ООО «Дека-Хим» на земельном участке с кадастровым номером 71:25:010104:96, расположенном по адресу: Тульская область, г. Богородицк, ул. Волынкина. Представители ООО «Дека-Хим» по доверенности Шевченко Е.Г. Кравчук А.Л. в судебном заседании просили производство по делу об административном правонарушении прекратить, указав, что протокол об административном правонарушении от 08.08.2012г. составлен в присутствии некоего Сидорова И.А., действующего на основании доверенности от 25.07.2012г., т.е. являющегося уполномоченным представителем ООО «Дека-Хим». Вместе с тем, протокол составлен в отношении юридического лица ООО «Дека-Хим», и, следовательно вся процедура (разъяснение прав и обязанностей, предоставление возможности давать объяснения, делать замечания, должна производиться в отношении законного (а не уполномоченного) представителя юридического лица. В целях КоАП РФ законным представителем юридического лица является его руководитель, а так же иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Поскольку генеральным директором ООО «Дека-Хим» является Выржиковский А.В., то только он как в силу закона, так и учредительных документов является законным представителем указанного общества. КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе надлежащим извещением не является. В имеющейся в материалах дела доверенности, выданной ООО «Дека-Хим» на имя Сидорова И.А. 25.07.2012г., не имеется конкретизации (указания) на данное административное дело. Кроме того, нарушением, влекущим невозможность использования доказательств может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст. 25.1, ч.2 ст. 25.2, ч.3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ. Как следует из п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г., №5 КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока. Однако в протоколе об административном правонарушении указано лишь на то, что действия по транспортировке отхода 4 класса опасности не исключают возможность потерь и загрязнений окружающей среды. По мнению ООО «Дека-Хим» оно не может быть привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку ООО «Дека-Хим» в лице законного представителя Выржиковского А.В. не извещено о начале проверки и о возбуждении дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя, надлежащем образом не извещенного о дне, месте и времени составления протокола, при участии уполномоченного представителя по доверенности в которой не конкретизировано дело об административном правонарушении. Отсутствует состав (событие) административного правонарушения. Во всяком случае, обстоятельства, установленные проверкой свидетельствуют о малозначительности совершенного ООО правонарушения, которое не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В действиях ООО «Дека-Хим» отсутствует существенная угроза охраняемым общественным интересам, действия общества не были направлены на нарушение закона. ООО «Дека-Хим» незамедлительно приступило к устранению выявленных не данной проверкой нарушений. Так, проведены работы по бетонированию погрузочной рампы, сформирована бетонная обваловка погрузочной рампы (высота 2м), ведутся работы по прокладке ливневой канализации, обустроена площадка для мытья колес убывающего автотранспорта с отстойником, ведутся работы по формированию навеса над погрузочной рампой, ведутся работы по обваловке и формированию твердого влагонепроницаемого покрытия на площадке для накопления продукта, ведутся переговоры с администрацией МО Богородицкий район о выделении и подготовке в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 альтернативной площадки для накопления продукта, рассматривается вопрос об аренде крытого помещения площадью 2000 кв.м. примыкающего к погрузочной рампе, проводятся исследования проб грунта и атмосферного воздуха вблизи узла погрузки для выявления вредного воздействия на окружающую среду, для предотвращения пыления продукта проводится систематическое орошение не менее двух раз в сутки, ведутся работы по формированию покрытия насыпи, убраны просыпи шлака в Богородицком и Киреевском районах Тульской области, работы по транспортировке продукта на и из мест захоронения на погрузочный улез остановлены. Как следует из показаний свидетеля Сидорова И.А., он на основании доверенности от 25.07.2012г. участвовал 08.08.2012г. в осмотре площадки, на которой ООО «Дека-Хим» осуществляет складирование отхода 4 класса опасности, расположенной по ул. Волынкина г. Богородицка Тульской области, а так же при составлении 08.08.2012г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Дека-Хим», в качестве представителя указанной организации. Не отрицая того обстоятельства, что других дел об административном правонарушении в отношении ООО «Дека-Хим» в территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Богородицком, Воловском районах не имелось, а равно того обстоятельства, что он информирует генерального директора ООО «Дека-Хим» обо всем, происходящем на предприятии, уточнил, что доверенность от 25.07.2012г. он подписал себе сам без ведома руководителя. Судья критически относится к пояснениям свидетеля в той части, что доверенность на представление интересов юридического лица ООО «Дека-Хим» в территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Богородицком, Воловском районах от 25.07.2012г. №002, была подписана им самим без ведома генерального директора общества, поскольку указанная доверенность была выдана на следующий день после вынесения 24.07.2012г. определения №8 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Дека-Хим», доверенность выполнена на бланке ООО «Дека-Хим» и заверена печатью организации. Подпись выполнена от имени директора ООО «Дека-Хим» Выржиковского А.В. Как следует из текста указанной доверенности ООО «Дека-Хим» в лице генерального директора Выржиковского А.В. доверяет Сидорову И.А. быть представителем ООО «Дека-Хим» в территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Богородицком, Воловском районах и знакомиться со всеми материалами по факту проведения внепланового мероприятия по контролю, давать объяснения по материалам дела об административном правонарушении с правом подписи в распоряжениях, протоколах, актах, предписаниях, определении об истребовании сведений, определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования и других документах, а так же участвовать в рассмотрении данного административного дела и получать вышеуказанные документы. Доверенность была выдана сроком на 1 месяц. В силу требований п. 18 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). В соответствии со ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. То обстоятельство, что в протоколе об административном правонарушении, представитель юридического лица, в отношении которого составлен протокол, ООО «Дека-Хим», по доверенности Сидоров И.А. указан в ряде случаев как законный представитель, само по себе не свидетельствует о том, что указанный протокол составлен с нарушениями требований ст. 28.2 КоАП РФ. При этом из протокола об административном правонарушении следует, что права и обязанности, предусмотренные ст.25.4, 25.5 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ Сидорову И.А. были разъяснены, о чем имеется его подпись. В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, судья приходит к выводу о том, что данный протокол является доказательством по делу об административном правонарушении. В протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, от 08.08.2012г., составленному в отношении ООО «Дека-Хим», имеются сведения о присутствии представителя ООО «Дека-Хим» Сидорова И.А., которому разъяснялись права, предусмотренные статьями 25.4, 25.5 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ, о чем имеется его подпись в протоколе, а так же двух понятых, которым разъяснялись права и обязанности, предусмотренные ст. 25.7 КоАП РФ, о чем имеются их подписи в протоколе. Понятые своими подписями удостоверили правильность названного документа и изложенных в нем сведений, каких-либо замечаний от понятых, а равно от Сидорова И.А. не поступило. Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В судебном заседании установлено, и подтверждено материалами дела, в т.ч. лицензией, что ООО «Дека-Хим» осуществляет деятельность с отходами 1-4 класса опасности. Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также частью 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В силу п. 3,4, п. 3.7, п. 3.8, 3.19 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить в определенном порядке. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Хранение мелкодисперсных отходов в открытом виде (навалом) на промплощадках без применения средств пылеподавления не допускается. Перевозки отходов от основного предприятия к вспомогательным производствам и на полигоны складирования осуществляются специально оборудованным транспортом основного производителя или специализированных транспортных фирм. Конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой. Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой отходов на основном и вспомогательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы. Положения ст. 1 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» содержат абзац о накоплении отходов, согласно которому накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортировки. Таким образом, законодатель установил, что при временном складировании отходов должны соблюдаться соответствующие экологические и санитарные требования, к числу которых не относится установление именно норм накопления отходов. На основании ст. 34, 56 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», деятельность, осуществляемая с нарушением природоохранных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена. При этом действующее законодательство не предусматривает случаев допустимого нарушения природоохранного законодательства. Требования природоохранного законодательства носят общеобязательный характер и обязанность соблюдения этих требований не ставится в зависимость от того, причиняет ли осуществляемая деятельность реальный вред. Отходы производства являются объектом, чуждым окружающей природной среде, в связи с чем, их ненадлежащее размещение создает потенциальную угрозу экологической безопасности (как в форме химического и биологического, так и механического загрязнения). Отсутствие превышения нормативов загрязняющих веществ на определенный момент не свидетельствует о безопасности деятельности по размещению отходов и не освобождает ООО «Дека-Хим» от обязанности принять меры, исключающие возможность нарушения природоохранного законодательства. При таких обстоятельства ссылка представителей ООО «Дека-Хим» малозначительность совершенного обществом правонарушения, является несостоятельной. Принимая во внимание, что установленные нарушения, а именно несоблюдение ООО «Дека-Хим» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, создают угрозу здоровью и жизни граждан, судья считает необходимым назначить ООО «Дека-Хим» административное наказание в виде административного приостановления деятельности открытой площадки для временного складирования, по адресу: Тульская область, г. Богородицк, ул. Волынкина (земельный участок с кадастровым номером 71:25010104:96), расположенной в 160м. от ворот железнодорожной ветки, длиной 40м. (правее вышеобозначенных ворот) вдоль железнодорожной ветки, шириной 30м. от железнодорожной ветки. Руководствуясь ст. 29.10, 8.2 КоАП РФ, судья постановил: общество с ограниченной ответственностью ООО «дека-Хим», признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности открытой площадки для временного складирования, по адресу: Тульская область, г. Богородицк, ул. Волынкина (земельный участок с кадастровым номером 71:25010104:96), расположенной в 160м. от ворот железнодорожной ветки, длиной 40м. (правее вышеобозначенных ворот) вдоль железнодорожной ветки, шириной 30м. от железнодорожной ветки, сроком на 90 суток. Срок административного приостановления деятельности исчислять с 20.09.2012г. Постановление подлежит немедленному исполнению судебным приставом-исполнителем ОСП г. Богородицка и Богородицкого района. Разъяснить ООО «Дека-Хим» право ходатайствовать о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тульской области в Богородицком, Воловском районах. Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд через Богородицкий районный суд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления. Судья Санкина Т.Р.